Челябинские предприниматели начали развивать бизнес, связанный с придорожным сервисом. Первый комплекс придорожного обслуживания открывает 19 декабря на трассе Москва-Челябинск фирма «Автоланч». По мнению ее представителей, данное направление сегодня очень востребовано, так как в настоящий момент эту нишу занимают лишь несетевые, разовые проекты с низким уровнем обслуживания. «Автоланч» планирует построить собственную сеть придорожного сервиса европейского уровня на территории всего Уральского региона. Интересно то, что планы в данном направлении не торопятся строить владельцы автозаправок. По словам представителей этой сферы бизнеса, развитие придорожного сервиса требует больших капиталовложений: от пяти до пятидесяти миллионов рублей в строительство одного комплекса.
19 декабря на трассе Москва-Челябинск (1 823 км., за пос. Тимирязевский) фирма ООО «Автоланч» открывает новый комплекс придорожного сервиса, соответствующий, по словам его представителей, европейскому уровню обслуживания.
«Наш сервис всегда будет включать в себя одинаковый перечень услуг, – сообщает коммерческий директор ООО «Автоланч» Вероника Арбекова. – Это минимаркет с набором товаров первой необходимости, ресторан быстрого питания с системой самообслуживания, души и технические туалеты, расположенные внутри здания, организованная асфальтированная парковка и заправка».
По словам г-жи Арбековой, в настоящее время не только в Челябинской области, но и в Уральском регионе нет и не планируется подобных проектов, несмотря на то, что придорожный сервис сегодня очень востребован. «В нашем регионе в сфере придорожного обслуживания существуют только разовые проекты, а сетевых – таких, как наш, нет и пока, на сколько мне известно, не предвидится, – говорит представитель компании «Автоланч». – Мы же по мере надобности и подготовленности планируем открывать в регионе новые объекты. В 2007 году намечается строительство еще как минимум двух комплексов: в Шумихе и в районе Каслей (на трассе Челябинск–Екатеринбург). Данное направление актуально на все 100 процентов, так как то, что сегодня предлагается на рынке придорожных услуг, не выдерживает никаких требований».
Подтверждают это и в Минэкономразвития Челябинской области. Как сообщают в министерстве, сегодня на автомобильных трассах Южного Урала работают 162 предприятия придорожного сервиса (только в отраслях общественного питания и торговли). 70 % от всего количества придорожных точек работают с нарушениями, о чем свидетельствует все возрастающее число жалоб, получаемых от транзитников, на работу предприятий общепита и торговли. По словам заместителя министра экономического развития Челябинской области Игоря Лашманова, в настоящий момент министерство ведет активную работу по наведению порядка в секторе придорожного сервиса.
С этой целью специалисты областного Минэкономразвития выпустили рекомендации по открытию и деятельности предприятий придорожного сервиса региона. По их мнению, теперь у предпринимателей не будет проблем при открытии придорожных кафе. Отныне каждый бизнесмен, решивший заняться придорожным сервисом, будет знать, какие требования предъявляют контрольно-надзорные и правоохранительные органы, какие документы необходимы, чем должны быть обустроены объекты придорожного сервиса, как правильно выбрать земельный участок и многое другое.
Однако пока предприниматели не спешат осваивать эту сферу бизнеса. Так, рынок придорожных услуг Челябинской области до сих пор не развит и в сетях автозаправок.
«В ближайших планах учреждений быстрого питания на наших АЗС, к сожалению, нет, – говорит руководитель пресс-службы «Лукойл-Уралнефтепродукт» Вячеслав Болотников. – Пока на наших заправках работают только магазины с традиционным для АЗС ассортиментом товара. Правда, в последнее время у нас значительно расширен ассортимент сопутствующих товаров: прохладительные напитки, сигареты, решетки и угли для барбекю. Общественное питание и другие сервис-услуги – это следующий этап нашей работы, но не в будущем году».
«В развитие комплексов придорожных услуг ключевым является расположение объекта, – считает специалист по связям с общественностью компании «Челнефть» Константин Титов. – Те АЗС «Челнефть», где землеотводы позволяют строить придорожные сервисы, имеют не очень удачное расположение. Это значит, что спрос на данные услуги здесь будет очень низкий. Поэтому мы предпочитаем строить комплекс: газовая и стандартная АЗС, – так как от них большая отдача».
И все-таки некоторые участники рынка АЗС нишу придорожного сервиса занять не прочь. Как сообщил сайту Chel.ru гендиректор компании «Абиком-М» (официальный дилер «Сибнефть») Константин Складанов, направление развития сервиса в сети АЗС становится очень перспективным. «Наша компания с самого начала была ориентирована на создание целых комплексов на базе автозаправочных станций, – говорит он. – С прошлого года функционирует реконструированный нашей компанией комплекс дорожного сервиса в районе села Кайгородово. Он включает в себя двухэтажную гостиницу, кафе, охраняемую парковку и станцию технического обслуживания автомобилей. Также работает призаправочный гостиничный комплекс на Курганском направлении (село Миасское). А на Свердловском тракте (ЧМЗ) закончено строительство автомоечного комплекса. В настоящее время мы занимаемся мониторингом, ведем плановое развитие. В планах на следующий год – строительство комплекса на Екатеринбургском направлении».
По словам Константина Складанова, автозаправщики не торопятся развивать придорожный сервис, потому что развитие данного направления требует значительных капиталовложений. «Разбег инвестиций в один комплекс – от пяти до пятидесяти миллионов рублей, в зависимости от ряда условий (прежде всего, от месторасположения объекта) и требований, предъявляемых к объекту надзорными и контролирующими службами», – говорит гендиректор «Абиком-М».
Однако по его мнению, рано или поздно заняться придорожным сервисом придется, если не всем, то многим участникам рынка. «Наступает момент, когда владельцы АЗС уже не могут просто расширять свою сеть за счет строительства новых автозаправок, и тогда они встают перед необходимостью совершенствовать свой бизнес: строить автомойки, станции техобслуживания, гостиницы», – заключил Константин Складанов.
В то же время идея развития придорожных комплексов интересует не только и не столько владельцев сетей АЗС. Не так давно инвестором строительства придорожного отеля и ресторана выступил известный челябинский бизнесмен Владимир Спиридонов. Новый комплекс расположился на Троицком тракте, 9, рядом с автоцентром «Маяк», принадлежащим предпринимателю. «Идея отеля и ресторана на Троицком тракте возникла не случайно: дело в том, что здесь уже находится один наш объект – автокомплекс «Маяк», – пояснил Владимир Спиридонов. – В дальнейших планах – построить на этом месте большой автосервис, торгующий автомобилями. Что касается строительства сети придорожного сервиса, то пока мы об этом не задумываемся. В будущем – жизнь покажет».