В России растёт количество угонов популярных моделей. По данным ГИБДД, в 2019 году у преступников были особо популярны массовые машины, которые лидируют в рейтингах продаж, тех же «Солярисов» уводят по три в день — это главный фаворит у автоворов.
Что ещё воруют?
В рост пошла и родственная модель — KIA Rio: за 2019 год таких машин украли 1161, что на 185 (+19%) больше прошлогоднего показателя. Чуть менее — на 15% — увеличились кражи Volkswagen Polo: 234 против 203 годом ранее.
Похуже обстоят дела с соплатформенным SKODA Rapid, который стали угонять чаще на 28%. Правда, в количественном выражении это не так много: 60 зафиксированных случаев против прошлогодних 47.
Кому точно нужно быть начеку, так это владельцам Hyundai Creta — самого популярного кроссовера России. В 2019 году угонщикам достались 184 автомобиля против 76 в 2018 году — то есть прирост составил 142%.
Сразу на 180% участились кражи моделей Lifan (87 против 31). Ещё одна китайская марка — Geely — стала более востребованной у преступников на 166% (32 против 12). Российско-японские автомобили Datsun теперь угоняют чаще на 117% (63 против 29).
Почти на 30% увеличилось число угонов Lada Vesta. В 2018 году их было 36, а в 2019-м — уже 51. Также на чёрном рынке растёт спрос на самый продаваемый автомобиль в стране — Lada Granta. Модель показала плюс 23% краж год к году — их стало 365 вместо 280.
У вас угоняли автомобиль?
Что интересно, Hyundai Solaris стали красть реже примерно на 8% — 1171 против 1265 в 2018 году. Но сильно радоваться не стоит — модель по-прежнему занимает первую строчку по угонам среди всех автомобилей. Получается, что в среднем в день угоняют по три таких машины.
В более дорогих сегментах некоторые автомобили тоже показывают рост. Например, SKODA Octavia стали красть чаще на 24% (99), новый KIA Sportage — на 33% (215), Hyundai Tucson — на 62% (141), а KIA Optima — на 126% (224). Рекордный прирост в 263% показала KIA Soul (58).
— Масс-сегмент сохраняет лидерство, поскольку спрос за запчасти не снижается, — объясняет управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. — Основная цель угонов недорогих автомобилей — разбор на детали. А премиальные машины в основном перегоняют в другие регионы и страны для перепродажи.
Также Демидов отмечает, что угоны корейского бизнес-класса вроде KIA Optima и Hyundai Sonata — относительно новая тенденция.
Несмотря на рост числа краж среди конкретных моделей, в целом по стране их количество сократилось почти на 6% — с 21,2 тысячи до 20 тысяч. Учредитель компании «Угона.нет» Алексей Курчанов полагает, что в 2020 году общий спад продолжится.
— Учитывая падение продаж новых автомобилей, можно прогнозировать и снижение числа угонов, — считает он. — Но поскольку растёт популярность корейских и китайских машин, то и красть их будут чаще. А модели среднего класса станут интересовать преступников ещё меньше.
Как защититься
Даже не слишком интересный для воров автомобиль нужно защищать. Например, в 2019 году в России умудрились угнать один экземпляр Iran Khodro — редкого для нашей страны автомобиля иранского производства, владелец которого вряд ли мог подумать, что его машина кому-то понадобится. Поэтому эксперты советуют не доверять одной лишь заводской системе безопасности и устанавливать дополнительные охранные комплексы.
Хорошим способом защиты считается сигнализация с диалоговым кодом — в случае перехвата сигнала мошенникам будет сложно его расшифровать. Шанс угона сильно снизится, если дополнить систему механическим блокиратором руля с дисковым механизмом. Не будет лишним и установка иммобилайзера.
При этом даже дорогая защита может оказаться бесполезной. По данным МВД, нередко машины угоняют без механических и цифровых взломов — банально украв ключи или сделав их дубликат. Поэтому храните их подальше от посторонних глаз и будьте особо внимательны в случае продажи автомобиля, когда показываете его покупателю.
— Если на машину есть заказ, то её угонят в любом случае, — рассказывал нам угонщик. — Вскрыть можно всё. Главное, чтобы было нужное оборудование. У профессионала даже на сложный иммобилайзер может уйти несколько минут.
Но при наличии двух одинаковых автомобилей он выберет тот, который меньше защищён. Поэтому установка дополнительной охранной системы — дело отнюдь не бесполезное.
А вот наш «тест-драйв» устройства для электронного взлома автомобилей — так называемого код-граббера.
Рассказываем о защите автомобиля, с которой угонщики провозятся целый час.
А Toyota Corolla продержалась всего пять минут.
Эксперты раскрыли секреты блокировки бензонасоса и замка капота.
Есть что рассказать про угон автомобиля? Пишите нам на электронную почту, в группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал в YouTube.