Авто подробности Трезвое решение: аварии пьяных автомобилистов приравняли к тяжким преступлениям

Трезвое решение: аварии пьяных автомобилистов приравняли к тяжким преступлениям

Виновникам ДТП, севшим за руль под мухой, теперь грозит до 15 лет лишения свободы

Наказание за тяжёлые случаи пьяной езды теперь будет как за умышленные убийства

В пятницу, 28 июня, вступают в силу радикальные поправки в «водительскую» статью 264 Уголовного кодекса, которые приравнивают ДТП пьяных автомобилистов к тяжким преступлениям и увеличивают максимальный срок лишения свободы до 15 лет. Разбираемся с экспертами, зачем нужно очередное затягивание гаек и приведёт ли оно к снижению числа таких аварий.

Сроки — как за убийство


Наказание по статье 264 Уголовного кодекса России зависит от последствий. За аварию с тяжёлым пострадавшим пьяному виновнику увеличили максимальный срок заключения до 3–7 лет (было до 4 лет), а также усилили другие виды наказания, например, до 5 лет возрос максимальный срок принудительных работ.

Если в аварии погиб человек, срок заключения возрос с 2–7 до 5–12 лет. При нескольких погибших планку подняли с 4–9 до 8–15 лет. Для сравнения: за убийство по статье 105 УК наказывают лишением свободы на срок 6–15 лет, и параллели неслучайны — если раньше автомобильные аварии с жертвами считались преступлениями средней тяжести, то теперь их перевели в категорию тяжких, внеся нужные изменения в статью 15 Уголовного кодекса.

Формально законотворцы не стали приравнивать ДТП к умышленным деяниям, как предлагалось ранее. Тем не менее наказания де-факто сравнялись, и депутаты видят в этом определённую логику:

— Такое ужесточение справедливо, поскольку если сел пьяным за руль, значит, имел умысел, — объяснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Зачем это нужно


Парламентарии приняли закон быстро и без проволочек, и единодушие объясняют большим количеством пьяных ДТП с тяжёлыми последствиями. В прошлом году таких аварий зарегистрировали больше 16 тысяч, а число погибших составило 4645 человек — люди, садящиеся за руль под мухой, уносят по 13 жизней в день, а на больничную койку за сутки отправляют 60 человек.

Но дело не только в этом — депутаты обратили внимание на сравнительно мягкую судебную практику по таким делам, например, водители, осуждённые за пьяное ДТП с тяжёлым пострадавшим, в 60% случаев обходятся условным сроком. При этом тяжкий вред здоровью почти всегда означает инвалидность и расстройство здоровья настолько существенное, что человек испытывает проблемы до конца жизни.

Типичная авария с пьяным водителем: BMW вылетает на скорости 120 км/час. Видео: Константин Алейников / Vk.com, Марина Осина

Ужесточают не первый раз


Кампания по затягиванию гаек в отношении пьяных водителей носит систематический характер. За первый случай езды в нетрезвом виде грозят штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на срок до двух лет, а если водитель продолжит ездить после лишения, его ждет ещё один штраф в 30 тысяч или арест на 15 суток.

В 2015 году ввели уголовную ответственность за повторную езду в пьяном виде: статья 264.1 наказывает за это в том числе лишением свободы на срок до двух лет.

Менялась и процедура медосвидетельствования, например, с 2016 года у водителей каждый раз берут на анализ мочу для выявления наркотического опьянения, даже если первичным подозрением было опьянение алкогольное.

Уже в этом году приняты поправки в статью 264 УК РФ, которые приравнивают побег с места тяжёлого ДТП к признанию себя опьяненным.

Поддерживаете ли вы увеличение сроков лишения свободы для пьяных виновников тяжелых ДТП?

Да, правильная идея
Да, но этого не достаточно: нужно ужесточать и дальше
Проблемы это не решит
Нет, нужно сначала менять всю систему (ГИБДД, суды), а не затягивать гайки
Нет, совсем озверели

Что думают эксперты


Критики проекта указывают на то, что причины пьянства за рулём не связаны напрямую с мягкостью наказания — оно и до поправок было достаточно суровым.

— Поправки не изменят ситуацию кардинально, поскольку речь идёт о наказании, когда трагедия уже случилась, — считает представитель Федерации автомобилистов России Максим Едрышов. — Не думаю, что человек, когда садится за руль в состоянии опьянения, перечитывает Уголовный кодекс и вычисляет, через сколько же лет он сможет вернуться домой.

Авторы законопроекта смотрят на это по-другому:

— Главная цель принимаемых изменений — профилактическая, чтобы человек, узнав о них, ещё раз подумал и остановился, перед тем как сесть пьяным за руль, — объяснил заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.

Максим Едрышов считает, что менять прежде всего нужно не уголовное, а административное законодательство.

— Мне, например, очень нравится идея брать у водителей залог до возврата автомобиля со штрафстоянки после пьяной езды. Это повышает неотвратимость наказания, поскольку пока не оплатишь штраф — не заберёшь автомобиль. Но этот законопроект где-то пропал в недрах Госдумы, — добавил юрист.

Пьяные аварии нередко влекут тяжелейшие последствия: в этом ДТП погиб человек, а пьяный водитель BMW не получил даже травм

По мнению адвоката Ильи Филатова, хотя изменения в законодательстве необходимы, новая редакция статьи 264 Уголовного кодекса слишком сурова:

— Несправедливо приравнивать преступление, совершённое по неосторожности, к умышленному убийству. Это спорное решение, и я считаю, что через какое-то время эта статья будет смягчена.

Юрист отмечает, что возможны неоднозначные ситуации:

— Скажем, трезвый водитель, испугавшись или даже не поняв, что произошло смертельное ДТП, уехал с места происшествия по какой-то важной для него причине. Или же человек просто неправильно оценит свои возможности, и, посчитав, что с вечернего застолья уже всё выветрилось, окажется «пьяным по закону».

Илья Филатов советует в случае ДТП обязательно оставаться на месте и дожидаться приезда полиции, потому что побег с места тяжёлой аварии почти наверняка теперь обернётся большим сроком лишения свободы.

Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов также уверен, что пьяных за рулём изменения УК не остановят:

— Для достижения цели надо пропагандировать трезвый образ жизни, полный отказ от алкоголя за рулём, развенчивать мифы вида «луком заешь, и можно за руль», распространять практику сообщения о серьёзных нарушениях в ГИБДД, ломать стереотипы, по которым таких заявителей называют «стукачами». Это будет иметь куда более серьёзный эффект.

Автоюрист Лев Воропаев отметил, что суды и раньше не использовали полностью потенциал Уголовного кодекса.

— Честно говоря, наказание по максимальной планке даже для пьяных виновников тяжёлых ДТП использовались нечасто. Для этого было нужно, чтобы водитель оказался совсем уж беспредельщиком с массой обстоятельств. Конечно, на судебную практику повлияет то, что увеличиваются и минимальные сроки заключения, но не думаю, что мы увидим множество случаев, когда виновников ДТП приговаривают к 15 годам лишения свободы.

Эксперты отмечают и наслоение новой редакции статьи 264 УК на поправки, связанные с приравниванием беглеца с места аварии к нетрезвому водителю.

— Я как человек, однажды сбивший пешехода насмерть, могу сказать, что после такого ДТП человек находится в шоковом состоянии существенное время, — объясняет Дмитрий Ларионов. — Для кого-то это секунды, для кого-то — месяцы. В таком состоянии он способен на импульсивные поступки, о последствиях которых не способен думать. Как бы ни хотелось кому-либо думать иначе, но наказывать или ужесточать наказание для водителя, совершившего наезд в таком состоянии, нельзя. Нельзя ставить знак равенства между попыткой скрыть пьянство за рулём и шоковое состояние.

Параллельно возникает вопрос о водителях, в моче или крови которых обнаружили психотропные вещества: как известно, это могут быть не только наркотики, но и многие лекарственные препараты. Например, фенобарбитал, входящий в состав банального «Валокордина».

Юрист Дмитрий Ларионов считает, что проблематично даже определить, какое именно лекарство запрещает вождение:

— Есть совет — читайте инструкцию. Вроде бы верно, но часто не помогает. Во-первых, на многих лекарствах ничего не пишут про последствия. Там, где пишут, ограничиваются фразой типа «с осторожностью». Но даже если водитель честно не садится за руль, то когда садиться можно? Об этом никто не пишет. А состояние опьянения может быть установлено даже спустя три–четыре недели после употребления условного обезболивающего!

Впрочем, сами авторы законопроекта не видят в этом проблемы.

— Для того, чтобы экспертиза показала в крови водителя наличие, например «Валокордина», нужно выпить минимум целый пузырек залпом, — уверен председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. — Но в этом случае, естественно, речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении: таких доз «Валокордина» не назначит ни один врач.

Депутат подчёркивает, что опьянеть с кефира или кваса также невозможно, если пить их в обычных количествах.

Помимо уже принятых изменений, несколько идей обсуждаются не первый год: это и введение аналога «идиотентеста» в России, внесение залога в 30 тысяч для возврата автомобиля и полная конфискация машины, о чём в очередной раз заговорили высшие чины МВД.

Столкнулись с беспределом при медосвидетельствовании на состояние опьянения? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления