Забытое слово восьмидесятых — дефицит — вернулось благодаря пандемии: с начала лета всё острее ощущается нехватка машин, и ситуацию в августе сами автодилеры называют беспрецедентной. Помимо остановки производств из-за пандемии, сказалась пора корпоративных отпусков, из-за которых заводы простаивали в июле и августе. Мы выяснили, какие автомобили в наибольшем дефиците.
Мировой автопром лихорадит давно: ещё зимой на карантин попали многие азиатские заводы, в апреле один за другим останавливались российские. За первые семь месяцев 2020 года выпуск автомобилей в России упал на треть. Поначалу это происходило на фоне рухнувшего спроса, который в апреле снизился на рекордную величину — сразу втрое. Поэтому в первые месяцы пандемии дефицита не ощущалось: большинство автосалонов сначала были закрыты, а затем работали в усечённом режиме.
Но летом рынок быстро восстановился и в июле показал рост на 7% относительно июля 2019 года. Результат во много связан с отложенным спросом, а также негативными ожиданиями россиян: автомобили продолжают дорожать и принцип «раньше купил — дешевле вышло» сохраняет актуальность.
Сложности отмечают дилеры по всей стране, в том числе и в Челябинске. Коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов рассказал, что дефицит ощущается по разным моделям и брендам, а продажа наиболее популярных автомобилей идёт «с колёс» — покупатели забирают их прямо с автовоза. Из брендов «Регинаса» наиболее острый дефицит у марки KIA, при том что родственный Hyundai чувствует себя немного лучше. Также ощущается нехватка Nissan X-Trail: завод под Питером объявил о сокращении четверти сотрудников ещё весной.
— Поскольку у нас в портфеле много брендов, мы в более выгодных условиях, — поясняет Сергей Попов. — Например, если в какой-то момент нет популярных комплектаций KIA Rio, мы предлагаем клиенту хороший выбор SKODA Rapid в соседнем автосалоне. Есть хороший запас популярных кроссоверов Haval F7 и F7x — мы являемся единственными официальными дилерами марки в Челябинске и области.
Генеральный директор сети автосалонов «Сатурн» Александр Мещеряков рассказал сайту 74.RU, что дефицит автомобилей весьма заметен.
— К ограниченным квотам предыдущих месяцев добавился плановый корпоративный отпуск автопроизводителей, — поясняет Александр Мещеряков. — В августе заводы традиционно останавливаются для проверок, ремонта и модернизации, отправляя персонал в отпуск. В предыдущие годы мы всегда создавали складские запасы, но сейчас из-за ограниченного производства в предыдущие месяцы накопить склад не получилось.
К началу этой недели, по словам Александра Мещерякова, на складах «Сатурна» осталось 30 автомобилей Lada (на три дилерских центра) и 45 свободных Renault (на четыре дилерских центра).
— Некоторые модели закончились в принципе, — добавляет он. — Практически нет Lada XRAY, Vesta SW Cross, Renault Logan и так далее.
Первые августовские автовозы пришли только в конце прошлой недели, так что ситуация должна постепенно исправиться: ряд производителей планирует наращивать выпуск в сентябре.
Так, АВТОВАЗ был в корпоративном отпуске с 27 июля по 17 августа, а с сентября планировал перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Однако быстрое восстановление спроса скорректировало планы: две последние недели августа и сентябрь тольяттинский завод будет работать по шестидневке. Правда, одним из мотивов к этому стал крупный госзаказ на 15 тысяч Lada.
В компании «Планета Авто» рассказали, что ощущается дефицит автомобилей Hyundai и в настоящий момент спрос превышает предложение: сотрудники дилерского центра записывают контакты желающих и ориентируют их по датам поставки. Ближайшие автовозы фактически раскуплены, но ситуация постепенно улучшается, и в сентябре баланс должен восстановиться.
А вот китайская марка Chery, по данным «Планеты Авто», наоборот, сумела создать запас машин, и особенных проблем с их наличием нет. Неплохо дела у SKODA и Volkswagen, популярные модели которых выпускаются на калужском заводе концерна. Однако предприятие находилось в корпоративном отпуске с 3 по 21 августа, что может спровоцировать дефицит некоторых комплектаций в сентябре.
Ощущается нехватка автомобилей и у китайских марок. Так, в компании «Аверс Авто» нам сообщили, что есть ограничения по выбору кроссоверов марки Haval, которая в остальном демонстрирует аномально хорошие результаты: отгрузки машин, по статистике АЕБ, по итогам 7 месяцев выросли аж на 82% на фоне падающего рынка. Другой бренд «Аверс Авто», Changan, также испытывает некоторые сложности с поставками. В компании пояснили, что летом удавалось обеспечивать спрос за счёт накопленного склада автомобилей, а сейчас в наличии есть отдельные комплектации кроссоверов.
Восстановление спроса усугубило и другую тенденцию — подорожание машин, которое началось ещё весной из-за обвала курса рубля. Например, в августе Nissan Qashqai прибавил 58 тысяч, Renault Arkana — 15 тысяч, KIA Rio — 5 тысяч рублей, кроссоверы SKODA — до 42 тысяч, популярные модели Toyota — 28–86 тысяч (данные аналитического центра «Цена авто»).
Оживился и рынок автомобилей с пробегом, который только в июле прибавил 14% относительно прошлогодних результатов. Наибольшей популярностью пользуются недорогие модели Lada.
Планируете ли вы покупать автомобиль до конца года?
Кстати, при установке газобалонного оборудования теперь действует правительственная субсидия в 81 тысячу рублей. А на днях состоялась большая реформа ОСАГО.
Связаться с редакцией проекта «Авто» можно через электронную почту. Пишите в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал в YouTube.