ФАС берет под особый контроль распределение участков земли под строительство АЗС. Сделан еще один шаг к развитию конкуренции среди нефтяных компаний. Теперь участки земли для строительства АЗС будут предоставляться на конкурсной основе, а компании, имеющие более чем 50-процентную долю розничного рынка топлива в населенном пункте, не получат площадь для размещения автозаправок. В Челябинске такие ограничения могут коснуться компании «Лукойл».
Специалисты ФАС пришли к выводу, что последнее десятилетие, с его территориальным принципом развития рынка нефтепродуктов, было фактически периодом возникновения монополий в регионах. К таким результатам привела масса причин: прямая скупка заправок, франчайзинговые схемы, договоры о совместной деятельности. В некоторых регионах доля вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) максимально приближена к 100%. Монополизация рынка нефтепродуктов происходит не только на оптовом, но и на розничном уровне.
ФАС давно уделяет внимание рынку нефтепродуктов как одной из наиболее проблемных в плане обеспечения свободной конкуренции отраслей российской экономики. В основном антимонопольная служба выступала против картельного сговора нефтяных компаний, которые таким образом фактически диктуют цены на нефть.
Теперь сделан новый шаг: компании, являющиеся явными лидерами и фактически монополистами на городском рынке реализации нефтепродуктов населенного пункта, не смогут получить площадь под строительство в черте этого пункта автозаправочных станций.
По данным последнего анализа рынка, проведенного в этом году областным управлением антимонопольной службы, В Челябинске есть компания, чья доля на городском рынке розничной реализации нефтепродуктов составляет около 60% – компания «Лукойл». Все остальные компании, вместе взятые, реализуют в 1,5 раза меньше продукции. Об этом сообщил сайту Chel.ru заместитель начальника областного управления федеральной антимонопольной службы Анна Козлова.
Любопытно, что в самой компании называют другие цифры. «Наша доля по области составляет около 30%, а в Челябинске – 48%, – сообщил пресс-секретарь челябинского представительства «Лукойла» Вячеслав Болотников. – Поэтому мы считаем, что не попадаем под ограничения и уже согласуем с органами местного самоуправления план строительства новых автозаправочных станций». При этом Болотников отметил, что если антимонопольная служба все-таки настоит на своем, компании придется уступить. Но пока никаких разговоров с ФАС у «Лукойла» по этому поводу не было.
По области в целом у антимонопольной службы точных данных пока нет, но в ближайшее время планируется провести анализ рынка и определить долю компаний в населенных пунктах Южного Урала.
Что касается конкурса на предоставление участков земли, то его будут проводить органы местного самоуправления, то есть администрация того населенного пункта, в котором планируется строительство. Конкурсная основа выдачи разрешений, как известно, всегда предполагает двоякую оценку: с одной стороны, «выживают» лучшие предложения, что благоприятно сказывается на общем состоянии рынка, с другой стороны, это барьер для предпринимателей. Прежде чем построить АЗС, нужно убедить чиновников, что именно этот проект достоин воплощения. По мнению представителей компаний, автозаправка – объект не того масштаба, чтобы перед ее строительством проводить конкурсы. У ФАС, тем не менее, есть свои аргументы – необходимо контролировать общее число АЗС и показатели их работы.
На сегодняшний день выдача площадей на конкурсной основе еще не проводится – так сообщили в антимонопольном управлении.
Инициатива Федеральной антимонопольной службы России о невыдаче монополистам площадей под автостоянки или выдаче их на конкурсной основе – это, между прочим, не распоряжение, а рекомендация – так сообщает пресс-служба ФАС России. Только порой трудно провести грань между рекомендацией «сверху» и официальным постановлением. Поэтому вполне вероятно, что «Лукойлу» скоро «порекомендуют» больше заправок не строить.