В четверг в одном из районных судов города Ярославля впервые был вынесен приговор недобросовестному заемщику. Два года условно получил молодой человек за то, что отказался выполнять обязательства по потребительскому кредиту, который он оформил в одном из магазинов бытовой техники, намереваясь приобрести видеокамеру «Sony» стоимостью 18 000 рублей. Приговор оглашался за закрытыми дверями, так как против широкого освещения в прессе были и подсудимый, и представители банка, которые посчитали судебный процесс антирекламой кредитному учреждению.
Обвиняемый был признан виновным по двум статьям: за подделку справки и за хищение чужого имущества. По его словам, третьи лица силой принудили его оформить кредит и сразу же забрали видеокамеру. Так или иначе, но в течение года осужденный должен вернуть банку долг с процентами и неустойкой, что составляет в совокупности 53 тысячи рублей. В противном случае назначенный ему условный срок станет реальным.
Схема, по которой было совершено правонарушение, широко распространена и среди челябинских аферистов. По заказу кредиторов посреднические агентства силой заставляют должника оформить потребительский экспресс-кредит в салоне бытовой техники, забирают товар и сбывают его по сходной цене. При этом реальная сумма долга за счет комиссионных «агентству» и банковских процентов за кредит может возрасти в несколько раз. Платежеспособность невольного заемщика, как правило, сомнительна и шансов, что он будет добросовестно гасить ссуду, немного. На памяти бывшего кредитного эксперта магазина бытовой техники Елены М. был случай, когда одного челябинского предпринимателя неделю держали взаперти, морили голодом и методично избивали, угрожая расправиться с семьей. Когда дух бизнесмена был сломлен, его провезли по всем крупным магазинам бытовой техники, заставив оформить кредитов на общую сумму, превышающую 200 тысяч рублей. Погрузив технику в машину, бедолагу отпустили восвояси. Сейчас он судится, доказывая банкам, что брал кредиты по принуждению.
На днях в городе Камышлове Свердловской области в отношении двух молодых людей также было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Используя чужие документы, аферисты получали потребительские кредиты в местных филиалах банка «Русский Стандарт». В результате преступных действий банку причинен материальный ущерб на общую сумму свыше 500 тысяч рублей. Таким образом, уже можно говорить о создании судебных прецедентов, что, скорее всего, повлечет за собой целую вереницу подобных разбирательств.
«В течение ближайшего месяца банк намерен инициировать около 30 судебных разбирательств с недобросовестными заемщиками потребительских кредитов, – сообщает управляющий челябинским филиалом «Балтийского банка» Дмитрий Довженко. – Думаю, условный срок в данном случае является оптимальным наказанием за умышленное мошенничество, поскольку позволяет банку взыскать с правонарушителя долг по кредиту и неустойку».
До сегодняшнего дня психологическое воздействие на недобросовестного заемщика было практически единственной мерой воздействия, к которой прибегали банки, пытаясь вернуть долг. В банковской среде справедливо считалось, что судебное разбирательство может длиться годами и не принести желаемого результата.
Как правило, длительность просрочки по кредиту, после которой банки относят его к разряду проблемных, составляет один месяц: индикатором для кредитора является второй просроченный ежемесячный платеж.
«Кроме обычной просрочки платежа есть такое понятие, как техническая просрочка, причиной которой служит, как правило, ошибка заемщика при расчете суммы, подлежащей оплате, – поясняет Дмитрий Довженко. – В этом случае специалисты банка созваниваются с заемщиком и достаточно быстро «разруливают» ситуацию. Поводом же для начала судебного разбирательства становится ситуация, когда заемщик в течение нескольких месяцев не производит необходимых платежей по кредиту и при этом скрывается, не отвечает на телефонные звонки. Зачастую в таких случаях выясняется, что документы, которые он предоставил при оформлении кредита, подложные, а служба безопасности после посещения указанного им домашнего адреса информирует, что социальный портрет заемщика совершенно не соответствует тому, который он указал в анкете».
К примеру, доля просроченных кредитов в одном из основных игроков на рынке потребительского кредитования – Home Credite and Finans Bank – за первое полугодие этого года, по данным международной отчетности банка, выросла до 23,9 %, тогда как объем выданных кредитов практически не изменился. По итогам первого полугодия 2005 года, согласно российским стандартам бухгалтерской отчетности, с показателем в 20 миллионов долларов он стал самым убыточным отечественным банком. Впрочем, аналитики считают, что это лишь временные трудности.