ѕример неоднозначной ситуации: приоритет вроде бы имеет Nexia, потому что у Volkswagen — помеха справа. Ќа самом деле Nexia едет по стихийно накатанной дороге, и еЄ тут вообще быть не должно. ƒл€ –оссии такие головоломки очень характерны
ѕример неоднозначной ситуации: приоритет вроде бы имеет Nexia, потому что у Volkswagen — помеха справа. Ќа самом деле Nexia едет по стихийно накатанной дороге, и еЄ тут вообще быть не должно. ƒл€ –оссии такие головоломки очень характерны

Ќекоторые правила выветриваютс€ сразу после автошколы, поэтому в проекте «ѕƒƒ дл€ бывалых» мы вспоминаем пункты, которые водители обычно зубр€т уже после аварии. ƒл€ знатоков предлагаем небольшой тест в конце статьи. 

ѕравило правой руки — так на жаргоне называетс€ требование уступить помехе справа. ѕикантна€ подробность в том, что правило это растащено сразу по трЄм пунктам ѕƒƒ. —уть заключаетс€ в следующем.

ѕункт 13.11 (выдержку из ѕƒƒ см. в конце статьи) действует на перекрЄстках равнозначных дорог, в том числе когда главна€ дорога поворачивает. »сключение сделано дл€ перекрЄстков с круговым движением: даже в отсутствие знаков приоритета едет первым тот, кто уже на кольце. «нак 4.3 « руговое движение» при этом об€зателен.

ѕункт 8.4 об€зывает уступать помехе справа при одновременном перестроении — это правило часто работает на многополосных магистрал€х.

», наконец, во всех не€сных ситуаци€х, когда траектории пересеклись, действует пункт 8.9. Ќапример, он востребован при разъездах на парковках или при одновременном развороте по траектори€м разной крутизны.

“ребование уступить помехе справа кажетс€ простым, и тем не менее нарушают его частенько и не всегда со злым умыслом. 

¬ этом видео при€тно удивл€ют корректна€ речь и аргументированна€ позици€ владельца регистратора Region 52/Youtube

“ипичный пример: вы едете вдоль жилого массива, приближаетесь к пересечению проезжих частей, справа по€вл€етс€ автомобиль. Ќужно ли уступать ему? ≈сли территори€ справа €вл€етс€ жилой зоной или любой другой прилегающей территорией (парковкой например), правило правой руки дл€ вас не действует — уступает тот, кто выезжает. Ќо если он находитс€ на равноценной дороге, котора€ во всех градостроительных документах считаетс€ улицей, в отсутствие знаков приоритета уступать должны вы.

ѕример ситуации, когда определить, кто же должен был уступать, крайне сложно: примыкающа€ справа проезжа€ часть может быть как полноценной дорогой, так и выездом с рынка, на чЄм настаивает владелец регистратора

Ќа иллюстраци€х к билетам автошколы жилые зоны и прилегающие территории обозначены €вно. ¬ реальности предугадать, €вл€етс€ ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей, не всегда просто. “ем более зимой, когда проезжую часть могут накатать по снегу пр€мо через газон.

Ќа парковках супермаркетов водители нередко считают себ€ на главной дороге, двига€сь по пр€мому проезду: дескать, уступать должны те, кто выезжает из боковых «проулков». Ќо чаще всего территори€ парковки €вл€етс€ «равнозначной», поэтому при пересечении траекторий действует пункт 8.9.

»з-за особенностей разметки два автомобил€ из соседних полос после примыкани€ дороги оказались вдруг в одной сужающейс€ полосе. ‘ормально при пересечении их траекторий и отсутствии других особенностей уступить должен владелец автомобил€ KIA
»з-за особенностей разметки два автомобил€ из соседних полос после примыкани€ дороги оказались вдруг в одной сужающейс€ полосе. ‘ормально при пересечении их траекторий и отсутствии других особенностей уступить должен владелец автомобил€ KIA

ѕересечени€ траекторий возникают и в местах сужени€ проезжей части. ѕроблем нет, если они обозначены знаками и разметкой, например мы чЄтко видим конец разгонной полосы и уступаем тем, кто движетс€ по основной проезжей части. ј если нет? “огда возникает двусмысленность, потому что при «равноценном» сужении дороги уступать должны те, кто движетс€ в левых р€дах. Ёто не интуитивно и дл€ многих водителей оскорбительно, поэтому они стрем€тс€ втереть «правого» в обочину, хот€ он прав не только физически, но и по существу.

¬ сухом остатке получаем следующее: в идеальном мире, где знаками отмечены выезды из жилых зон и с прилегающих территорий и где разметка всегда видима, проблем с применением правила правой руки нет. ¬ реальном же мире часто возникает не€сность, тем более у водителей не так много времени на прин€тие решени€. ѕлюс многое решают привычки: например интуитивно кажетс€, что на “-образных перекрЄстках приоритет у тех, кто едет пр€мо, хот€ это не всегда так.

«апомним следующее: приближа€сь к пересечению, на котором нет знаков, разметки или €вных признаков выезда с прилегающей территории, готовимс€ уступить помехе справа. ¬ерно и обратное: если у вас помеха слева и вы уверены в своЄм преимуществе, имейте в виду, что оппонент может видеть ситуацию по-другому.

ѕопадать в аварии, где задействован один из трЄх указанных пунктов, чревато: при их разборе ситуаци€ нередко переворачиваетс€ с ног на голову. Ѕыли прецеденты, когда решение мен€лось через три года: изначально одному из водителей вмен€ли нарушение пункта 8.9 ѕƒƒ, но в судебных разбирательствах со страховой вы€сн€лось, что пересечение всЄ же было неравноценным.

ј теперь — небольшой тест. 

»меет ли вы приоритет по правилу правой руки при въезде на перекрЄсток, обозначенный этим знаком?

  • ƒа, уступать должны те, кто движетс€ по кольцу
  • Ќет, дл€ подобных ситуаций в ѕƒƒ есть исключение
  • ƒа, если вы въезжаете по главной дороге

ƒолжен ли водитель «Ќивы» уступить белому Volkswagen, если знаков перед пересечением нет?

  • ƒа, потому что у него помеха справа
  • Ќет, Volkswagen выезжает из жилой зоны

 акие правила разъезда действуют внутри парковок в отсутствие знаков приоритета?

  • ѕриоритет у тех, кто движетс€ вдоль широких проездов по пр€мой
  • ѕри пересечении траекторий нужно уступать помехе справа
  • ѕриоритет у тех, кто выезжает задним ходом

ƒолжны ли водители уступать дорогу пешеходам, которые приближаютс€ справа, двига€сь по проезжей части жилой зоны?

  • ƒа, пункт 8.9 ѕƒƒ требует уступить помехе справа
  • Ќет, «правило правой руки» на пешеходов не распростран€етс€
  • ”ступать нужно всем пешеходам вне зависимости от траектории

¬ыдержки из ѕƒƒ 

13.11. Ќа перекрестке равнозначных дорог, за исключением случа€, предусмотренного пунктом 13.11(1) правил, водитель безрельсового транспортного средства об€зан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимс€ справа.

13.11(1). ѕри въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства об€зан уступить дорогу транспортным средствам, движущимс€ по такому перекрестку.

8.4. ѕри перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимс€ попутно без изменени€ направлени€ движени€. ѕри одновременном перестроении транспортных средств, движущихс€ попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, наход€щемус€ справа.

8.9. ¬ случа€х, когда траектории движени€ транспортных средств пересекаютс€, а очередность проезда не оговорена правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближаетс€ справа.

ѕредыдуща€ сери€ проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых» была посв€щена езде по невидимой разметке.

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто». 

ѕƒƒ дл€ бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

ѕравильные ответы: 5/10

¬ы точно сдавали на права?

ѕƒƒ дл€ бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

ѕравильные ответы: 5/10

Ќеплохо, но можно лучше

ѕƒƒ дл€ бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

ѕравильные ответы: 5/10

Ѕезупречный результат!