јвтомобиль KIA Sorento был приобретен владельцем у чел€бинского дилера, компании «“ехно-ћоторс» за сумму около 1,6 миллиона рублей
јвтомобиль KIA Sorento был приобретен владельцем у чел€бинского дилера, компании «“ехно-ћоторс» за сумму около 1,6 миллиона рублей

 россовер KIA Sorento был куплен жителем  ургана јлексеем в 2015 году в „ел€бинске, а три года спуст€ он обратилс€ к продавцу ќќќ «“ехно-ћоторс» с требованием забрать автомобиль и выплатить ему полную стоимость новой машины. —уд встал на сторону истца, а попутно присудил огромную компенсацию за просрочку платежа. ѕочему KIA Sorento оценили как Mercedes-Benz S-класса, разбиралс€ сайт 74.ru.

—уд€ по документам, KIA в самом деле оказалс€ довольно проблемным, и с момента покупки в августе 2015-го ремонтировалс€ неоднократно. —ама€ серьезна€ поломка св€зана с трансмиссией: по гарантии ему заменили дифференциал и раздаточную коробку. Ёти работы проводились за счет производител€ и довольно быстро — в течение дн€ (ремонт выполн€л другой дилер KIA). ¬последствии потребовались и другие визиты в сервис дл€ устранени€ незначительных проблем, св€занных с первым ремонтом. Ќесколько раз у автомобил€ выходил из стро€ подогрев сидений, и, по словам владельца, в общей сложности Sorento был в неисправном состо€нии более двух мес€цев.

 лиент ремонтировал автомобиль не у продавца, компании «“ехно-ћоторс», а у других дилеров KIA. ѕоследний ремонт подогрева сидений был проведен в феврале 2018 года, после чего автомобиль эксплуатировалс€ в обычном режиме. Ќо в августе 2018 года владелец выкатил компании «“ехно-ћоторс» требование забрать автомобиль и вернуть ему полную сумму с учетом подорожани€ модели за истекшие со дн€ покупки три года.

«“ехно-ћоторс» — один из трех официальных дилеров KIA в „ел€бинске. јвтомобиль был куплен здесь, но ремонтировалс€ у двух других дилеров KIA
«“ехно-ћоторс» — один из трех официальных дилеров KIA в „ел€бинске. јвтомобиль был куплен здесь, но ремонтировалс€ у двух других дилеров KIA

—отрудники «“ехно-ћоторса» попросили владельца предоставить документы, подтверждающие многократные и длительные ремонты, чтобы определить, действительно ли у автомобил€ имелс€ существенный недостаток. Ќи автомобил€, ни документов (кроме сервисной книжки) клиент не предоставил, и вопрос повис в воздухе: дилер не отказывал в замене, но не мог оценить обоснованность требований.

¬ но€бре владелец подал иск в ўучанский районный суд  урганской области, который встал на сторону водител€. ѕозже, 12 марта 2019 года, во врем€ апелл€ции решение первого суда с некоторыми оговорками поддержала коллеги€  урганского областного суда.

ќќќ «“ехно-ћоторс» присудили компенсировать клиенту более 7 миллионов рублей, что в четыре раза превышает стоимость самого автомобил€. »з чего складывалась сумма?

¬о-первых, это цена KIA Sorento в 2015 году — 1 594 900 рублей. ¬о-вторых, разница стоимости между новым Sorento тогда и сейчас — 260 000 рублей. ¬-третьих, компенсаци€ морального вреда в 2000 рублей (истец просил 20 000 рублей). Ќо львиную долю суммы формирует неустойка (1% за каждый день просрочки) и штраф. Ќа 12 марта 2019 года эта сумма составл€ла 5 426 582 рублей и продолжает расти примерно на 17 тыс€ч рублей ежедневно. ќбща€ компенсаци€ приближаетс€ к 7,5 миллиона рублей, что близко к п€тикратной стоимости покупки.

ƒилер с подобными претензи€ми не согласен. ѕозицию ќќќ «“ехно-ћоторс» нам по€снил юрист  онстантин Ѕушуев:

— —огласно документам, общий срок нахождени€ автомобил€ в ремонте за три года составл€л 11 дней, и документальных подтверждений, что машина провела в ремонте более двух мес€цев, мы не видели. “акже мы не видели документов, которые бы подтверждали четыре ремонта подогрева сидений, равно как не могли посмотреть сам автомобиль, чтобы пон€ть причину столь частых поломок и убедитьс€, что они не св€заны, например, с характером эксплуатации. ѕриобщени€ к делу заказ-нар€дов на ремонт и сервисной книжки не за€вл€лось, и каким образом эти документы по€вились в деле, не€сно.

—уд ссылаетс€ на документ, отпечатанный на фирменном бланке «“ехно-ћоторса», который подтверждает ремонт подогрева сидений в 2016 году.

— Ётот бланк с нашей «шапкой» распечатан на принтере и не имеет печатей, — по€сн€ет  онстантин Ѕушуев. — » у нас нет записи о том, что автомобиль проходил ремонт в это врем€.

ќднако дл€ судебной коллегии этот документ стал одним из решающих: хот€ и было признано, что записей о ремонте нет в сервисной книжке, документ оставлен в деле, поскольку, цитируем, «заказ-нар€ды выполнены на специальных бланках, содержат наименовани€ KIA и ќќќ "“ехно-ћоторс", подпись мастера цеха, что позвол€ет судить о том, что они выданы ответчиком».

ќтветчик считает, что поломки подогрева сидений не преп€тствовали использованию автомобил€ по назначению
ќтветчик считает, что поломки подогрева сидений не преп€тствовали использованию автомобил€ по назначению

јвтомобили относ€тс€ к технически сложным товарам, и закон «ќ защите прав потребителей» разрешает в определенных случа€х вернуть его продавцу и взыскать компенсацию, если возникла просрочка. Ќе углубл€€сь в дебри, сделать это можно, если у автомобил€ обнаружен существенный недостаток.  ритериев такого недостатка много: например, к ним относ€тс€ проблемы, дл€ устранени€ которых требуютс€ несоразмерные расходы. „асть критериев св€зана со сроками ремонта, скажем, недостаток существенный, если автомобиль провел в гарантийном сервисе более 45 дней или простаивал более 30 суток каждый гарантийный год. Ќо в данном случае доказательств длительного или чрезмерно сложного срока ремонта не было.  стати, во врем€ апелл€ции суд признал, что замена раздаточной коробки и дифференциала хоть и потребовала нескольких визитов в сервис, проведена таким образом, что признать недостаток существенным нельз€.

Ќо €блоком раздора стал многократный ремонт сидень€, и здесь взгл€ды истца (а также суда) и ответчика кардинально расход€тс€. —уд постановил, что существенность недостатка определ€етс€ его повтор€емостью. ѕредставитель ќќќ «“ехно-ћоторс» считает, что помимо недостаточных доказательств этих «повторений» сам по себе подогрев сидений не преп€тствует использованию автомобил€ по назначению.

 онстантин Ѕушуев указывает, что при возникновении проблем с автомобилем клиент должен выбирать форму компенсации: либо бесплатный ремонт, либо замена (возврат денег).

— ѕолучилось, дилеры KIA потратились на ремонт, при этом клиент каждый раз принимал его результаты и продолжал эксплуатировать автомобиль длительное врем€, но затем, когда подошЄл к концу гарантийный период, вдруг потребовал полной замены машины. ѕо смыслу закона, необходимо всЄ же определитьс€. ≈сли бы, например, ремонт длилс€ слишком долго, и на 46-й день у владельца лопнуло терпение — позици€ была бы пон€тна. Ќо в данном случае он воспользовалс€ своим правом на гарантийное устранение недостатков, и оно было выполнено, а значит, требование о возврате денег за автомобиль неправомерно.

ћы обратились за комментари€ми к адвокату јлександру ўербинину. ћожно ли считать многократную поломку подогрева сидений одним недостатком, если всЄ врем€ ломались разные элементы подогрева?

— ≈диной практики в таких делах нет, но в целом суд задаетс€ вопросом, про€вл€лс€ ли недостаток вновь после его устранени€? — объ€сн€ет специалист. — “о есть суд исходит не из причин недостатка, а из его про€влений. ¬ данном случае, видимо, недостатком считалс€ неработающий подогрев сидений, и пусть даже происходило это по разным причинам, поломку можно считать одним и тем же повтор€ющими недостатком.

KIA Sorento этого поколени€ выпускаетс€ с 2009 года, и за это врем€ пережил несколько рестайлингов
KIA Sorento этого поколени€ выпускаетс€ с 2009 года, и за это врем€ пережил несколько рестайлингов

Ѕольше вопросов у јлександра ўербинина вызывает тот факт, что клиент подал в суд спуст€ врем€ после того, как прин€л автомобиль после последнего гарантийного ремонта.

—  лиент должен выбрать форму компенсации, и если он согласилс€ на ремонт, уменьшение цены или другую форму, то впоследствии требовать замены товара он не вправе. я не знаком с материалами дела, но, как мне видитс€, это обсто€тельство должно учитыватьс€ при рассмотрении.

“акже он считает справедливым требование «“ехно-ћоторса» к клиенту предъ€вить автомобиль после выставлени€ претензии.

— ƒа, клиент, который столкнулс€ с дефектным товаром, должен предоставить его продавцу дл€ исследовани€ причин поломки, — объ€сн€ет он.

—уд, правда, это требование отверг, поскольку клиент не настаивал на том, что недостаток сохран€лс€ на момент выставлени€ претензии — его беспокоила многократность поломки.

ѕрецеденты с выставлением астрономических требований автосалонам в –оссии случались и раньше: самой громкой стала истори€, когда владелец Jaguar за 2,35 миллиона рублей пыталс€ отсудить у дилера более 40 миллионов рублей за то, что автомобиль не заводитс€, — по мнению клиента, автомобиль провел в ремонте более 45 дней. —уд первой инстанции удовлетворил требовани€ истца, но в апелл€ции это решение отменили в полном объеме.

 онстатин Ѕушуев считает, что подобна€ практика открывает €щик ѕандоры и провоцирует потребительских экстремистов требовать компенсации, несоразмерные ущербу.

— Ќам сложно оценить правомерность претензий, если клиент отказываетс€ предоставл€ть документы и автомобиль. ≈сли суды будут вставать на сторону таких автовладельцев, эту отработанную технологию постав€т на конвейер, отсужива€ компенсации по любым поводам.

—ейчас ќќќ «“ехно-ћоторс» готовит очередную жалобу и надеетс€ выиграть дело в судах высших инстанций.

Ќа ваш взгл€д, владелец KIA... 

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • √рамотно защищает потребительские права
  • ѕоступил правильно, но требовани€ завышены
  • “ипичный потребительский экстремист
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

 онфликты между дилерами и автовладельцами нередки: например, владелица Toyota Land Cruiser Prado пытаетс€ вернуть автомобиль официальному дилеру после некачественного ремонта.

ѕокупа€ автомобиль у неофициальных дилеров, опасайтесь чересчур низких цен: на ”рале работают автосалоны, которые размещают заманчивые объ€влени€, а затем уговаривают клиентов покупать автомобиль за двойную или даже тройную цену.

ќдна из самых €рких новинок последнего времени — четырЄхдверное купе KIA Stinger.