21 мая вторник
СЕЙЧАС +7°С
  • 16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    9 апреля 2019

    Такой ЧЕлябинск вы не видели!

    Мы думаем, что знаем свой город. Но так ли это? В спецпроекте «В ЧЕрте города» 74.ru рассказывает о самых необычных местах и их жителях. Каждый понедельник показываем то, чего вы никогда не увидите. Цыганский посёлок и жизнь у мелькомбината. А в следующем выпуске — городок чекистов.

    Подробнее
    Еще

Запрещено фигурно водить и пугать лошадей: 74.ru отыскал первые ПДД Челябинска

В День Правил дорожного движения изучаем, как нужно было водить 100 лет назад

Поделиться

Читать газету 1913 года непросто — помимо странной лексики встречается масса незнакомых букв

Фото: объединенный государственный архив Челябинской области

Первые Правила дорожного движения в Челябинске по объёму сравнимы с небольшой статьёй — всего 2400 символов, которые умещаются на лист А4. Для сравнения: современные — это уже целая книга на 200 тысяч букв. И сегодня, в День ПДД, мы решили сравнить две редакции правил и узнать, как нужно было водить 100 лет назад.

ПДД местного разлива

Первые дорожные правила Челябинска опубликовала газета «Голос Приуралья» летом 1913 года. Официально документ назывался «О порядке езды на велосипедах и автомобилях» и почти повторял ПДД для Оренбургской губернии.

Текст шёл в череде других заметок о распродаже билетов на пьесу «Казнь» в четырёх действиях, о приговоре экипажу финляндского парусника за истязание матросов-негров (20 месяцев арестантских отделений) и запуске сферического аэростата в Петербурге, который поднялся на высоту 2000 метров.

Средство пополнения бюджета

Водители должны были иметь «билет на право управления» и «нумерной знак» — касалось это автомобилистов, гужевых извозчиков и даже велосипедистов. На автомобилях и велосипедах знак крепился на заднюю сторону сиденья. После экзамена «выдержавшему испытание выдавалось о том свидетельство».

И «госномера», и права нужно было обновлять каждый год 1 мая. Причина такой частоты знакома современным автомобилистам — насыщение бюджета.

— Поскольку выдача подобных документов находилась в ведении городской управы, скорее всего, таким образом пополняли казну, — рассказывает заместитель директора областного архива Николай Антипин. — Если автомобилей в то время числилось единицы, то извозчиков — порядка 800, поэтому доход от ежегодных осмотров был неплохим. Существовали и нелегальные извозчики, которые возили пассажиров, не имея документов. За соблюдением правил следила полиция, которая могла арестовать нарушителя, конфисковать транспортное средство и наложить штраф.

Автомобили были редкостью, но они были

Фото: объединенный государственный архив Челябинской области

Проблеме лихачей — сто лет в обед

Появление правил неслучайно. Судя по газетным заметкам, жалобы на транспортников в то время были весьма распространены. Цитируем: «Несмотря на неоднократные заметки в печати, легковые извозчики в тёмные ночи до сих пор продолжают ездить, не зажигая фонарей у экипажей, вследствие чего безнаказанно калечат пешеходов». А вот другое сообщение: «Близ городского общественного сада, на шоссе, была сшиблена женщина. Велосипедист, подняв своего стального коня, быстро скрылся...»

В общем, нелегальные «маршрутчики» и лихие велосипедисты доставали обывателей ещё век назад.

Первые автомобили в Челябинске

— Первые две машины привезли в Челябинск в 1909 году: их приобрели банкир Аглая Марданова и инженер Константин Самборский для использования в качестве такси: первая планировала наладить связь между городом и железнодорожным вокзалом, второй хотел организовать перевозки из Челябинска в Троицк, — рассказывает Николай Антипин. — Оба плана не реализовались. Но в 1911 году в Челябинске появилось уральское автомобильное товарищество, которое объединило водителей — значит, они уже появились.

Дилижансы были неспешными, но защищали от непогоды

Впрочем, частные машины в те годы были огромной редкостью. Большая часть челябинского транспорта имела коммерческое назначение: конные дилижансы заменяли современные автобусы (цена проезда — 5 копеек), а извозчики работали таксистами (35 копеек). В 1911 году появился первый автобус с мотором (10–15 копеек) и прокат автомобилей (3–4 рубля в час), но обе технологии оказались чересчур передовыми: полноценное автомобильное движение появится уже после Первой мировой войны.

Лошадей не огибать

На момент разработки постановления «О порядке езды...» головной болью были всё-таки велосипедисты. Им воспрещалось ездить в скверах, садах, по тротуарам, бульварам и пешеходным дорожкам, а главное — нельзя было пугать лошадей (а ведь так хотелось). На случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и даже закрыть его собой. Опережать повозки разрешалось справа, а обгон слева допускался лишь при остановке лошади у тротуара. Парам велосипедистов запрещалось огибать лошадей с двух сторон.

Правил обгона для автомобилей не существовало вообще. Видимо, авторы первых ПДД еще не верили в способность машины обогнать лошадь.

Правый руль считался в те годы более удобным

Фото: объединенный государственный архив Челябинской области

Откуда взялся правый руль

Интересно, что правила 1913 года устанавливали правостороннее движение. Выпуск в Риге праворуких «Руссо-Балтов» наводил на мысль о левостороннем движении в Российской Империи, но это ошибочное мнение. Просто в то время считалось, что правый руль удобнее, потому что водитель может выйти сразу на тротуар.

Скорость до 20 км/час

Быстрая езда вообще воспрещается, писали авторы правил. Ехать следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси и держась за руль; огибать углы или пересекать улицы следует по возможности тихим ходом.

Для справки, лошадиная рысь — это скорость примерно до 20 км/час. Такие ограничения действуют сейчас во дворах. Впрочем, для велосипеда скорость 20 км/час считается вполне приличной и сейчас, но для автомобилей такие ограничения были откровенной дискриминацией. Так, рубеж в 100 км/час они преодолели еще в конце XIX века, а в десятых годах прошлого века даже массовые модели вроде Ford T разгонялись до 60–70 км/час.

Не лихачь и уступай крестному ходу

Недавно в ПДД появился запрет на опасное вождение. Был он и в правилах 1913 года, правда, с витиеватой формулировкой: всякого рода фигурная езда, состязания, злоупотребление звонками, гудком и прочее воспрещается. Другими словами, циркачам место в цирке.

Но были и совсем уж зловещие пункты, например, при встрече с крестным ходом, большими похоронами, процессиями или вообще значительным числом пешеходов либо экипажей велосипедисты обязаны сойти с велосипеда и провести его в руках или же уйти в боковую улицу.

Первые в мире ПДД

А почему День ПДД отмечается 14 августа? Потому что в этот день в 1893 году во Франции был опубликован первый текст правил, и он тоже был для внутреннего, французского, пользования. Вопрос о создании единых для Европы ПДД был поднят только в 1909 году, а конвенцию о формате дорожных знаков приняли в Женеве лишь в 1931 году. К ней, кстати, присоединился и Советский Союз. В этом же году в Союзе был подписан циркуляр «О порядке организации надзора за выполнением правил уличного движения», а через пять лет создана Госавтоинспекция. Но единые для страны ПДД появились лишь в 1940 году, да и то не враз: их эволюция до современных стандартов заняла десятилетия.

Выстраданный текст

Многие привыкли ругать ПДД за нелогичность и антинародность, и бытует даже мнение, что ездить по правилам невозможно. Но Правила дорожного движения — это один из самых выстраданных текстов, который вобрал в себя опыт поколений. В основе своей современные ПДД представляют стройную систему, которая пусть не исключает рисков, но снижает их во много раз. А без них — полный хаос.

Знание правил — это ещё и хороший способ сэкономить, например, вот список из десяти нарушений, за которые эвакуируют на штрафстоянку. Фиксировать нарушения правил скоро смогут даже пешеходы. Правила эволюционируют и сейчас, например, недавно в них добавили разметку-вафлю.

Если вы располагаете доступом к интересным архивным документам, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.