В зоне отдыха автосалона «Аспект Авто» на улице Блюхера, 96 в Челябинске сидит женщина. Мы подходим к ней с Сергеем и Еленой, которые купили здесь Renault Logan и Sandero накануне Нового года. «Давно ждёте?» — спрашиваем у женщины. «Давненько», — признаётся Наталья, слегка удивлённая нашим интересом. «Бегите отсюда скорее!» — не выдерживает Елена и рассказывает Наталье о своих злоключениях. Но та медлит — ей рассказ Елены кажется фантастикой. Они с мужем, выслушав наши аргументы, всё же решают остаться — мол, цены больно хороши, да ещё коврики в подарок...
Под знакомой вывеской
После недолгого затишья в Челябинске в редакцию 74.RU снова стали обращаться покупатели машин, которые в автосалоны приходят за большими скидками, а уезжают с большими долгами.
Истории Елены и Сергея чем-то похожи на рассказы пострадавших от автосалонов «Металл Моторс» и «Феррум Авто», которые закрылись после череды скандалов и полицейских проверок.
Как работает схема
Клиенты, увидев на сайте компании низкую цену, приезжают в автосалон за выгодой.
— Я хотела купить Renault Sandero в простой комплектации, и на сайте «Аспект Авто» стоимость была около 500 тысяч рублей, к тому же мне якобы предварительно одобрили кредит со ставкой в районе 4%, — рассказывает жительница Златоуста Елена Ситдикова. — Мы приехали в автосалон, в итоге нас продержали с десяти утра до десяти вечера, а цена почему-то возросла до 882 тысяч рублей, и это без учёта переплаты за кредит под 18% годовых.
Почему клиенты соглашаются на невыгодные условия? По их словам, у них принимают первоначальный взнос или автомобиль в трейд-ин, используя это в качестве рычага давления, а затем изматывают ожиданием под разными предлогами. Сергей Васильев приехал в «Аспект Авто» за Renault Logan, который якобы стоил 650 тысяч рублей, но после десяти часов ожидания согласился на совсем иные условия.
— Сначала они мне стали говорить, что машина стоит на складе за 30 километров от города, что вот-вот она приедет. Взяли у меня 230 тысяч рублей первоначального взноса, а когда я потребовал его назад, меня просто игнорировали, — рассказывает он. — Когда начал документы подписывать, там уже 815 тысяч стоит, я спрашиваю, мол, почему такая сумма, а мне говорят: «Всё, поздно заднюю врубать». Моя вина, что я вообще не отказался от этого автомобиля. Ждал с десяти утра до девяти вечера, а оказалось, что машина у них на стоянке стояла. Они мне кофе предлагали выпить, может быть, какие-то психотропные вещества мне подсыпали. Короче, развели меня.
Кроме прямой переплаты клиенты недовольны невыгодными для них потребительскими кредитами под 17–18% годовых. Например, для Елены, с учётом переплаты банку, её Sandero обойдётся в 1,1 миллиона рублей, Сергею — примерно так же. У официальных дилеров такие машины стоят не только значительно дешевле, но на них можно получить скидку за трейд-ин и кредиты по субсидированным ставкам.
«Пишите письменную претензию»
Вместе с клиентами мы зашли в автосалон, где нас встретил руководитель отдела продаж Антон Веретеник (представился неразборчиво. — Прим. автора) и предложил пройти к нему в кабинет. Держался мужчина вежливо, но, с нашей точки зрения, прямого и исчерпывающего ответа на вопросы не дал. Когда вопрос ставился ребром, он лишь предлагал написать официальную письменную претензию, которую направит руководству компании. По документам организация называется ООО «Вектор Плюс», её офис находится в Самаре.
Елена говорит, что уже дважды писала претензии через сайт компании и получала ответные звонки с обещанием разобраться, но ничего не решилось.
На претензии о неадекватно завышенной цене представитель «Аспект Авто» заявил, что на рынке всегда есть продавцы с разными ценами, хотя в автобизнесе цены на новые автомобили у официальных дилеров в основном одинаковы, если не считать скидок. Сотрудник также сослался на дополнительное оборудование и услуги, которые получили клиенты. Отчасти это правда, хотя клиенты, как они утверждают, не просили о допоборудовании, и его качество вызывает вопросы. В машине Сергея, с его слов, установлена дешёвая магнитола, а колонка — лишь в одной из дверей. Елене поставили сигнализацию, которая беспричинно орёт всё время, что мы изучаем в машине её договор.
— Всучили мне карту помощи на дороге за 15 тысяч рублей, которая мне не нужна, какие-то страховки, плюс дешёвые шины «Кама» и регистратор, который продаётся за 800 рублей, — досадует Елена. — А коврики, которые они подарили, вообще к машине не подходят! Всё это не стоит переплаты в 230 тысяч рублей, как в моём случае.
К нам неоднократно приходили клиенты, которым под видом новых продавали подержанные или битые автомобили, а также вводили в заблуждение насчёт комплектаций. Если у компании «Аспект Авто» есть собственный взгляд на ситуацию, мы готовы опубликовать их официальную точку зрения.
Что делать, если вы недовольны условиями продажи автомобиля
Если считает, что ваши права нарушены, в первую очередь необходимо обращение в полицию, что станет основанием как минимум для проверки автосалона. Но это не быстрый путь.
Клиенты подписывают договоры добровольно, и это проблема. Чтобы доказать «неспортивные приёмы», как минимум нужны видео- или аудиозаписи, которыми клиенты обычно не располагают.
На «Металл Моторс» коллективную жалобу в полицию написали 15 клиентов, но полиция отказала в возбуждении уголовного дела. Тем не менее поднятая волна привлекла внимание силовиков, и, по нашей информации, под давлением властей автосалон выжили из помещения на улице Братьев Кашириных, 135/5. Но ни руководство, ни сотрудники компании не были привлечены к ответственности.
Впрочем, наиболее настойчивым клиентам всё же удалось вернуть часть переплаты.
Уголовные дела возбудили против сотрудников другого автосалона, работавшего по похожей схеме — «Феррум Авто». Один из представителей автосалона попался на попытке дать взятку полицейскому за «решение» вопросов, кроме того, против неустановленных лиц возбудили уголовное дело по статье 159 УК «Мошенничество».
Наталья, одна из пострадавших от «Феррум Авто», рассказала нам следующее:
— Да, уголовное дело возбудили и нас признали потерпевшими, что хорошо, но следователи меняются, какие-то действия ещё ведутся, кто именно будет отвечать — неясно, а судебное заседание по делу назначили только на апрель. Я плачу кредит по 22 тысячи рублей ежемесячно.
Наталья купила Datsun on-Do за 630 тысяч, но по факту заплатила 780 тысяч. С учётом значительной переплаты по дорогому потребительскому кредиту общая сумма достигает 1,45 миллиона рублей. При этом у официального дилера Datsun on-Do стоит от 490 тысяч до 667 тысяч в зависимости от комплектации.
— При этом количество пострадавших от «Феррум Авто» сейчас 40 человек, суммы измеряются в сотнях тысяч рублей, и кто будет компенсировать такой огромный ущерб — совершенно не ясно, — говорит Наталья.
Мы продолжаем следить за ситуацией. Если вы пострадали от действий подобных компаний, присылайте свою историю на электронную почту редакции «Авто».
Десять признаков подозрительного автосалона
Рекламируемая цена на 10–30% ниже, чем у официального дилера.
Отсутствие адреса компании на сайте дистрибьютора марки.
Мультибрендовый салон, где бок о бок стоят популярные модели разных марок.
Невозможность посмотреть выбранный автомобиль по прибытии в автосалон.
Сокрытие VIN выставленных машин.
Попытки склонить вас к подписанию «предварительных договоров».
Необоснованное затягивание оформления.
Принуждение к покупке более дорогой или оснащённой машины.
Принуждение к покупке в кредит.
Угроза потерять деньги в случае отказа от сделки.
Работу подобных салонов мы уже подробно описывали. В прошлом году скандал разгорелся в соседнем Екатеринбурге, где «обманутые вкладчики» обратились к тогдашнему мэру города Евгению Ройзману. Методика была отточена в столице: вот история челябинца, который купил в московском автосалоне Lada Largus с большой переплатой.
Столкнулись с проблемами в автомобильной жизни? Пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber на номер +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.