¬ойна двух- и четырехколесных идет не первый год, и мы решили разобратьс€, на что именно могут претендовать водители мотоциклов и велосипедов
¬ойна двух- и четырехколесных идет не первый год, и мы решили разобратьс€, на что именно могут претендовать водители мотоциклов и велосипедов

»так, они отта€ли: велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты и прочие двухколесные.  ак ни странно, все они, включа€ детей, должны подчин€тьс€ ровно тем же правилам, что и водители автомобилей. ¬ очередном выпуске «ѕƒƒ дл€ бывалых» вспоминаем, что именно разрешено на дороге двухколесным.

ѕроще всего с мотоциклистами, потому что требовани€ к ним практически повтор€ют автомобильную часть ѕƒƒ за исключением некоторых нюансов. Ќапример, мотобайкеры об€заны носить шлем.

ѕоскольку мотоцикл узкий и проворный, множество конфликтов провоцирует их вольный подход к выбору р€да. √де именно в полосе должен ехать мотоциклист: по центру, справа или как-то ещЄ? Ќа самом деле ѕƒƒ не накладывают никаких ограничений, кроме требовани€ соблюдать безопасный боковой интервал до соседних машин, поэтому ехать вдоль правой или левой бровки полосы мотоциклистам не возбран€етс€. ѕравда, ехать точно между полос или мен€ть их без поворотника нельз€.

Ќет в ѕƒƒ и запрета на движение в одной полосе бок о бок двум мотоциклистам или, например, байку и автомобилю. √лавное требование — все тот же безопасный боковой интервал, и поскольку в –оссии встречаютс€ полосы шириной, скажем, 5 метров, в них вполне помещаютс€ даже две машины, не то что два мотоцикла.

ћопед внешне похож на мотоцикл, но имеет двигатель объемом до 50 кубов и максимальную скорость до 50 км/час. ѕоэтому дл€ мопедов есть некоторые послаблени€, например, они могут ездить по полосам дл€ велосипедистов или обочинам. Ўлем дл€ них об€зателен.

¬елосипедисты относительно свободно могут чувствовать себ€ на специальных велодорожках, которых в –оссии крайне мало
¬елосипедисты относительно свободно могут чувствовать себ€ на специальных велодорожках, которых в –оссии крайне мало

Ќо самое интересное — это велосипедисты. ¬ наших реали€х регул€рными нарушител€ми €вл€ютс€, наверное, 90% из них, хот€ и не всегда из злостных побуждений.

√лавный вопрос: где именно могут ездить велосипедисты? ѕравила дел€т их на возрастные категории, и дет€м до 14 лет разрешено ездить только по тротуарам и пешеходным зонам, а если байкер старше 7 лет, — то и по велосипедным дорожкам (не путать с велосипедными полосами в пределах проезжих частей). 

ƒет€м до 14 лет выезд на проезжие части запрещен
ƒет€м до 14 лет выезд на проезжие части запрещен

—о взрослыми велосипедистами сложнее: правила устанавливают дл€ них иерархию приоритетных зон дл€ движени€, и вариантом по умолчанию €вл€ютс€ велодорожки и полосы дл€ велосипедистов. ј их в –оссии почти нет, поэтому сей пункт €вл€етс€ в некотором смысле мертворожденным.

¬елосипедистам разрешено ехать лишь по правому краю проезжей части, соблюда€ все требовани€ правил. ¬ данном случае байкер €вно не учел, что машина будет тормозить дл€ пропуска пешеходов. ¬идео јртем ћохин/YouTube

ѕоэтому чаще основным вариантом €вл€етс€ движение по правому краю проезжей части, что несет очевидные риски и об€зывает велосипедиста соблюдать привычные дл€ автомобилистов правила. »ногда это приводит к парадоксам, например, если права€ полоса разрешает лишь поворот направо, велосипедист должен выполнить это требование, даже если ему очень нужно пр€мо. ѕроезд пр€мо может разрешать соседн€€ полоса, но велосипедисты не могут уезжать дальше правого кра€ проезжей части.

“акже велосипедистам запрещен разворот и поворот налево на дорогах более чем с одной полосой в каждом направлении или трамвайными пут€ми. Ќа широких дорогах дл€ велосипедиста безопаснее спешитьс€ и пересечь дорогу пешком.

¬от почему на широких дорогах велосипедистам запрещен поворот налево и тем более разворот. ¬идео skyomsk/YouTube

≈сли же край проезжей непригоден дл€ движени€, велосипедисты должны ехать по обочине, и только в ее отсутствие или загроможденности взрослый велосипедист имеет право выехать на тротуар. Ёто же правило действует дл€ взрослых, сопровождающих детей на велосипедах.

ѕроще говор€, ездить по тротуарам с 14 лет можно лишь в случае, если проезжей части р€дом нет в принципе или еЄ правый край и обочина не подход€т дл€ велосипедистов: допустим, там сто€т запаркованные автомобили. 

ѕодборка характерных аварий с велосипедистами, в большинстве из которых они неправы. «аткнитесь, пожалуйста/YouTube

¬ реальности же велосипедисты езд€т в основном по тротуарам, потому что это безопаснее и дл€ них, и дл€ автомобилистов, которые не ожидают встретить кого-то, кто едет правее правого р€да.

Ќо велосипедисты на тротуарах опасны дл€ пешеходов и должны иметь в это в виду. Ќа тротуарах пешеход пользуетс€ полным приоритетом, и велосипедист, тем более заехавший сюда в нарушение правил, не имеет право обвин€ть пешехода в непредсказуемости или слишком тихой ходьбе. Ѕолее того, пункт 24.6 ѕƒƒ требует от велосипедиста спешитьс€ в случа€х, когда он представл€ет опасность дл€ пешеходов или создает им помехи. ѕо-хорошему ехать по тротуару нужно не быстрее пешего хода.

явл€етс€ ли наезд велосипедиста на пешехода дорожно-транспортным происшествием? ƒа, если кто-то пострадал и дело произошло на дороге, котора€ включает в себ€ и тротуары.

—траховки ќ—ј√ќ у велосипедиста нет, а потому в любом случае нанесенный ущерб с него можно взыскать лишь в гражданском пор€дке через суд. ѕри необходимости зафиксировать происшествие можно в √»Ѕƒƒ или полиции.

— ѕри этом велосипед не €вл€етс€ источником повышенной опасности, то есть стать€ 1079 √  –‘ на его водител€ не распростран€етс€, — по€сн€ет автоюрист Ћев ¬оропаев. — Ёто значит, что, если вина была всЄ-таки на пешеходе, водитель велосипеда не об€зан компенсировать ему ущерб в безусловном пор€дке, как если бы он был водителем автомобил€.

ј могут ли велосипедиста оштрафовать за нарушение правил? ƒа, в  ојѕ есть специальные разделы, посв€щЄнные именно «безмоторным»: часть 2 статьи 12.29  ојѕ предусматривает штраф 800 рублей за нарушени€, а часть 3 этой же статьи наказывает пь€ных велосипедистов штрафом в 1000–1500 рублей.

¬озникает и другой любопытный вопрос: допустим, наш велосипедист имеет автомобильные права. ѕредставим, что он попалс€ √»Ѕƒƒ за нарушение, которое допускает лишение прав, скажем, ехал против шерсти по односторонней дороге. ћогут ли его лишить удостоверени€, ведь формально он €вл€етс€ водителем?

— Ќет, поскольку есть специальна€ норма, оговаривающа€ наказание за нарушение правил велосипедистами, — по€сн€ет Ћев ¬оропаев. — “о есть при любых велосипедных нарушени€х примен€ют статью 12.29  ојѕ, а она лишени€ прав не предусматривает.

ј вот если под лишение заедет мопедист или мотоциклист, отлет€т все категории водительских прав оптом.

ј вот хорошее напоминание, почему пешеходные переходы на велосипеде не нужно пролетать в седле. √еоргий  окорин/YouTube

ќдним из самых попул€рных и раздражающих нарушений велосипедистов €вл€етс€ переезд пешеходных переходов в седле. ѕравила пр€мо запрещают делать это (пункт 24.8 ѕƒƒ), но даже если спешиватьс€ очень лень, не перескакивайте переходы быстрее, чем это делают пешеходы — иначе автомобилисты могут вас просто не заметить.

Ќапоследок скажем пару слов о мотоциклетной пехоте с маломощными двигател€ми. ћашины с электромотором до 250 ¬т относ€тс€ к велосипедам, если же мощнее — это как минимум мопеды. ƒл€ них объем ƒ¬— ограничен 50 кубами, мощность электромотора — 4 к¬т, а скорость 50 км/час. ћопеды требуют прав категории ћ, котора€ нужна и дл€ мини-квадрициклов с теми же параметрами.

ЋЄгкие мотоциклы с объемом двигател€ до 125 кубов и мощностью до 11 к¬т (15 л.с.) требуют категории ј1, более мощные — уже полноценной мотокатегории ј.

ј вообще правила дл€ велосипедистов применительно к российским реали€м кажутс€ не всегда логичными, но дело здесь, скорее, именно в реали€х: велосипеды требуют специальной инфраструктуры, при по€влении которой правила были бы вполне разумными. ѕока же велосипедисты в –оссии должны обладать искусством компромисса и здравым смыслом.

¬ предыдущих сери€х проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых» мы разбирались, как лишают прав за обгон, за что чаще всего эвакуируют машины и какой пункт ѕƒƒ чаще всего отправл€ет водителей за решетку. 


ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто».

ј теперь — небольшой тест.

ƒолжен ли велосипедист подавать рукой сигнал поворота перед маневром?

  • ƒа
  • ѕри езде по дорогам
  • ѕри езде по проезжей части
  • Ќет

¬елосипедист едет по обочине, приближа€сь к перекрЄстку, который хочет миновать в пр€мом направлении. јвтомобилист из правой полосы планирует повернуть на перекрЄстке направо. »х траектории пересекаютс€.  то уступает?

  • јвтомобилист
  • ¬елосипедист
  • –ешаетс€ по взаимному согласию

ќб€зателен ли велосипедистам шлем?

  • ƒа
  • Ќет

¬елосипедист едет по краю проезжей части шестиполосной дороги. Ќа перекрЄстке ему нужно налево. „то он должен сделать?

  • ѕерестроитьс€ в левый р€д и повернуть в потоке
  • ѕроехать перекрЄсток, развернутьс€ и повернуть направо
  • —пешитьс€ и перейти дорогу

√де должен ехать велосипедист на такой дороге (движение в сторону съемки)?

  • ѕо проезжей части
  • ѕо проезжей части как можно ближе к запаркованным автомобил€м
  • √де угодно
  • ѕо тротуару
ѕƒƒ дл€ бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ

ѕравильные ответы: 5/10

”пс... ¬ы €вно не водители и о ѕƒƒ не слышали

ѕƒƒ дл€ бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ

ѕравильные ответы: 5/10

—редний результат

ѕƒƒ дл€ бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ

ѕравильные ответы: 5/10

ѕочти идеально!

ѕƒƒ дл€ бывалых: как доказать байкеру или велосипедисту, что он неправ

ѕравильные ответы: 5/10

¬еликолепно!