RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске

Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

ю-в.

736мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Под присмотром «Большого Брата»

Под присмотром «Большого Брата»

Через пару месяцев в каждый российский банк постучится куратор – опытный сотрудник надзорного ведомства, призванный стать первым советником менеджмента банка на пути честного бизнеса. Предполагается, что уполномоченные служащие Банка России будут вхожи во

" src=

Через пару месяцев в каждый российский банк постучится куратор – опытный сотрудник надзорного ведомства, призванный стать первым советником менеджмента банка на пути честного бизнеса. Предполагается, что уполномоченные служащие Банка России будут вхожи во все текущие дела коммерческих банков и смогут своевременно сигнализировать о сомнительных операциях и прочих тревожных симптомах. Сотрудничество с куратором декларируется как проявление доброй воли банков. Отказ, вероятней всего, будет воспринят как желание собственников или руководства банка утаить порочащую информацию.

Кураторство коммерческих банков сотрудниками надзорного ведомства – идея для современной банковской системы далеко не новая. Правда до финансового кризиса 1998 года персональный надзор через специально созданное подразделение, ОПЕРУ-2, Банк России вел только за пятнадцатью крупнейшими банками, в том числе Сбербанком России, Внешэкономбанком, Внешторгбанком, Промстройбанком, Агропромбанком, Инкомбанком, Автобанком, «СБС-Агро» и «Возрождение». Банкам, сосредоточившим две трети активов банковской системы страны и около 90 % вкладов частных лиц, гарантировалась поддержка государства и статус «непотопляемых». Однако во время кризиса системообразующие банки «просели» гораздо больше других, и, несмотря стабилизационные кредиты Банка России почти на 15 миллиардов рублей, большая часть финансовых организаций из списка утратили лидерство или обанкротились.

В сентябре 1998 года, после назначения председателем Банка России Виктора Геращенко, структура ОПЕРУ-2 прекратила свое существование. В 2002 году Банк России вернулся к идее закрепления за кредитными организациями собственных кураторов, но до последнего времени они назначались в качестве эксперимента только в отдельные банки.

В обязанности кураторов входила проверка своевременного предоставления банками регулярной отчетности, а также формирование запросов. Предполагалось, что таким образом надзорное ведомство будет получать больше информации о кредитной организации, следовательно, сможет быстрее реагировать на любые негативные изменения в ее деятельности.

Сегодня предлагается распространить идею кураторства на все действующие банки страны, а это около 1200 организаций, что требует выпуска специального нормативного акта, который четко определит полномочия, обязанности, права и порядок работы кураторов. В частности, предполагается усовершенствовать специализацию кураторов, жестко регламентировать их действия и зоны их ответственности во избежание обвинений в субъективности решений. Кураторы получат доступ ко всей рабочей информации банка и будут, по словам первого заместителя председателя Банка России Геннадия Меликьяна, нести личную «ответственность за происходящее в кредитной организации».

«Это должны быть люди более высокой квалификации, с новыми должностными функциями и полномочиями», – полагает Геннадий Меликьян.

В целях минимизации коррупционных рисков кураторы будут работать в одном банке не более трех лет. При этом по должности куратору будет положено лишь сообщать о тех или иных нарушениях либо подозрительных операциях. Решать же, казнить или миловать, как и прежде, будет комитет по банковскому надзору.

Внедрение в кредитные организации своеобразных «соглядатаев» диктуется необходимостью усиления банковского надзора.

«Инспекторские проверки не могут обеспечить каждодневного контроля над кредитной организацией, – считает директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский. – Куратор же будет в курсе каждой банковской операции».

Задача куратора, по словам Алексея Симановского, заключается в том, чтобы у надзорного ведомства было «более глубокое понимание ситуации в банке». Глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков также высказывает мнение, что «куратор – это прежде всего помощник и наставник банка, а не надзиратель». Алексей Симановский особенно подчеркивает, что «сотрудники Банка России будут ориентироваться на механизмы раннего предупреждения проблем в банках, на обсуждение с банками актуальных вопросов».

Однако банковское сообщество пока настроено скептически, полагая, что с приходом кураторов понятие банковской тайны может стать в России еще более относительным и появится еще один возможный источник утечки информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне. Вместе с тем, банкиры прекрасно понимают, что вряд ли решатся отказать Банку России, желающему закрепить за их кредитной организацией персонального «надзирателя».

«Остается надеяться, что субъективное мнение куратора не станет единственным источником информации о кредитной организации и у менеджмента банков по-прежнему останется возможность консультирования с руководством территориальных управлений Банка России», – выразил видение ситуации представитель одного из банков Челябинска.

В Банке России рассчитывают на то, что кураторы приступят к работе уже через два-три месяца. Сотрудники надзорного блока ведомства уже прошли соответствующую программу обучения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления