RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

7 м/c,

ю-з.

734мм 28%
Подробнее
6 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Валерий Архипов, директор сети магазинов «Антиквариат»: «Честность – главная заповедь любого антиквара»

Валерий Архипов, директор сети магазинов «Антиквариат»: «Честность – главная заповедь любого антиквара»

Сегодня российский антикварный бизнес переживает небывалый взлет

Заходя в магазин «Антиквариат», что на челябинском Арбате, чувствуешь себя так, словно случайно забрел в один из удивительных зальчиков Государственного Эрмитажа. Глаза разбегаются, и начинает рябить в глазах от многочисленных больших и маленьких, дорогих и не очень произведений искусства. Здесь, в отличие от других магазинов, нет привычных ценников и товарных полок.

Старые вещи для меня всегда обладали какой-то особой магией. Их можно разглядывать часами, присматриваясь к каждой зазубринке, принюхиваясь, напрягая свое уснувшее воображение и силясь представить себе бывшего обладателя старинного предмета.

Валерий Архипов, председатель Урало-сибирского союза антикваров, владелец сети магазинов «Антиквариат» является хранителем преданий старины глубокой уже целых 15 лет. Рентабельный бизнес давно превратился для него в самую большую страсть в жизни. Пополняя свою коллекцию, в поисках новых сокровищ Валерий Архипов объездил уже полмира.

– Валерий Анатольевич, откуда у вас интерес к старым вещам?

– Он у меня еще с детства. Мой отец занимался коллекционированием, собирал боны – бумажные деньги. Я с интересом наблюдал за ним, следил, как пополняется его коллекция. Естественно, возникало желание самому заняться собирательством предметов старины, но возможности тогда не было. Через какое-то время эта детская страсть забылась. Но в подсознании интерес к старинным вещам остался. Проявился он уже в начале перестройки, когда появилась возможность заниматься всем, чем угодно, и торговля антиквариатом приобрела статус легальной. Так мое хобби переросло в профессию. С того времени и по сей день я пытаюсь аккумулировать у себя старинные предметы, которые мне по душе. Вообще, мой совет всем людям: старайтесь окружать себя вещами, которые приятны для вашего восприятия, благотворно влияют на душевную атмосферу. Ведь в те моменты, когда ты занимаешься созерцанием этих предметов, настроение резко улучшается и человек обретает душевную гармонию, которая так необходима каждому из нас.

" hspace=

– Выходит, что коллекционированием вы занимаетесь всю сознательную жизнь?

– Как раз нет. В свое время я окончил Торговый институт. И всю свою сознательную жизнь, за исключением последних 15 лет, работал в торговле на самых разных должностях. Надо сказать, эти годы не прошли для меня даром. Сегодня мой богатый опыт работы в торговле, с одной стороны, и глубокий искренний интерес к антиквариату – с другой, образуют очень хорошее сочетание.

– С чего вы начали, когда окончательно созрело решение заняться антикварным бизнесом?

– Сначала, как и многие люди, когда-либо занимавшиеся антикварным делом, я был обыкновенным одиночным дилером. Очень много учился, делал ошибки, не раз «пролетал», как принято говорить у антикваров. Потому что, как только ты начинаешь заниматься какой-то новой категорией товара, возникает огромный риск оказаться в проигрыше. Ведь по большому счету, антиквариатом можно назвать едва ли не все, что нас окружает в повседневной жизни: предметы быта, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Не случайно, по закону, антиквариатом считается любая вещь, возраст которой превышает 50 лет. Выходит, что весь наш советский быт автоматически становится антикварным. Но не нужно забывать о том, что далеко не каждая антикварная вещь имеет художественную ценность. По этой причине в свое время совершалось много ошибок.

Так вот, сначала я был одиночным дилером, но будучи человеком аналитического склада ума, быстро понял, что такая форма бизнеса не имеет будущего. Нужно переходить к цивилизованной торговле – создавать магазины, организовывать аукционные дома. Еще на заре перестройки открывать магазин было просто нецелесообразно. У людей существовала совершенно иная система ценностей, нежели сегодня. Критерием богатства тогда являлась дорогая машина, толстая золотая цепь на шее, «печатка» на пальце. Сейчас представление людей о том, что ценно, в корне изменилось. Они стали больше задумываться о духовной стороне жизни. Но когда духовные и материальные ценности находят воплощение в чем-то одном, как в случае с антиквариатом, то это вдвойне приятно.

– Как вообще строится работа антикваров сегодня?

– Исторически большинство антикварных магазинов работало со старинными вещами, которые приносили местные коллекционеры или просто случайные владельцы. Но, к сожалению, наш город не столь богат антикварной историей, как Москва или Петербург. Поэтому, время от времени, мы снаряжаем определенные экспедиции в эти города, а также за рубеж. Ищем редкие и интересные вещи у людей, участвуем в аукционах, покупаем старинные предметы и привозим их сюда. Так пополняется наша коллекция.

" hspace=

– На зарубежных аукционах вы частый гость?

– Конечно. Для того чтобы поддерживать высокий уровень работы, мне как профессионалу в своем деле просто необходимо посещать подобные мероприятия. Кстати, сейчас мы активно пытаемся наладить деловые связи с европейским антикварным бизнесом. Даже пришли к идее создания совместного предприятия. Я убежден, что товарообмен по всему миру должен происходить более интенсивно. А в отличие от России, откуда вывоз антикварных вещей запрещен по закону, товародвижения из Европы сегодня абсолютно свободно. Неудивительно, что мы решили более эффективно использовать эту возможность.

– Доступ на международные аукционы для россиян свободный?

– Да. На зарубежных аукционах можно увидеть многих наших соотечественников. Но вот челябинцев нам там встречать не приходилось.

Хочу сказать, что кроме ознакомительных целей, к подобным мероприятиям у нас чисто деловое отношение. Есть несколько клиентов, чьи интересы мы представляем на международных торгах. В основном, это крупные коллекционеры – известные в деловой среде люди, у которых просто не хватает времени на разъезды по аукционам. Кроме того, большинство из них старается не афишировать свое хобби. Мы представляем их интересы на самых разных аукционах, например военных или нумизматических.

– Русский антиквариат сейчас пользуется спросом за рубежом?

– Пользуется и очень большим спросом. Во многом интерес к русской истории и старинным вещам подогревается благодаря нашим бывшим соотечественникам, проживающим за рубежом. Кстати, они чаще всего и являются главными покупателями русского антиквариата.

В настоящее время российский антикварный бизнес переживает небывалый взлет. Не случайно говорят, что торговля антиквариатом начинает процветать именно тогда, когда экономическая ситуация в стране складывается наиболее благоприятно. Сейчас именно такой период в развитии российской экономики. Ведь что получается: когда благосостояние человека постоянно растет, он становится в какой-то степени зажиточным и может позволить себе буквально все, то в определенный момент начинает задумываться о более высоких материях, о душе, наконец. Вот тогда у многих и возникает желание заняться коллекционированием красивых и интересных вещей.

" hspace=

– С чем будет связана ваша следующая поездка за рубеж?

– Осенью в ряде городов Германии, таких, как Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, пройдет целая серия аукционов. Мы собираемся посетить все эти мероприятия. Там будет представлено много любопытных вещей, в том числе немало предметов русского антиквариата. Будем биться!

– Аукционные торги, наверное, весьма азартное действо?

– Еще бы! Среди участников аукциона есть такие, которые на протяжении всех торгов не опускают свои номерки. Им все равно, какова будет конечная цена. Бороться с ними достаточно тяжело, особенно когда на кону серьезные предметы, имеющие высокую художественную ценность. Кстати, за право стать обладателем того или иного предмета русской старины, как правило, борются русские коллекционеры или дилеры.

– Сегодня в Челябинске много любителей старины?

– Достаточно много. Особенно приятно, что с каждым годом их становится все больше.

– Что это за люди – коллекционеры?

– Представители самых разных социальных слоев и родов деятельности…

" hspace=

– Но ведь коллекционирование старинных вещей – хобби не из разряда дешевых…

– Вы считаете, что коллекционирование антиквариата – это прерогатива богатых? Совершенно напрасно! Я хочу развенчать представление о том, что антиквариат – это очень дорого. Не спорю, есть, конечно, и дорогие предметы. Но при этом существует огромное количество современных вещей, которые стоят намного дороже своих предшественников.

Всех клиентов антикварных магазинов можно условно разделить на три категории. Есть коллекционеры, которые собирают антиквариат исключительно ради материальной выгоды, рассматривая его как выгодный способ вложения денег. Другая категория клиентов – это люди, которые не просто преследуют коммерческие, но и рассматривают антиквариат как часть своего имиджа. Они окружают себя старинными предметами, создавая тем самым особую обстановку у себя дома, в офисе. Они получают эстетическое наслаждение от созерцания этих вещей, демонстрируя их своим друзьям, знакомым. Есть люди, которые не задумываются о выгодном вложении денег, а просто покупают то, что им нравится – иконы, старинные монеты, украшения. Но благодаря тому, что они аккумулируют у себя большое количество антиквариата, то автоматически становятся очень богатыми людьми.

Кстати, если вам интересно, самый многочисленный слой коллекционеров – это представители среднего класса.

– А пенсионеры среди любителей антиквариата есть?

– Представьте себе, встречаются и такие люди.

– Давайте вернемся к вашему бизнесу: обучаться антикварному делу вам специально пришлось?

– Нет, можете считать меня самоучкой. Я всегда считал, что лучшее обучение – это практика. Когда начинаешь заниматься какой-то новой группой товара, то по началу непременно проигрываешь. Такой уж закон. А когда ты сам себя наказываешь рублем – это лучшая учеба. Сразу же начинаешь читать интересные книги, общаться с разными людьми, интересоваться многими вещами. В итоге получаешь тот набор знаний и умений, который тебе необходим. Учиться впрок абсолютно бессмысленно, если у тебя нет опыта конкретной практической работы.

" hspace=

– Есть ли в вашем деле какие-то незыблемые традиции?

– Прежде всего, у каждого антиквара должно быть свое имя. Ведь антиквары, как правило, люди известные и уважаемые. У представителей этой профессии существует своего рода кодекс чести. Ведь среди тех людей, которые приходят покупать антиквариат, очень много дилетантов. При желании им можно продать любую подделку. Я считаю, что для настоящего антиквара это непозволительно. Честность – это ключевой критерий в нашей профессии.

Другая важная черта антиквара – это коммуникабельность. За время работы приходится общаться с самыми различными людьми – представителями разных профессий, возрастов, социального положения, национальностей. При этом продаешь ты не какой-нибудь металл, где есть сухие цифры, сложившийся круг поставщиков и клиентов, а предметы искусства. Важно уметь найти общий язык с человеком, грамотно преподнести ему товар. Это не так-то просто!

– Законодательно ваш бизнес как-то регулируется?

– Определенные сложности в плане законодательного регулирования антикварного бизнеса сегодня есть. И это несмотря на то, что в последние годы российские законотворцы продвинулись в этом направлении, частично легализовав антикварный бизнес в стране. Не секрет, что еще в советский период торговля антиквариатом считалась сродни криминальному бизнесу. Подобные стереотипы живы у некоторых людей и по сей день: считается, если ты занимаешься антиквариатом, то обязательно принадлежишь к криминальным элементам. По телевизору показывалось сериалы, где антиквариат воруют, за него убивают, его переправляют контрабандой. Поэтому если ты будешь везти в багажнике автомобиля сто тысяч долларов, тебя вряд ли остановят представители доблестной милиции. Зато если у тебя в машине лежит две иконы стоимостью по десять долларов каждая, будь готов, что это вызовет массу подозрений. На самом деле, антикварный бизнес в той же степени связан с криминалом, в какой и любой другой вид бизнеса. Просто этот род занятий всегда являлся определенной загадкой для общества, был окутан дымкой таинственности. Ну что ж, наверное, сейчас как раз настало то самое время, когда пора начать развеивать эти мифы.

– Давайте начнем прямо сейчас. С подделками вам частенько приходится сталкиваться?

– Конечно. С подделками имеет дело любой антиквар, и мы не исключение.

– Хотите сказать, что наряду с легальным бизнесом, существует большая категория людей, которые зарабатывают деньги на изготовлении и продаже подделок?

– Не совсем так. Эти люди изготавливают не подделки, а копии. А потом дилеры, приобретая эти самые копии, пытаются их реализовать, выдавая за подлинники. Подделывают все: монеты, медали, серебряные вещи, холодное оружие. Некоторые вещи просто не имеет смысла подделывать, потому что копии будут стоить дороже, чем сам подлинник.

– Как происходит экспертиза и оценка предметов?

– Прежде всего, мы руководствуемся собственным опытом и знаниями. Цена вещи складывается из совокупности нескольких показателей. Это данные российских и зарубежных аукционов, ценовая политика других участников рынка. Ну и естественно рынок тоже диктует свои условия в плане ценоформирования.

" hspace=

– Были ли случаи, когда вам случалось ошибаться: к примеру, дорогая вещь оказывалась дешевкой и наоборот…

– От ошибок никто не застрахован. Есть даже такая очень мудрая поговорка – не ошибается тот, кто ничего не делает. Конечно, неожиданные ситуации встречались. Было немало проколов, когда я покупал вещи, которые на самом деле ничего собой не представляли. Но случаются и обратные ситуации. Бывает, что покупаешь вещь, не зная о ней ничего, но интуитивно чувствуешь, что она должна стоить дорого. А когда привозишь ее и начинаешь изучать, оказывается, что это настоящее сокровище. Лет восемь назад мне на глаза попался фрачный знак почета. Один человек предложил мне купить его за 35 долларов. Поначалу я отказывался, а потом согласился. И что вы думаете: через два часа я продал эту вещь уже за 700 долларов. Тогда это были очень большие деньги.

Были и другие курьезные случаи. Однажды из одной поездки я привез иконы. Они были в ужасном состоянии – почерневшие, закопченные. Сходу сделать вывод о какой-либо художественной ценности этих предметов было просто невозможно. Я купил их как лотерейный билет, с нетерпением привез домой. А когда мы начали их размывать, то были просто поражены: под слоем грязи оказались спрятаны настоящие шедевры, которые стоили в тысячи раз дороже, чем я их купил.

– Реставрационные работы тоже сами проводите?

– Да, у нас есть своя большая реставрационная мастерская. Здесь мы реставрируем практически любой антиквариат, начиная от металлических вещей и фарфора и заканчивая живописью, мебелью и всем остальным.

– Реставрация – это, наверное, очень дорогое удовольствие?

– Все зависит от уровня изделия и работы, которая предстоит. Но работа реставратора всегда ценна тем, что кроме настоящего профессионала в этом деле никто другой и подешевле ее сделать не сможет. У нас работают лучшие в регионе специалисты. Кстати, работа реставратора сегодня является достаточно высокооплачиваемой.

– У вас сегодня уже два антикварных магазина в Челябинске. Еще открывать планируете?

– Конечно, планируем. И не только магазины. Мы хотим создать аукционные дома в Челябинске и Екатеринбурге, которые будут заниматься проведением антикварных аукционов. Мы уже проводили два подобных мероприятия в Челябинске. К сожалению, пока наш город сложно назвать продвинутым в плане аукционной культуры. Для того чтобы проведение аукционов стало традицией, нужны большие вложения на начальном этапе, а их не хватает. Я думаю, что это время придет.

– Для чего именно необходимы инвестиции?

– Дело в том, что аукцион – довольно сложное в плане организации мероприятие. Сначала нужно собрать вещи, потом издать каталог, провести рекламную компанию. Это занимает достаточно длительный период времени. Далеко не каждый владелец соглашается выставлять свои вещи. Ведь деньги, которые вложены в предметы, на длительный период остаются замороженными.

Тем не менее, аукционы нужны. В Европе это давно стало видом светского отдыха, своего рода модной тусовкой. Ведь здесь присутствует тот же азарт, адреналин, как в казино. Поэтому мы будем продвигать эту культуру в Челябинске.

– Как инструмент инвестиций антиквариат сегодня пользуется популярностью?

– Многие люди давно поняли, что коллекционирование антиквариата может принести не только эстетическое наслаждение, но и обеспечить неплохой доход. Потому что ни один банк не в состоянии обеспечить такую доходность, как антиквариат. В зависимости от категории предметов рост может составить до 100% в год. Самое выгодное вложение – это покупка предмета, обладающего высокой художественной ценностью. Время от времени у нас происходит рост цен на некоторые категории товаров. К примеру, в последнее время резко выросло в цене дореволюционное каслинское литье, российские награды и монеты. Кто прочувствовал эту ситуацию, понял интуитивно, во что нужно вложить деньги сейчас, тот и выиграл. Здесь действуют те же правила, что и на валютной бирже или рынке ценных бумаг.

– А как люди воспринимают антиквариат в качестве подарков?

– В последнее время дарить антиквариат становится довольно модно. Ведь сегодня в большинстве магазинов продаются стандартные и единообразные вещи. Сейчас найти что-либо эксклюзивное крайне сложно. Когда люди ищут именно такую вещь, они приходят к нам. Могу вам сказать, что у нас можно купить вещь, которая будет выглядеть в сотню раз дороже, чем она стоит на самом деле. Кроме того, важно, что у этой вещи есть история, есть душа. Но человек, который получит ее в подарок, может и не подозревать об ее истинной ценности. Поэтому к нам люди частенько приходят за подарками. Ведь что можно подарить человеку, у которого все есть?

– А что сегодня продается лучше всего?

– Лучше всего продается качественная вещь, имеющая высокую художественно-культурную ценность. В последнее время люди перестали покупать антикварные вещи для количества. В первую очередь им интересен эксклюзив, какие-то уникальные и ценные предметы. Но проблема в том, что их все труднее и труднее стало находить. Спрос рождает предложение и наоборот. Поэтому сегодня хорошие вещи как в Европе, так и в России встречаются крайне редко. Либо они стоят очень дорого, и на них практически невозможно заработать.

– В Челябинске есть обладатели каких-то редких коллекций?

– Конечно. В Челябинске немало коллекционеров, которые владеют редкими и дорогими коллекциями икон, холодного оружия, монет, орденов и медалей и многих других.

– А собственной коллекцией вы располагаете?

– Конечно. Антиквариат – это ведь не только мой бизнес, но и самая большая страсть, хобби. Я владею большой коллекцией медных икон. Кстати недавно пополнил ее еще одной интересной вещью – приобрел Крест Авраамия Ростоцкого. Это копия работы XV века, сделанная в XIX веке. Достаточно дорогая вещь. Я ездил за ней специально в Санкт-Петербург.

– Какая вещь самая дорогая в вашем магазине?

– Пожалуй… икона в серебряном окладе с перегородчатой и выемчатой эмалью, стоимостью 20 тысяч долларов. Она пришла к нам из Петербурга или Москвы. Я купил ее у одного человека за большие деньги. Сегодня она принадлежит нашему магазину.

– Покупателей пока не нашлось?

– Потенциальных покупателей много. Пока ждем того единственного, который станет ее обладателем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления