13 августа четверг
СЕЙЧАС +19°С

Коронавирус автопрома: стало ясно, сколько на самом деле китайских компонентов в наших автомобилях

Эпидемия грозит дефицитом машин

Поделиться

Китайские компоненты использует сегодня большинство производителей прямо или косвенно (то есть через других поставщиков)

Китайские компоненты использует сегодня большинство производителей прямо или косвенно (то есть через других поставщиков)

Провинция Хубей, где в декабре прошлого года появился коронавирус Covid-19, является одним из центров китайского автопрома, но это лишь вершина айсберга. Внезапно с проблемами столкнулись производители, которые никак с Китаем не ассоциируются, например Hyundai и KIA. Мы попытались выяснить, возникнет ли дефицит новых автомобилей в самый разгар торгового сезона — в марте и апреле.

Сам Китай из-за карантина рискует недоделать за год миллион машин, но главная проблема — недовыпущенные компоненты. Вспышки коронавируса зафиксированы ещё в двух «автомобильных» странах — Южной Корее и Италии, и из последней вирус стал распространяться по другим странам Европы.

DFM AX7 — пример автомобиля, который собирали в эпицентре вспышки коронавируса

DFM AX7 — пример автомобиля, который собирали в эпицентре вспышки коронавируса

Самым крупным автопроизводителем Ухани является Donfeng, который имеет там и собственное производство, и три совместных — с Renault, Honda и PSA (Peugeot и Citroen). Впрочем, прямые поставки из Ухани в Россию включают только одну модель — кроссовер DFM AX7. На наш запрос представители китайских брендов ответили, что пока проблем с поставками нет, потому что большие складские запасы (не только DFM) обеспечивают буфер. Путешествие из Китая занимает 2-3 месяца и даже больше, так что пока вырабатывается старый запас. Плюс же DFM не пользуется большим спросом: в январе, как и год назад, было продано чуть более 80 машин на всю Россию.

Удар по корейцам и японцам

Но китайская примесь есть сегодня почти в каждой машине, хотя это и не всегда афишируется. Ещё в начале февраля начались перебои с запчастями на японский завод Nissan, который делает X-Trail и Serena.

Ещё сложнее пришлось альянсу Hyundai-KIA, который в феврале остановил производство в Южной Корее из-за недостатка китайских запчастей. В частности, речь об электрической проводке, половина которой поступала от компаний Kyungshin и Yura Corporation. Kyungshin сейчас наращивает производство в США, Индии и Камбодже, но эти меры требуют времени.

В середине февраля вспышка коронавируса произошла в самой Корее, и она не прошла бесследно для автопрома страны, хоть от города Тэгу, эпицентра заболеваемости, до Улсана, где сосредоточены заводы Hyundai и KIA, более 200 километров.

Впрочем, прямые поставки из Южной Кореи для российского рынка не очень значимы: все бестселлеры выпускают в России, на заводах под Питером и Калининградом, а ряд моделей (например, Hyundai i30) завозится из Чехии. Тем не менее российский кластер зависим от компонентов, произведённых в Корее и Китае. Тот же калининградский «Автотор» уже столкнулся с дефицитом деталей и рассматривает вопрос о приостановке производства: помимо корейских брендов, здесь делают BMW и коммерческие Ford.

На днях Hyundai презентовала обновлённую версию Solaris, но речи о сбое поставок пока не шло. Вопрос в том, что будет весной

На днях Hyundai презентовала обновлённую версию Solaris, но речи о сбое поставок пока не шло. Вопрос в том, что будет весной

Например, российские бестселлеры Hyundai Solaris и KIA Rio используют двигатели серии Gamma, собранные в Китае — провинция Шаньдун находится недалеко от Пекина, который также пострадал от коронавируса. Мы направили запрос в пресс-службу Hyundai о возможной приостановке производства, но ответа пока не получили.

В целом автозаводы России имеют определённый иммунитет, потому что работают с большими складами запчастей — в этом разница, например, с корейскими заводами, которые получают запчасти из Китая напрямую без складских запасов. Но это лишь означает, что перебои могут начаться позже. Так, например, в ряде стран дилеры Hyundai получили уведомление о грядущих проблемах с поставками.

АВТОВАЗ хоть и является исконно российским производителем, также использует китайские компоненты: например, они есть в приводе «дворников» Lada Vesta. На заводе создан кризисный штаб, но корректировать планы производства пока не стали. А вот КАМАЗ не исключает сокращение выпуска уже в марте, если коронавирус продолжит набирать обороты. Довольно зависим от азиатских производителей и УАЗ, но и здесь пока лишь следят за ситуацией.

Итальянская трагедия

Италия, где заболело уже почти 500 человек, тоже является крупной страной-автопроизводителем. Правда, популярных моделей из Италии к нам не заводят, а крупнейшие итальянские бренды вроде FIAT и Lancia на российском рынке почти не представлены. Почти, потому что тот же FIAT продаёт у нас коммерческую технику, а ещё малыша FIAT 500, производство которого в Сербии, кстати, также остановлено из-за коронавируса.

Штаб-квартира Ferrari попала в зону риска

Штаб-квартира Ferrari попала в зону риска

В поражённых вирусом регионах находятся производители итальянских суперкаров, например, штаб-квартира Ferrari расположена в карантинном регионе Эмиле-Романья. Компания ограничила доступ на свои заводы ряду «подозрительных» сотрудников, отменила экскурсии и посещения музеев в Маранелло и Модене.

Недалеко, в Сант-Агата-Болоньезе, расположена и штаб-квартира Lamborghini, но сообщений о карантине на её заводах пока нет.

FIAT в свою очередь распространил заявление, что коронавирус представляет угрозу для бизнеса компании, но подчеркнул, что оценивать его влияние пока рано. Производство FIAT в Европе снижено из-за перебоев с поставками запчастей, правда, речь пока о китайских компонентах. Например, остановился упомянутый завод FIAT в Сербии. В компании считают, что ситуация со временем коснётся и других производителей.

Российские автозаводы пока не испытывают глобальных проблем с компонентами, но распространение вируса в Европу вызывает тревогу почти у всех

Российские автозаводы пока не испытывают глобальных проблем с компонентами, но распространение вируса в Европу вызывает тревогу почти у всех

Российский автопром, включая сборочные предприятия, имеет некоторую автономность за счёт складов машин и запчастей. Опрошенные нами дилеры рассказали, что пока информации о сбое поставок от производителей не поступало. В частности, в группе компаний «Автомир» заявили, что работа идёт в плановом режиме — холдинг представляет в России 19 марок, включая Hyundai, KIA, Nissan, Haval. Той же позиции придерживается автомобильная группа «Авилон» (29 брендов).

Представитель одного из дилеров, попросивший не называть имя, так прокомментировал ситуацию:

— Всё зависит от сроков и масштаба распространения вируса: мы работаем с «лагом» три месяца и даже больше, то есть зачастую те же китайские компоненты на машинах, которые приходят сейчас, произведены ещё до начала коронавируса. Но если вирус продолжит распространяться, запасы сократятся — тогда возможны перебои. Особенно это касается популярных и ликвидных моделей типа KIA Rio, для которых оборачиваемость выше, чем для Citreon C4, например.

Распространение вируса повлияло и на ряд автомобильных мероприятий: отменён китайский этап «Формулы 1» (планировался на 19 апреля), под вопросом этап в Бахрейне, куда вирус перекинулся из Ирана. Отменён и апрельский автосалон в Пекине.

Опасаетесь ли вы коронавируса?

    Столкнулись с симптомами коронавируса? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

    оцените материал

    • ЛАЙК7
    • СМЕХ2
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ1
    • ПЕЧАЛЬ3

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!