26 ноября четверг
СЕЙЧАС -9°С

«Обыкновенный грабёж»: челябинцу отказали в ремонте машины за сумму, насчитанную страховой

В компании-автодилере очень удивились, увидев калькуляцию ущерба

Поделиться

Повреждены бампер, крыло и фара

Повреждены бампер, крыло и фара

Поделиться

Chevrolet Cruze Александра попал в лёгкое ДТП, и челябинец как невиновная сторона должен был получить компенсацию по ОСАГО. Страховая «РЕСО-Гарантия» настаивала на починке иномарки у дилера «Сатурн», и автовладелец согласился. Через сутки ему позвонили из сервиса и сказали, что ремонт за предложенные страховой деньги невозможен. Что делать в такой ситуации?

Получил меньше половины

— У автомобиля повреждены три элемента: крыло, бампер и задний фонарь, — рассказывает Александр. — Даже если не менять бампер целиком, окраска двух элементов, по моим прикидкам, обойдётся в 18 тысяч. С учётом всех работ я надеялся на выплату в районе 30 тысяч рублей.

Компенсация страховой составила 12 600 рублей, и после отказа дилера в ремонте «РЕСО-Гарантия» перечислила эту сумму на карточку.

— На все попытки узнать у их сотрудников, что это за сумма, просто бросают трубку, — возмущается Александр. — Это что за беспредел? Обыкновенный грабёж. До этого четыре года страховался в этой компании. Получается, только судиться с ними?

Автовладельца возмутило, что даже сервис, выбранный самой страховой, признал невозможность отремонтировать машину за эту сумму.

В страховой «РЕСО-Гарантия» объяснили, что действовали в рамках закона: при подаче заявления Александр указал возможность денежной выплаты, но изначально ему была предоставлена возможность отремонтировать автомобиль по направлению к дилеру «Сатурн».

— К сожалению, из-за отсутствия необходимых деталей СТОА не могла обеспечить ремонт в сроки, предусмотренные законом, поэтому отказалась от ремонта, — пояснила нам директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» Ирина Кубаевская. — Договоров с другими СТОА, заключенными в соответствии с законом об ОСАГО, по данной марке у компании не было. В связи с этим выплата была осуществлена в соответствии с заявлением потерпевшего на предоставленные им реквизиты, клиенту было направлено соответствующее письмо. Мы сожалеем о сложившейся ситуации, в которой нас и клиента подвёл партнёр. 

Представитель страховой также подчеркнула, что сумма возмещения была определена независимой экспертизой по Единой методике, использование которой обязательно. 

Деньги или направление

Попытка страховой направить Александра в сервис законна: с 2017 года именно натуральное возмещение по ОСАГО является приоритетным. Более привычная денежная компенсация возможна по согласованию сторон, но челябинец говорит, что не подписывал никаких соглашений о денежной компенсации. Может ли страховая решить вопрос в одностороннем порядке?

— Форму возмещения клиент выбирает при подаче заявления, — комментирует директор страхового агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин. — Если он выбрал именно направление на ремонт, по идее, страховая должна направить его в один из сервисов, с которым у неё заключен договор. Но есть лазейка: если два сервиса посчитают сумму выплат недостаточной и откажутся ремонтировать машину, страховая вправе компенсировать клиенту ущерб в денежной форме. Либо же с клиентом изначально могут подписать соглашение о денежной компенсации, в котором обычно указано, что клиента все устраивает по сумме и у него больше нет претензий к страховой.

Кстати, калькуляция ущерба при разных формах компенсации отличается: при выплате на руки учитывается коэффициент износа деталей (то есть выплата занижается), при направлении в сервис берётся стоимость новых запчастей. В этом смысле страховой выгоднее денежная компенсация на руки клиенту.

Но может ли сервис отказать в ремонте по направлению страховой?

— Это странно, — считает Кирилл Смолин. — Когда сервис подписывает договор со страховой, он должен отдавать себе отчёт, что суммы будут рассчитываться по методике страховщиков: в каких-то случаях они будут выше реального ущерба, в каких-то — ниже. И отказов, когда машина клиента уже стоит в сервисе, по идее, быть не должно.

В компании «Сатурн» нам объяснили, что возможность ремонта автомобиля за начисленную страховой сумму определяется уже после обращения клиента в сервис:

— Сумма вычисляется по методикам страховых компаний и нередко возникает ситуации, когда она недостаточна, — комментирует директор по послепродажному обслуживанию компании «Сатурн» Сергей Мещеряков. — Что касается автомобилей Chevrolet, то для них расхождение калькуляции страховых и реальных цен на запчасти особенно велико, например, для бампера — это минус 10 тысяч рублей, для фары — минус 4 тысячи. Я подчеркну, что по закону мы можем использовать только новые и официальные запчасти, поэтому не имеет манёвра. 

Почему недостаточная сумма

Александр согласился бы и на денежное возмещение, покрывай оно ущерб. По его оценкам, даже при скромном ремонте дефицит составляет не меньше 10 тысяч рублей. Нарушила ли страховая закон?

Совсем не факт. Расчёт ущерба сегодня формализован: суммы берутся из справочника Российского союза автостраховщиков, в котором приведена стоимость конкретных компонентов и работ. Например, задний бампер для Chevrolet Cruze 2013 года оценён в 26 100 рублей, а задний левый фонарь — в 6710 рублей. При денежной выплате суммы снижаются на величину износа, который в нашем случае составляет 23%. Это значит, например, что за разбитый бампер страховая выплатит не 26 100 рублей, а 20 100 рублей. В случае Александра, похоже, бампер посчитали годным — иначе бы сумма компенсации получилась выше 12 600 рублей даже с учётом коэффициента износа.

Адекватность суммы можно прикинуть самостоятельно с помощью справочника РСА: для этого вам понадобится каталожный номер каждого компонента. Найти номер можно через поисковик в любом онлайн-справочнике запчастей для автомобиля вашей марки.

К сожалению, расчёт по справочнику нередко даёт заниженный результат относительно реальных цен, не говоря уже о коэффициенте износа, который может занизить выплату в два раза (для возрастных автомобилей). И получается парадоксальная ситуация, когда страховая действовала по закону, но суммы всё равно недостаточно. Имеет ли смысл судиться?

— Если нет ошибок в расчёте, судиться почти бессмысленно: в прошлом году страховые пролоббировали изменения закона об ОСАГО, который теперь ограничивает сумму выплат именно калькуляцией по справочнику РСА, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — В результате компенсация не будет выше расчётной, даже если клиент по факту потратил гораздо больше. Полагаю, эта поправка очень выгодна страховым.

Юрист отмечает, что клиент по-прежнему вправе отсудить у страховой утрату товарной стоимости автомобиля.

Если калькуляция действительно занижена

Сначала нужно написать претензию в страховую, и это — обязательный шаг. Если компания не отреагировала, вторая инстанция — финансовый уполномоченный (омбудсмен), обращение к которому с июня этого года необходимо перед подачей документов в суд.

Работа с омбудсменом бесплатна и автоматизирована: вы подаёте заявление на сайт уполномоченного, прилагая все документы. В течение 3 дней он уведомит вас о получении документов, в течение 15 вынесет решение, исполнение которого обязательно для страховых. Если омбудсмен признал правоту клиента, страховая заплатит за его услуги 30–45 тысяч рублей.

— В описанном случае нужно указать в заявлении, что вы не согласны с размером выплат по ОСАГО, и специалисты финансового уполномоченного проверят калькуляцию страховой, — уточняет Кирилл Смолин.

Кстати, споры по ОСАГО — приоритет для омбудсмена, на них приходится 96% всех обращений. При этом почти 40% случаев — это как раз несогласие клиентов с размером выплаты.

Уточним лишь, что омбудсмен проверит калькуляцию на соответствие закону. Если сумма занижена из-за «кривого» справочника РСА — действия страховой признают законными.

За первые три месяца работы решения омбудсмена распределились почти идеально в пропорции 50:50 — то есть решение в пользу клиента принимается в каждом втором случае. Но велик и процент отказов в рассмотрении, причём самая частая причина — нежелание клиента обратиться сначала в страховую для мирного урегулирования вопроса.

Если же человек получил отказ омбудсмена и не согласен всё равно, он имеет право подать на страховую в суд.

— По моим данным, страховые сейчас стараются не занижать выплаты, потому что тяжбы с омбудсменом и судами им крайне невыгодны, — считает Кирилл Смолин. — В этом случае они рискуют получить в дополнение к выплате штрафы, пени и судебные издержки, которые могут превзойти размер самой компенсации.

Поэтому Александру стоит проверить размер компенсации, обратиться в страховую, а затем — к финансовому уполномоченному: вот как это сделать.

Несколько полезных для автомобилистов поправок к закону об ОСАГО заработали с начала лета.

В будущем году штрафовать за отсутствие полиса будут камеры фотовидеофиксации. 

Столкнулись с проблемами при страховании машины или получении выплат? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте» и Facebookа также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...