Ќаказание за т€жЄлые случаи пь€ной езды теперь будет как за умышленные убийства
Ќаказание за т€жЄлые случаи пь€ной езды теперь будет как за умышленные убийства

¬ п€тницу, 28 июн€, вступают в силу радикальные поправки в «водительскую» статью 264 ”головного кодекса, которые приравнивают ƒ“ѕ пь€ных автомобилистов к т€жким преступлени€м и увеличивают максимальный срок лишени€ свободы до 15 лет. –азбираемс€ с экспертами, зачем нужно очередное зат€гивание гаек и приведЄт ли оно к снижению числа таких аварий.

—роки — как за убийство

Ќаказание по статье 264 ”головного кодекса –оссии зависит от последствий. «а аварию с т€жЄлым пострадавшим пь€ному виновнику увеличили максимальный срок заключени€ до 3–7 лет (было до 4 лет), а также усилили другие виды наказани€, например, до 5 лет возрос максимальный срок принудительных работ.

≈сли в аварии погиб человек, срок заключени€ возрос с 2–7 до 5–12 лет. ѕри нескольких погибших планку подн€ли с 4–9 до 8–15 лет. ƒл€ сравнени€: за убийство по статье 105 ”  наказывают лишением свободы на срок 6–15 лет, и параллели неслучайны — если раньше автомобильные аварии с жертвами считались преступлени€ми средней т€жести, то теперь их перевели в категорию т€жких, внес€ нужные изменени€ в статью 15 ”головного кодекса.

‘ормально законотворцы не стали приравнивать ƒ“ѕ к умышленным де€ни€м, как предлагалось ранее. “ем не менее наказани€ де-факто сравн€лись, и депутаты вид€т в этом определЄнную логику:

— “акое ужесточение справедливо, поскольку если сел пь€ным за руль, значит, имел умысел, — объ€снил председатель √осдумы ¬€чеслав ¬олодин.

«ачем это нужно

ѕарламентарии прин€ли закон быстро и без проволочек, и единодушие объ€сн€ют большим количеством пь€ных ƒ“ѕ с т€жЄлыми последстви€ми. ¬ прошлом году таких аварий зарегистрировали больше 16 тыс€ч, а число погибших составило 4645 человек — люди, сад€щиес€ за руль под мухой, унос€т по 13 жизней в день, а на больничную койку за сутки отправл€ют 60 человек.

Ќо дело не только в этом — депутаты обратили внимание на сравнительно м€гкую судебную практику по таким делам, например, водители, осуждЄнные за пь€ное ƒ“ѕ с т€жЄлым пострадавшим, в 60% случаев обход€тс€ условным сроком. ѕри этом т€жкий вред здоровью почти всегда означает инвалидность и расстройство здоровь€ настолько существенное, что человек испытывает проблемы до конца жизни.

“ипична€ авари€ с пь€ным водителем: BMW вылетает на скорости 120 км/час. ¬идео:  онстантин јлейников / Vk.com, ћарина ќсина

”жесточают не первый раз

 ампани€ по зат€гиванию гаек в отношении пь€ных водителей носит систематический характер. «а первый случай езды в нетрезвом виде гроз€т штраф в 30 тыс€ч рублей и лишение прав на срок до двух лет, а если водитель продолжит ездить после лишени€, его ждет ещЄ один штраф в 30 тыс€ч или арест на 15 суток.

¬ 2015 году ввели уголовную ответственность за повторную езду в пь€ном виде: стать€ 264.1 наказывает за это в том числе лишением свободы на срок до двух лет.

ћен€лась и процедура медосвидетельствовани€, например, с 2016 года у водителей каждый раз берут на анализ мочу дл€ вы€влени€ наркотического опь€нени€, даже если первичным подозрением было опь€нение алкогольное.

”же в этом году прин€ты поправки в статью 264 ”  –‘, которые приравнивают побег с места т€жЄлого ƒ“ѕ к признанию себ€ опь€ненным.

ѕоддерживаете ли вы увеличение сроков лишени€ свободы дл€ пь€ных виновников т€желых ƒ“ѕ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, правильна€ иде€
  • ƒа, но этого не достаточно: нужно ужесточать и дальше
  • ѕроблемы это не решит
  • Ќет, нужно сначала мен€ть всю систему (√»Ѕƒƒ, суды), а не зат€гивать гайки
  • Ќет, совсем озверели
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

„то думают эксперты

 ритики проекта указывают на то, что причины пь€нства за рулЄм не св€заны напр€мую с м€гкостью наказани€ — оно и до поправок было достаточно суровым.

— ѕоправки не измен€т ситуацию кардинально, поскольку речь идЄт о наказании, когда трагеди€ уже случилась, — считает представитель ‘едерации автомобилистов –оссии ћаксим ≈дрышов. — Ќе думаю, что человек, когда садитс€ за руль в состо€нии опь€нени€, перечитывает ”головный кодекс и вычисл€ет, через сколько же лет он сможет вернутьс€ домой.

јвторы законопроекта смотр€т на это по-другому:

— √лавна€ цель принимаемых изменений — профилактическа€, чтобы человек, узнав о них, ещЄ раз подумал и остановилс€, перед тем как сесть пь€ным за руль, — объ€снил заместитель руководител€ фракции «≈дина€ –осси€» в √осдуме јндрей »саев.

ћаксим ≈дрышов считает, что мен€ть прежде всего нужно не уголовное, а административное законодательство.

— ћне, например, очень нравитс€ иде€ брать у водителей залог до возврата автомобил€ со штрафсто€нки после пь€ной езды. Ёто повышает неотвратимость наказани€, поскольку пока не оплатишь штраф — не заберЄшь автомобиль. Ќо этот законопроект где-то пропал в недрах √осдумы, — добавил юрист.

ѕь€ные аварии нередко влекут т€желейшие последстви€: в этом ƒ“ѕ погиб человек, а пь€ный водитель BMW не получил даже травм
ѕь€ные аварии нередко влекут т€желейшие последстви€: в этом ƒ“ѕ погиб человек, а пь€ный водитель BMW не получил даже травм

ѕо мнению адвоката »льи ‘илатова, хот€ изменени€ в законодательстве необходимы, нова€ редакци€ статьи 264 ”головного кодекса слишком сурова:

— Ќесправедливо приравнивать преступление, совершЄнное по неосторожности, к умышленному убийству. Ёто спорное решение, и € считаю, что через какое-то врем€ эта стать€ будет см€гчена.

ёрист отмечает, что возможны неоднозначные ситуации:

— —кажем, трезвый водитель, испугавшись или даже не пон€в, что произошло смертельное ƒ“ѕ, уехал с места происшестви€ по какой-то важной дл€ него причине. »ли же человек просто неправильно оценит свои возможности, и, посчитав, что с вечернего застоль€ уже всЄ выветрилось, окажетс€ «пь€ным по закону».

»ль€ ‘илатов советует в случае ƒ“ѕ об€зательно оставатьс€ на месте и дожидатьс€ приезда полиции, потому что побег с места т€жЄлой аварии почти наверн€ка теперь обернЄтс€ большим сроком лишени€ свободы.

ѕредставитель комитета по защите прав автомобилистов в —вердловской области ƒмитрий Ћарионов также уверен, что пь€ных за рулЄм изменени€ ”  не останов€т:

— ƒл€ достижени€ цели надо пропагандировать трезвый образ жизни, полный отказ от алкогол€ за рулЄм, развенчивать мифы вида «луком заешь, и можно за руль», распростран€ть практику сообщени€ о серьЄзных нарушени€х в √»Ѕƒƒ, ломать стереотипы, по которым таких за€вителей называют «стукачами». Ёто будет иметь куда более серьЄзный эффект.

јвтоюрист Ћев ¬оропаев отметил, что суды и раньше не использовали полностью потенциал ”головного кодекса.

— „естно говор€, наказание по максимальной планке даже дл€ пь€ных виновников т€жЄлых ƒ“ѕ использовались нечасто. ƒл€ этого было нужно, чтобы водитель оказалс€ совсем уж беспредельщиком с массой обсто€тельств.  онечно, на судебную практику повли€ет то, что увеличиваютс€ и минимальные сроки заключени€, но не думаю, что мы увидим множество случаев, когда виновников ƒ“ѕ приговаривают к 15 годам лишени€ свободы.

Ёксперты отмечают и наслоение новой редакции статьи 264 ”  на поправки, св€занные с приравниванием беглеца с места аварии к нетрезвому водителю. 

— я как человек, однажды сбивший пешехода насмерть, могу сказать, что после такого ƒ“ѕ человек находитс€ в шоковом состо€нии существенное врем€, — объ€сн€ет ƒмитрий Ћарионов. — ƒл€ кого-то это секунды, дл€ кого-то — мес€цы. ¬ таком состо€нии он способен на импульсивные поступки, о последстви€х которых не способен думать.  ак бы ни хотелось кому-либо думать иначе, но наказывать или ужесточать наказание дл€ водител€, совершившего наезд в таком состо€нии, нельз€. Ќельз€ ставить знак равенства между попыткой скрыть пь€нство за рулЄм и шоковое состо€ние.

ѕараллельно возникает вопрос о водител€х, в моче или крови которых обнаружили психотропные вещества: как известно, это могут быть не только наркотики, но и многие лекарственные препараты. Ќапример, фенобарбитал, вход€щий в состав банального «¬алокордина».

ёрист ƒмитрий Ћарионов считает, что проблематично даже определить, какое именно лекарство запрещает вождение:

— ≈сть совет — читайте инструкцию. ¬роде бы верно, но часто не помогает. ¬о-первых, на многих лекарствах ничего не пишут про последстви€. “ам, где пишут, ограничиваютс€ фразой типа «с осторожностью». Ќо даже если водитель честно не садитс€ за руль, то когда садитьс€ можно? ќб этом никто не пишет. ј состо€ние опь€нени€ может быть установлено даже спуст€ три–четыре недели после употреблени€ условного обезболивающего!

¬прочем, сами авторы законопроекта не вид€т в этом проблемы.

— ƒл€ того, чтобы экспертиза показала в крови водител€ наличие, наприме𠫬алокордина», нужно выпить минимум целый пузырек залпом, — уверен председатель комитета √осдумы по безопасности и противодействию коррупции ¬асилий ѕискарев. — Ќо в этом случае, естественно, речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении: таких доз «¬алокордина» не назначит ни один врач.

ƒепутат подчЄркивает, что опь€неть с кефира или кваса также невозможно, если пить их в обычных количествах.

ѕомимо уже прин€тых изменений, несколько идей обсуждаютс€ не первый год: это и введение аналога «идиотентеста» в –оссии, внесение залога в 30 тыс€ч дл€ возврата автомобил€ и полна€ конфискаци€ машины, о чЄм в очередной раз заговорили высшие чины ћ¬ƒ.