ѕервыми вариатор получат Lada Vesta и X-Ray в конце этого года
ѕервыми вариатор получат Lada Vesta и X-Ray в конце этого года

Ќа ј¬“ќ¬ј«≈ завершаетс€ доводка новой автоматической трансмиссии — вариатора. ћы разобрались, что это будет за коробка и лучше ли она «автоматов», которые отечественный производитель предлагает сейчас.

ѕроблема назрела давно. ¬ –оссии «автоматы» востребованы больше, чем «механика», и по итогам августа дол€ первых достигла 55%. Ќо ј¬“ќ¬ј« тут в роли догон€ющего — у него этот показатель едва превышает 8%.

Ќа обновленную Lada Granta ставитс€ и гидромеханика, и робот
Ќа обновленную Lada Granta ставитс€ и гидромеханика, и робот

¬ арсенале завода два типа автоматических трансмиссий, но оба вызывают настороженность покупателей. „етырехступенчатый «автомат» Jatco JF414E ведет родословную еще с конца 80-х. Ќесмотр€ на многократные апдейты, ощущаетс€ он весьма старомодным, съеда€ и без того не рекордную динамику разгона «Ћад».

ƒл€ Lada Vesta предлагаетс€ роботизированна€ трансмисси€ јћ“ совместной разработки ј¬“ќ¬ј«а и немецкой компании ZF
ƒл€ Lada Vesta предлагаетс€ роботизированна€ трансмисси€ јћ“ совместной разработки ј¬“ќ¬ј«а и немецкой компании ZF

¬ 2014 году ј¬“ќ¬ј« представил собственный «робот» на базе п€тиступенчатой механики.  оробка получилась недорогой: прибавка в цене составл€ет лишь 25 тыс€ч рублей, тогда как «автомат» Jatco требует доплаты примерно 40 тыс€ч.   тому же «роботы» достаточно экономичны: если вычесть из уравнени€ расходы на гидропривод, они работают как механические трансмиссии.

Ќо есть и минусы.  ак и все «роботы» с одним сцеплением, вазовский агрегат отличаетс€ паузами в переключени€х. «авод регул€рно обновл€ет прошивки, и последн€€ верси€ по€вилась на рестайлинговых Lada Granta вместе со спортивным режимом переключени€.

ѕочти все «роботы» страдают от детских бол€чек, которых не избежала и Lada: например, владельцы «роботизированных» Vesta жаловались на проблемы со сцеплением

ѕоэтому и статистика пока не в пользу таких коробок: например, сегодн€ лишь 5% Granta выпускаютс€ с гидромеханическим автоматом, а с «роботом» еще меньше — чуть более 1%. Vesta с «роботом» выбирает один клиент из дес€ти.

„аще всего «роботы» выбирают покупатели универсалов Vesta SW — примерно каждый шестой
„аще всего «роботы» выбирают покупатели универсалов Vesta SW — примерно каждый шестой

ј между тем конкуренты той же Vesta предлагают современные шестиступенчатые «автоматы», которые есть в арсенале KIA Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo.

ѕочему такой «автомат» не использует ј¬“ќ¬ј«? ѕотому что готового агрегата нет, а его разработка с чистого листа ради нескольких моделей — удовольствие слишком дорогое. ” того же аль€нса Hyundai-KIA шестиступенчатый автомат ставитс€ на дес€тки машин, и младшим модел€м досталс€ с «братского плеча».

 стати, ј¬“ќ¬ј« уже выступал с идеей объединить усили€ российских автосборщиков и построить унифицированный шеститиступенчатый «автомат», который подходил бы и к «¬есте», и к условному «—ол€рису». »ностранные концерны идею не поддержали.

“ем более аль€нс Renault-Nissan, которому принадлежит ј¬“ќ¬ј«, давно использует вариаторы. —ейчас такую коробку приспосабливают дл€ некоторых модификаций Renault Logan вместо архаичного четырехступенчатого «автомата», наследника проблемной коробки DP0. “ак что установка вариатора на Vesta была, скорее, вопросом времени.

—тавить на Vesta четырехступенчатый автомат, как на Granta, не стали — слишком уж консервативно
—тавить на Vesta четырехступенчатый автомат, как на Granta, не стали — слишком уж консервативно

ј¬“ќ¬ј« не раскрывает подробностей о новом вариаторе, но с большой веро€тностью это будет коробка Jatco JF015E (CVT-7), хорошо знакома€ по другим модел€м аль€нса Renault-Nissan, например, Kaptur, Juke и Qashqai.  стати, помимо вариаторной части у неЄ есть и двухступенчата€ гидромеханическа€ коробка, то есть формально это гибрид вариатора и «автомата».

ƒо сих пор этот вариатор сочеталс€ с «ниссановскими» моторами, включа€ H4M российской сборки. Ќа ј¬“ќ¬ј«е его наверн€ка приспособ€т под работу с собственными двигател€ми объемом 1,6 и 1,8 литра, в первую очередь, дл€ Lada X-Ray и Vesta.

Ётот же вариатор став€т на Nissan Qashqai
Ётот же вариатор став€т на Nissan Qashqai

ћы пробовали вариатор Jatco JF015E на нескольких модел€х Renault и Nissan, и ездовые впечатлени€ от него неплохие. ќн не держит двигатель на посто€нных оборотах, как вариаторы первых поколений, которые создавали «эффект троллейбуса»: двигатель воет, а машина как будто не разгон€етс€. Ѕольшую часть времени вариатор Jatco имитирует работу обычной гидромеханической трансмиссии: пока едешь спокойно, частота двигател€ колеблетс€ в диапазоне 1500–3000 об/мин, но чем интенсивнее давишь на газ, тем сильнее раскручиваетс€ мотор. ¬ целом он довольно интуитивен.

» достаточно экономичен: например, Nissan Qashqai с механической шестиступенчатой коробкой и вариатором имеют одинаковый паспортный расход топлива. —пасибо гибридной конструкции, котора€ обеспечила очень большой динамический диапазон — соотношение максимального и минимального передаточного чисел 7,27 единицы. Ёто больше, чем у некоторых «механик».

ћинусы? ¬ариатор скрадывает динамику разгона, например, у Renault Kaptur эта коробка «съедает» полсекунды в разгоне до 100 км/час, а у Nissan Qashqai — две секунды. ¬ последнем случае виноват не только сам вариатор, но и необходимость снижать крут€щий момент мотора, потому что потолок дл€ Jatco JF015E — 170–180 Ќ*м.

ƒл€ примера, в случае с Renault Kaptur вариатор требует доплаты 51 тыс€чу рублей
ƒл€ примера, в случае с Renault Kaptur вариатор требует доплаты 51 тыс€чу рублей

Ќо даже не это главное. ¬ариатор €вл€етс€ довольно сложным узлом, и, например, стоимость его замены дл€ Nissan Qashqai превышает 400 тыс€ч рублей! ѕри этом поломки вариаторов JF015E — не редкость. “от же стальной ремень имеет ресурс 120–150 тыс€ч километров, а еще раньше может потребовать внимани€ гидравлическа€ часть.  ак минимум, вариатор требует обслуживани€ и периодической диагностики, а еще не любит агрессивной езды, особенно в непрогретом состо€нии.

¬прочем, насколько надежной окажетс€ вазовска€ верси€ вариатора, судить рано. Ќо дл€ ј¬“ќ¬ј«а проблемой будет имидж вариаторов как таковых: в –оссии к ним прочно приклеилась репутаци€ одного из самых проблемных типов автоматической трансмиссии. » заводу потребуетс€ делом доказать надежность новой коробки, чтобы отвлечь аудиторию от конкурентов с гидромеханическими автоматами. 

 акой тип коробки передач вы предпочитаете?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ћеханику
  • √идромеханический автомат
  • ¬ариатор
  • «–обот» с одним сцеплением
  • «–обот» с двум€ сцеплени€ми (например, DSG)
ѕроголосовать   сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

„то нового у ј¬“ќ¬ј«а?

Ќедавно обновил Lada Granta, объединив еЄ с Kalina. Ћетом вышла Lada Vesta Cross с увеличенным дорожным просветом. ј ещЄ раньше на рынок выпустили универсал Lada Vesta SW. ј вот на что жаловались первые владельцы Lada Vesta