ѕо счастливой случайности, ребЄнок в этом ƒ“ѕ не пострадал
ѕо счастливой случайности, ребЄнок в этом ƒ“ѕ не пострадал

ѕравила дорожного движени€ несимметричны дл€ пешеходов и автомобилистов в том смысле, что у последних и об€занностей больше, и ответственность жЄстче. ¬ проекте «ѕƒƒ дл€ бывалых» мы вспоминаем часто забываемые пункты правил. » сегодн€ — разбор технологии пропуска пешеходов. ¬ конце вас ждЄт традиционный тест.

 ак именно пропускать пешехода? ƒилемма дл€ водител€ — широкие проезжие части, где пешеход может находитьс€ в дес€тках метров от автомобил€. Ќужно ли уступать, если он идЄт с противоположного кра€ дороги?

ѕравила оставл€ют пространство дл€ споров. “ак, пункт 14.1 ѕƒƒ гласит: водитель транспортного средства, приближающегос€ к нерегулируемому пешеходному переходу, об€зан уступить дорогу пешеходам, переход€щим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) дл€ осуществлени€ перехода. јналогичный пункт дл€ перекрЄстков об€зывает уступать пешеходам при повороте направо или налево, причЄм вне зависимости от того, идут ли они по переходу.

 лассическа€ ситуаци€: при повороте водитель уступил дорогу ближним пешеходам, но не дальним: инспектор ƒѕ— оформил штраф. —уды такую практику поддерживают

Ќо сам термин «уступить дорогу» вроде бы предполагает, что если пешеход далеко и своим манЄвром мы не вынуждаем его изменить скорость или направление, проехать можно. “ак ли это?

— —ложивша€с€ практика по таким делам однозначна и не допускает никаких двойных трактовок: пропускать нужно любого пешехода, пересекающего проезжую часть по переходу, а при поворотах на перекрЄстках — даже вне перехода, — объ€сн€ет автоюрист Ћев ¬оропаев. — Ётот вопрос поднималс€ много раз, и ¬ерховный суд поставил точку в спорах.

Ёксперт отмечает, что даже при наличии разделительной полосы уступать нужно пешеходам, которые наход€тс€ ещЄ на противоположной стороне дороги.

— »ногда в таких ситуаци€х удаЄтс€ оспорить постановление, но в целом практика такова, что пешеходам, которые уже вступили на проезжую часть, нужно уступать безотносительно того, какое рассто€ние вас раздел€ет, — говорит он. — Ќо если пешеход ещЄ идЄт по тротуару и не ступил на проезжую часть, об€занности пропускать его нет.

ѕравда, нужно учитывать пункт 10.1 ѕƒƒ. ≈сли водитель видит мчащегос€ по тротуару ребЄнка, который вот-вот выскочит на проезжую часть, тормозить в пол нужно безотносительно того, есть ли переход.

ј вот ещЄ одна неоднозначна€ ситуаци€: вы проезжаете широченный перекрЄсток и по пути загораетс€ красный. ѕешеходам в этот момент включаетс€ зелЄный. ѕункт 13.7 ѕƒƒ даЄт вам возможность завершить манЄвр, но как быть с пешеходами?

ћаршрутка проскочила на жЄлтый — в отдельных случа€х правила допускают такой манЄвр. Ќо школьник, дожида€сь зелЄного, не смотрел по сторонам и рванул сразу после включени€.  то виноват в ƒ“ѕ?

ѕункт 13.8 ѕƒƒ предписывает водител€м перед стартом на зелЄный пропускать тех, кто завершает пересечение перекрЄстка. Ќо к пешеходам подобных требований нет. ƒаже пункт 4.5 ѕƒƒ, который об€зывает их убеждатьс€ в безопасности (этот пункт обожают цитировать водители), распростран€етс€ на нерегулируемые переходы. 

— — точки зрени€ судебной практики, здесь тоже всЄ однозначно: в описанной ситуации пропускать об€заны водители, — уточн€ет Ћев ¬оропаев. — ‘ормально пешеходы должны убеждатьс€ в безопасности манЄвра, но даже если они переход€т на красный, не говор€ о зелЄном сигнале, водители должны соблюдать пункт 10.1 ѕƒƒ.

ќ пункте 10.1 ѕƒƒ мы уже писали — чаще всего именно он отправл€ет водителей в колонии. ѕроезжа€ перекрЄсток, при включении красного водитель должен ожидать, что по€витс€ опасность — пешеходы в капюшонах и с наушниками. ј потому нужно быть готовым тормозить и уступать.

–едкий случай, когда пешехода признали виновным безотносительно действий водител€. «десь налицо умышленные действи€ сбитого

–оссийское законодательство ставит пешехода в приоритет: например, стать€ 1079 √ражданского кодекса об€зывает водителей, даже невиновных в ƒ“ѕ, компенсировать вред пострадавшим в них пешеходам и пассажирам. »сключением €вл€ютс€ обсто€тельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего (например, попытка самоубийства или автоподставы). „то ещЄ интереснее, пострадавший может взыскать ущерб и с виновного, и с невиновного водител€ одновременно. — точки зрени€ законов, пешеход — св€щенна€ корова.

ѕоддерживаете ли вы, что при наездах на пешеходов на водител€ ложитс€ больша€ часть ответственности?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, пешеходы у€звимы, а водител€м нужно делать максимум возможного, чтобы их не сбить
  • Ќет, это абсурдна€ практика, котора€ расслабл€ет самих пешеходов
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬прочем, пешеходам не стоит воспринимать этот посыл как некую «лицензию на нарушение». «аконы чаще всего на их стороне, но вот груба€ физика — нет. » если водителей наказывают штрафами, а иногда — колонией, то дл€ пешехода всЄ заканчиваетс€ травмами или смертью.

¬ыдержки из ѕƒƒ

8.3. ѕри выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимс€ по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движени€ которых он пересекает.

13.1. ѕри повороте направо или налево водитель об€зан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

14.1. ¬одитель транспортного средства, приближающегос€ к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, об€зан уступить дорогу пешеходам, переход€щим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) дл€ осуществлени€ перехода.

14.2. ≈сли перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихс€ в том же направлении, также об€заны остановитьс€ или снизить скорость. ѕродолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 правил.

14.3. Ќа регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направлени€.

14.4. «апрещаетс€ въезжать на пешеходный переход, если за ним образовалс€ затор, который вынудит водител€ остановитьс€ на пешеходном переходе.

14.6. ¬одитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к сто€щему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производ€тс€ с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто».

ѕредыдущие серии проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых»: в них мы разбирались, как ездить без разметки, как лишают прав за обгон и в каких случа€х проезд на жЄлтый чреват последстви€ми.

ј теперь — небольшой тест.

ќсвобождаетс€ ли водитель от ответственности, если наедет на пешехода, который перебегал магистраль с ограждени€ми и разделительной полосой?

  • ƒа, на магистрали у водителей приоритет
  • ƒа, если предприн€л всЄ возможное дл€ быстрой остановки
  • Ќет, виноват в любом случае по статье 1079 √  –‘

¬ы поворачиваете налево на перекрЄстке, где нет переходов. Ќужно ли уступать дорогу пешеходу, перебегающему проезжую часть, на которую вы поворачиваете?

  • Ќет
  • “олько если существует пр€ма€ угроза наезда
  • ƒа

—читаетс€ ли нарушением ситуаци€, когда вы упЄрлись в хвост пробки, остановившись поперЄк пешеходного перехода?

  • ƒа
  • Ќет, если не создаЄт помех пешеходам
  • Ќет

¬ы поворачиваете во двор через проезд, который разрывает тротуар. ѕо тротуару идут пешеходы. Ќужно ли пропускать тех, кто пересекает проезд (переход отсутствует)?

  • ƒа
  • ƒа, если двор обозначен как жила€ зона
  • Ќет, нужно лишь соблюдать осторожность (п. 10.1 ѕƒƒ)

ѕеред переходом автомобиль в соседней полосе начал тормозить и включил правый поворотник, потому что дальше — съезд во двор. Ќужно ли в этом случае сбавл€ть скорость?

  • ƒа, в любом случае
  • Ќет, если есть уверенность, что пешеходов нет
ѕƒƒ дл€ бывалых: когда пешеход мЄртв, но прав

ѕравильные ответы: 5/10

ѕока вы ездите, пешеходы должны бо€тьс€!

ѕƒƒ дл€ бывалых: когда пешеход мЄртв, но прав

ѕравильные ответы: 5/10

ѕосредственно. ¬ы точно сдавали на права?

ѕƒƒ дл€ бывалых: когда пешеход мЄртв, но прав

ѕравильные ответы: 5/10

ќчень хорошо! 

ѕƒƒ дл€ бывалых: когда пешеход мЄртв, но прав

ѕравильные ответы: 5/10

Ѕезупречно!