В 2013 году с подачи МВД началось массовое закрытие стационарных постов ГИБДД под предлогом их низкой эффективности. На этой неделе челябинские депутаты постановили передать четыре контрольных пункта в собственность городу. Мы решили посетить семь таких зданий в областном центре и посмотреть, во что они превратились за пять лет простоя.
Стационарные посты ГИБДД ставили на магистралях, ведущих из города, и одной из их функций было оперативное перекрытие дорог во время облав на угнанные автомобили и прочих эксцессов. Но к середине нулевых стало понятно, что настоящие злоумышленники знают десятки обходных троп, и функцию перехвата уже не выполняли. Это стало одной из причин их закрытия.
Ещё одна причина отказа от стационарных постов — это сокращение самих инспекторов ГИБДД, функционал которых в последние десять лет всё больше берут на себя камеры фотовидеофиксации нарушений. Поскольку дежурство на посту требовало трёх–шести человек с оружием и прочим оборудованием, «рентабельность» постов стала вызывать вопросы.
Против постов высказывались многие правозащитники, намекая, что их основной функцией были дорожные поборы, особенно на южном направлении. Выявлять реальные нарушения, стоя в предсказуемом месте, было практически невозможно. И если раньше стационарные посты давали дополнительные полномочия инспектору, например, позволяли «беспричинно» проверять документы, то в новом регламенте ГИБДД это преимущество фактически убрали, прописав порядок проверки документов вне постов.
Не испытывают особенной ностальгии по постам и в самой ГИБДД: в областной инспекции нам сказали, что тратить время на дежурство в одной всем известной точке сегодня бессмысленно, поэтому экипажи ДПС расставляют по гибкой схеме, меняя дислокацию и учитывая карту аварийности.
Как видите, челябинские посты заколотили основательно: ни один не превратился в бомжатник. Но время всё равно делает свое дело, поэтому даже вид у них всё равно жалкий. Будут ли их сносить, продавать или переделывать — пока неясно. Во что превращают бывшие посты ГИБДД в других регионах? В Новосибирске, например, их приспособили под кафе и шиномонтажки.
Впрочем, у постов ГИБДД была одна небесполезная функция: водители всегда знали, где могут найти инспектора. Зачем? Например, если на трассе вас пытается остановить подозрительный экипаж ГИБДД, вы имеете право проехать и обратиться на ближайший стационарный пункт: а были они вблизи практически всех крупных городов. Впрочем, сейчас можно сообщить об инциденте по телефону.
А ещё у каждого водителя со стажем обязательно есть история, связанная с остановкой на стационарном посту. Делитесь ими в комментариях.
Нужны ли Челябинску стационарные посты ГИБДД?
В ближайшее время в Челябинске резко возрастёт количество работающих камер фотовидеофиксации нарушений.
А приставам тем временем облегчают взыскание штрафов ГИБДД с должников.
О том, какие ещё нововведения ждут водителей в ближайшее время, — в нашем обзоре.
Если вы столкнулись с проблемами в автомобильной жизни, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.