RU74
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Челябинске
Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

747мм 80%
Подробнее
2 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Здоровье Спецоперация на Украине подробности «Пригласили в комендатуру и больше не выпустили»: южноуральца с психическим расстройством отправили на СВО

«Пригласили в комендатуру и больше не выпустили»: южноуральца с психическим расстройством отправили на СВО

По заключению врачей, мобилизованный не может брать в руки оружие

Александра мобилизовали 6 октября 2022 года

Из Челябинска в зону СВО отправили мобилизованного, у которого во время участия в спецоперации развилось психическое расстройство. Год рядовой проходил обследования, лечился, ему присвоили категорию «В» (ограниченно годен) с оговоркой, что он не допускается к службе с оружием. Однако списывать бойца не стали, вместо этого без предупреждения отвезли в Луганскую область, откуда дальше ожидается отправка в зону спецоперации. Мать парня утверждает, что ей даже не разрешили передать сыну вещи и лекарства, а заключения врачей на месте в расчет не берут.

«Это у вас пожизненно»

25-летнего Александра Стребкова из Красноармейского района мобилизовали в начале октября 2022 года, а когда в апреле прошлого года он приехал в отпуск, родные забили тревогу.

— Я вижу, что ребёнок неадекватный, он день или два побыл, его все раздражает, он боится всего, у него тремор — руки трясутся, — говорит мама рядового Светлана. — Мы сразу обратились в военную поликлинику на Свердловском проспекте. После этого его направили в госпиталь, а из госпиталя — в психиатрическую больницу. Он там пролежал месяц, потом его забрали обратно в госпиталь на Российской.

В Челябинске рядовому врачи поставили диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» (заключение имеется в распоряжении редакции), еще через несколько месяцев врачебная комиссия военного госпиталя ЦВО в Екатеринбурге диагноз подтвердила, в документах написано, что у рядового «смешанное тревожное и депрессивное расстройство с умеренно выраженными стойкими и длительными болезненными проявлениями».

— Поставили категорию «В» — ограниченно годен, но без оружия, сказали, что он не может идти на СВО, — утверждает Светлана. — Психиатр сказал: «Это у вас пожизненно, он постоянно на психотропных препаратах будет находиться».

Категорию годности «В» (ограниченно годен к военной службе) получают граждане, имеющие хронические заболевания с умеренными нарушениями жизненных функций. Как правило, они способны поддерживать стабильную жизнедеятельность, но лишь при помощи регулярного приема лекарств или следования особому режиму. Состояние здоровья, соответствующее данной категории, безусловно должно быть тяжелым, но не критическим. Категория годности «В» означает, что человек освобождается от призыва в армию по состоянию здоровья в мирное время, но при мобилизации в военное время он может быть призван из запаса.

В справке из госпиталя дословно указано, что рядовой «подлежит использованию только в подразделениях тылового (медицинского) обеспечения, не допускается к службе с оружием».

«Ни вещи, ни таблетки не разрешили передать»

По словам матери, после комиссии сына должны были направить в психиатрическое отделение, но вместо этого отправили в выздоравливающий полк, и Александр чуть не стал фигурантом уголовного дела.

— Когда мы приехали туда, я начала объяснять, что сын находится на психотропных препаратах, и мы ждем ВВК (военно-врачебную комиссию), но нам сказали: «Завтра у нас борт, и его отправляют на Украину». Я сказала, что буду жаловаться, что мы уходим, что забираю ребенка, потому что он на психотропных препаратах. Я говорю, что не могу его оставить, потому что у меня кроме него и у него кроме меня никого нет, — срывается на плач Светлана. — Мы выходим, нас пропускают. А через две недели нам сообщают, якобы мы незаконно покинули часть. Потом они приехали и сказали, что сын — дезертир, арестовали его, привезли в военную комендатуру. Но мы со всеми поддерживали связь, ни от кого не прятались.

По словам Светланы, доследственную проверку позже прекратили, а Александра прикрепили к части в Шаголе.

— Мы отмечались, я его привозила. Потом нам позвонили, сказали, в военную комендатуру надо 28 апреля явиться для какой-то проверки. Я его привезла туда, и больше его не выпустили. Ни вещи, ни таблетки не разрешили передать, — говорит мать мобилизованного. — Потом я выяснила, что их отправили в Екатеринбург на аэродром. Он не понимал, куда их привезли, что от них хотят. А 2 мая позвонил, сказал, что они уже в Луганской области, их там оденут, оружие выдадут. Справки передали, но во внимание никто их не берет. Я не понимаю, где справедливость, и не знаю, у кого просить помощи! Мы не отказываемся служить, но пусть он служит где-то в госпитале, горшки носит, еще что-то.

Законна ли отправка на фронт

Светлана наняла адвоката, они с ним уже отправили обращения в военную прокуратуру и уполномоченному по правам человека Челябинской области (документы имеются в распоряжении редакции).

— 3 мая я была в прокуратуре, прокурор посмотрел, сказал, что ничего не нарушено, но как же так! — возмущена Светлана.

Уполномоченный по правам человека Челябинской области Юлия Сударенко сообщила 74.RU, что посмотрит документы, но, по закону об омбудсменах, ответ сможет дать только матери.

Юрист по делам призывников Алексей Табалов отметил неоднозначность ситуации.

— Тут надо уточнить, что люди понимают под словом «тыл». Если они считают, что тыл — это остаться дома, они ошибаются. Тыловое обеспечение и тыловые части могут существовать и в зоне СВО, это те же самые медицинские части. Они не принимают непосредственного участия в боевых действиях, но обеспечивают, например, вывоз раненых, — объяснил юрист. — По документу рядовой не подлежит службе с оружием, ну так его ему могут и не дать, но заставить, например, ремонтировать военную технику. Так что можно служить в зоне СВО, но не принимать участия в боевых действиях (не бегать с автоматом).

При этом эксперт отмечает, что в военной части обязаны учитывать медицинские документы, если этого не сделают, это будет нарушением.

— Военнослужащему и его родственникам нужно обращаться за защитой своих прав в военную прокуратуру, командование военного округа, Минобороны. Я бы рекомендовал написать обращение в приемную президента, уполномоченному по правам человека и депутатам Госдумы от нашей области, — посоветовал Алексей Табалов.

Напомним, в тот же день, 28 апреля, на военный аэродром из комендатуры отправили мобилизованного из Челябинска, из которого врачи извлекли неразорвавшуюся гранату. После сложнейшей операции, которую хирурги выполняли в бронежилетах, парню удалили ребро и часть легкого. Челябинец тоже получил категорию годности «В», а 30 апреля он рассказал 74.RU, что его и еще 12 ребят готовят к отправке в зону СВО. На момент подготовки этого материала его телефон оказался недоступен.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY7
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY47
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
236
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления