Олег Дерипаска станет собственником Челябинского тракторного завода. Этот вопрос обсуждался в ходе встречи предпринимателя с губернатором Челябинской области Петром Суминым. Как сообщили корреспонденту сайта Chel.ru в правительстве области, планы холдинга «Базовый элемент» по покупке предприятия уже согласованы с руководством «ЧТЗ-Уралтрак». В ближайшее время специальная рабочая группа, в состав которой войдут представители обеих компаний и правительства области, будет обсуждать условия сделки, и, если они устроят обе компании, «ЧТЗ-Уралтрак» войдет в состав «Группы ГАЗ».
Предполагается, что после вхождения ЧТЗ в состав холдинга Олега Дерипаски на завод будет перенесено производство с предприятия «Челябинские строительно-дорожные машины», также входящего в состав «Группы ГАЗ». На территории завода Колющенко, вероятно, появится коммерческая или жилая недвижимость. «Если предприятия объединятся, гораздо удобнее будет перенести производственные мощности на ЧТЗ, – сообщил корреспонденту сайта Chel.ru первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов, – поэтому такое предложение рассматривалось. В случае, если площади завода Колющенко освободятся, территория вполне может быть отдана под жилую застройку».
Возможность покупки компании «ЧТЗ-Уралтрак» обсуждалась на закрытой встрече Олега Дерипаски с губернатором Челябинской области Петром Суминым. В ближайшее время промышленники создадут рабочую группу, в которую войдут руководящие представители обеих компаний. «Обсуждение условий сделки предположительно продлится до 7 октября, – сообщил Владимир Дятлов. – В том случае, если сторонам удастся договориться, ЧТЗ присоединится к холдингу Олега Дерипаски.
Ни в руководстве, ни в пресс-службе тракторного завода переговоры с «Группой ГАЗ» не комментируют. «К сожалению, никто не сможет дать комментариев по этому поводу», – сообщили корреспонденту Chel.ru в приемной генерального директора «ЧТЗ-Уралтрак» Валерия Платонова.
Стоит отметить, что четыре года назад на встрече с главой «Группы ГАЗ» губернатор Челябинской области намекнул, что помимо автозавода «Урал» и «Челябинских строительно-дорожных машин» есть еще одно предприятие, «которое может стать визитной карточкой области, если в него вдохнуть жизнь». Тогда можно было только предполагать, о каком именно заводе идет речь.
Как раз накануне приезда на Южный Урал Олег Дерипаска встретился в Москве с президентом Владимиром Путиным, где рассказал о дальнейших планах развития холдинга. Предприниматель намерен запустить производство модернизированной «Волги» с двигателем «Chrysler» и построить автозавод в Нижнем Новгороде. Вопрос по Челябинскому тракторному заводу окончательно решится только через два месяца.
Судьба ЧТЗ в период приватизации не была счастливой. Кризис начала 90-х больно ударил по экономическому положению предприятия. Выпускавший в советские годы до 20 тысяч машин в год завод оказался в ситуации банкротства. На начало 1998 года долги ЧТЗ превысили 1,5 миллиарда рублей. Новое руководство предприятия во главе с Василием Кичеджи в ходе реструктуризации предприятия пыталось заручиться поддержкой руководства области и города. Городская дума Челябинска даже приняла решение о частичном освобождении ЧТЗ от налоговых платежей. Сам Василий Кичежди безуспешно пытался заявить о себе в политике. В декабре 1996 года он составил конкуренцию Вадиму Соловьеву на выборах губернатора области. Но проиграл.
В 1998 году новое руководство области инициировало введение процедуры арбитражного управления на ЧТЗ. Почти одновременно в отношении группы руководителей предприятия было возбуждено уголовное дело.
В действиях на тот момент уже бывших руководителей ЧТЗ прокуратура Челябинска усмотрела признаки преступлений, предусмотренных статьей 195 УК РФ (неправомерные действия в преддверии банкротства) и частью 2 статьи 201 (злоупотребление служебными полномочиями). Обвинение было предъявлено пятерым бывшим руководителям ЧТЗ – Сергею Семикашеву, Валерию Сынчину, Евгению Ильину, Владимиру Васильеву и Валерию Кузнецову. Все они в разное время входили в совет директоров и занимали должности заместителя гендиректора.
В вину Василию Кичеджи и его ближайшим соратникам ставится то, что в преддверии банкротства они вывели значительную часть активов ЧТЗ в частные посреднические структуры. Руководителями и фактическими собственниками этих «фирм» становились сам Василий Кичеджи и близкие к нему члены совета директоров.
В результате начавшейся в 1996 году реструктуризации ОАО «Челябинский тракторный завод» было создано около 20 «дочек», в уставный капитал которых передавалось все ликвидное имущество головного предприятия. Финансовые обязательства предприятия перед кредиторами повисали на обескровленном реструктуризацией литейном производстве ЧТЗ.
По мнению следствия, руководители ЧТЗ во главе с Василием Кичеджи зачастую оказывались лично заинтересованы в сделках по передаче имущества предприятия «на сторону».
Однако прокуратуре так и не удалось предъявить обвинение главному фигуранту дела – Василию Кичеджи. Он покинул пределы области.
Уже в 1998 году Василий Кичеджи был назначен заместителем полпреда президента в Центральном федеральном округе. Позднее экс-руководитель ЧТЗ возглавлял различные коммерческие структуры.
Уголовное дело о предумышленном банкротстве ЧТЗ так и не было доведено до конца.
Фотографии на сайте подготовлены на аппаратуре компании «Olympus»