ѕерекресток проспекта Ћенина и јртиллерийской (вид с точки зрени€ водител€). ƒвига€сь по левой полосе, попадаешь на встречку
ѕерекресток проспекта Ћенина и јртиллерийской (вид с точки зрени€ водител€). ƒвига€сь по левой полосе, попадаешь на встречку

Ќа 74.ru обрушилс€ шквал обращений от чел€бинских автомобилистов, которые не понимают, как проезжать перекрЄстки, сужающиес€ после пересечени€. ќни в изобилии по€вились после «дорожной революции» и став€т в тупик даже экспертов. –азбираемс€, как преодолевать такие участки, чтобы не нарушить правила и не попасть в ƒ“ѕ.

ƒо перекрестка проезжать пр€мо разрешают четыре полосы
ƒо перекрестка проезжать пр€мо разрешают четыре полосы
Ќо после перекрестка они превращаютс€ в три, права€ часто зан€та общественным транспортом
Ќо после перекрестка они превращаютс€ в три, права€ часто зан€та общественным транспортом

—  аждый день вижу аварийные ситуации на проспекте Ћенина в районе пересечени€ с јртиллерийской, если ехать от „“« в центр, — рассказывает јлександр. — „етыре полосы до перекрЄстка превращаютс€ в три после него. Ћевые р€ды вжимают правые в обочину. Ќесколько раз проезжал перекрЄсток по второй полосе, не мен€€ р€дности, и уже заранее предвидел, что машины слева будут метить мне в бок.

ѕересечение ѕервой ѕ€тилетки и јртиллерийской: обратите внимание, как неожиданно маневрируют водители в правом р€ду. ¬идео компании «»нтерсв€зь»

Ќа перекрЄстке јртиллерийской и ѕервой ѕ€тилетки левый р€д оставлен дл€ поворота, а два правых сильно смещены: фактически, если ехать по второму р€ду, после пересечени€ окажешьс€ в первом. ѕо логике и машины должны двигатьс€ со смещением, но в отсутствие разметки конфликтные ситуации случаютс€ ежеминутно.

ѕересечение  омсомольского проспекта и „айковского: сложна€ конфигураци€ вынуждает водителей толкатьс€ после перекрестка. ¬идео компании «»нтерсв€зь»

ѕересечение „айковского и  омсомольского проспекта само по себе имеет S-образную форму, и хот€ до и после перекрЄстка остаЄтс€ по две полосы, в какую именно целитьс€, пон€тно не всегда.

 ак проезжать перекрестки, где р€ды исчезают или искривл€ютс€?

ѕри наличии разметки всЄ более-менее пон€тно: нужно выполн€ть еЄ требовани€. ѕримеры таких перекрЄстков: ¬оровского и —они  ривой (сейчас ремонтируетс€) и Ѕлюхера с –ылеева.

ѕересечение Ѕлюхера с улицей –ылеева: разметка идЄт по диагонали
ѕересечение Ѕлюхера с улицей –ылеева: разметка идЄт по диагонали

Ќапример, при движении по второй полосе улицы Ѕлюхера после пересечени€ с –ылеева «геометрически» попадаешь в первую полосу. Ќо разметка предписываетс€ смещатьс€ левее, причем трЄм р€дам сразу. ѕодход не идеален — в иные дни разметку просто не видно, и возникает конфликт тех, кто помнит о еЄ существовании, и тех, кто едет на видимость. Ќо так хот€ бы проще разбор ƒ“ѕ — если разметку хоть чуть-чуть видно, виновным с большой веро€тностью признают того, кто нарушал еЄ требовани€.

—ложности начинаютс€, когда разметки на перекрЄстке нет. ѕравило первое — уступает тот, чь€ полоса исчезла.

— Ќапример, если при пр€молинейном проезде перекрестка по левому р€ду вы оказываетесь на встречной полосе, то должны перестроитьс€ правее, соблюда€ пункт 8.4 ѕƒƒ, который предписывает уступать дорогу тем, кто движетс€ без смены направлени€, — комментирует автоюрист Ћев ¬оропаев. — “о же самое применимо, если исчезает права€ полоса, как на перекрЄстке ѕервой ѕ€тилетки и јртиллерийской — уступать должны те, кто в правом р€ду.

Ёто мнение раздел€ет юрист группы «‘орлекс» Ќиколай ѕопов:

— јвтомобилист должен сориентироватьс€ в ситуации. ƒаже в отсутствие разметки мысленно определить встречную сторону дороги и количество полос, и если получаетс€, что дл€ продолжени€ движени€ требуетс€ перестроение — пропустить остальных.

¬ „ел€бинске немало мест, где после перекрЄстка правый р€д сохран€етс€, но очень скоро сужаетс€ и пропадает: например, такое место есть на проспекте ѕобеды после пересечени€ с Ѕолейко в сторону „“«. ≈стественно, при перестроении левее необходимо уступать сосед€м.

—ужение левых полос около магазина «ёрюзань»
—ужение левых полос около магазина «ёрюзань»

—лучаетс€, исчезают и левые р€ды, как на том же проспекте ѕобеды около магазина «ёрюзань» (пересечение с √орького): сразу два левых р€да упираютс€ в диагональную сплошную линию.

Ќо что делать, если перекрЄсток слишком широкий или сложный, чтобы можно было разобратьс€, кто и кому должен уступать?

— ≈сли траектории автомобилей пересекаютс€, а очередность проезда не оговорена иными пунктами правил, в дело вступает пункт 8.9 ѕƒƒ — уступать должен тот, кто находитс€ слева, — объ€сн€ет Ћев ¬оропаев.

Ёто относитс€ к участкам с конфигурацией бутылочных горлышек, где границы вашего направлени€ плавно сужаютс€, не име€ €вных «ступенек» слева или справа (или знаков сужени€ дороги).  стати, необходимость уступать помехе справа в таких ситуаци€х совершенно неинтуитивна, ведь на подкорке водителей записано, что в правом р€ду — сплошные тихоходы.

Ќо и чрезмерно уповать на правило правой руки не стоит.

— ¬ случае ƒ“ѕ на перекрЄстке сложной конфигурации √»Ѕƒƒ затребует схему организации движени€ и будет определ€ть нарушител€ исход€ из неЄ, — делитс€ опытом Ћев ¬оропаев. — ¬ таких делах велика роль человеческого фактора, потому что одну и ту же ситуацию можно интерпретировать по-разному.

ј пон€ть, что именно имели в виду дорожники, сид€ за рулЄм, можно не всегда. ¬одитель видит лишь ограниченный фрагмент перекрЄстка и должен принимать решени€ очень быстро, а значит, в иных случа€х лучше перестраховатьс€.

”лица Ѕратьев  ашириных около “оргового центра: здесь сложилась схема движени€, при которой машины из разгонной полосы уход€т направо, хот€ манЄвр нужно совершать с расшир€ющейс€ в этом месте основной правой полосы
”лица Ѕратьев  ашириных около “оргового центра: здесь сложилась схема движени€, при которой машины из разгонной полосы уход€т направо, хот€ манЄвр нужно совершать с расшир€ющейс€ в этом месте основной правой полосы

ј ещЄ учитывать привычки.

— Ќа отдельных перекрЄстках стихийно складываетс€ нека€ схема движени€, которой подчин€ютс€ те, кто ездит по ним регул€рно, — объ€сн€ет Ќиколай ѕопов. — » даже если она противоречит тому, что имели в виду дорожные службы и √»Ѕƒƒ, еЄ тоже нужно учитывать.

ќба эксперта сход€тс€ во мнении, что дать однозначный совет о проезде «косых» перекрЄстков нельз€ — слишком многое зависит от нюансов. ёристы советуют помимо прочего пользоватьс€ правилом трЄх «ƒ»: дай дорогу дураку.

— ƒаже если вы уверены в своей правоте, проще уступить, — считает Ћев ¬оропаев. — –асследование таких инцидентов очень превратно.

Ќиколай ѕопов также напоминает, что долю ответственности могут возложить на обоих автомобилистов:

— ≈сть пон€тие обоюдной вины, и если водители обрат€тс€ в суд, он распределит еЄ в той или иной пропорции, скажем, 30:70. —кажем, одного водител€ обвин€т в том, что он не уступил дорогу, другого — что не сделал всЄ возможное дл€ предотвращени€ ƒ“ѕ.

¬ теории скачущих и исчезающих полос быть не должно, и „ел€бинск постепенно избавл€етс€ от мест с откровенно спорными схемами движени€. Ќо зачастую дл€ повышени€ пропускной способности перекрЄстков выгоднее расширить примыкающую к нему дорогу, а это приводит к по€влению спорных ситуаций. 

»спытываете ли вы сложности при проезде перекрестков описанного типа?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќет, не замечал проблему
  • Ќет, всегда готов уступить
  • ƒа, очень часто 
  • ¬ „ел€бинске все перекрЄстки нелепы и нелогичны
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬ „ел€бинске конфликтные ситуации возникают из-за очень широких полос. Ѕок о бок в них помещаютс€ два автомобил€, хоз€ева которых затем спор€т, чь€ была полоса. Ќа улице Ѕратьев  ашириных есть участок, где регул€рно происход€т «бои за полосу». ћного споров вызывает и проезд пересечений, где действует правило правой руки.