«В охранный бизнес бывший начальник УВД Челябинска Валерий Пустовой пришел не от хорошей жизни, – примерно так в материале «Кому принадлежит охранный бизнес Челябинска» мы начали главу, посвященную ЧОПу «Защита». – Устав от интриг вокруг «медицинского» дела, в котором были замешаны крупные чиновники, главный городской милиционер в сентябре 1994 года подал рапорт об отставке, понадеявшись устроиться на гражданке благодаря своему имени и опыту. Однако звать на работу опального полковника не торопились. И тогда он решился на «свободное плавание». Первые клиенты ЧОПа, без сомнения, шли на фамилию...»
Oh, my Guard!
– И, думаю, не пожалели, со многими мы сотрудничаем до сих пор, – добавляет сын основателя ЧОПа, нынешний руководитель группы компаний «Защита» Евгений Пустовой. – С одними из наших первых клиентов был связан и один из подвигов «Защиты», когда во время нападения на машину при сопровождении груза наш сотрудник Сергей Афонин выполнил свои обязанности ценой собственной жизни. Вообще говоря, это редкость.
– В каком смысле? Мало таких ситуаций или ЧОПовцы настолько профессиональны, что избегают смерти?
– Нет. Просто случаев, когда охранники, пасуя перед нападением, падают на пол или бегут, я знаю гораздо больше, чем случаев, когда они остаются верными долгу до конца. А тем более когда, не растерявшись, при нападении убивают киллера. В Челябинске такое произошло только один раз. И тоже было связано с «Защитой».
– Расскажите.
– Вы, наверное, помните такого известного предпринимателя, как Григорий Фишер. В марте 1998 года на него, обедавшего в кафе «Заря», было совершено покушение. И Михаил Тараканов – телохранитель, которого бизнесмену как раз предоставила «Защита», открыв ответный огонь, убил нападавшего. Сам он при этом был тяжело ранен, но Фишер не пострадал.
– Но ведь это все равно произошло. Только позже. Как же ваша охрана?
– Дело в том, что на следующий день после нападения Фишер пришел к нам. И, сказав: «Я вам благодарен – у меня теперь не осталось врагов», отказался от услуг телохранителя. Что было дальше, все знают. Время было такое...«веселое».
– Иногда складывается впечатление, что охранник – это «кот в мешке»: пока не произойдет нападение, не знаешь, чего он стоит.
– Так оно и есть. В этой профессии готовность человека определяется как раз в момент, когда он видит ствол пистолета. И хотя это хорошо оплачиваемая работа, профессионалы здесь не так часты. Но о «Защите» могу сказать, что за 12 лет ее существования не было ни одного случая, чтобы охраняемый нами клиент пострадал.
– А как вы подбираете людей? По внешнему виду?
– Нет, по внешнему виду профессионала не определить. Богатый человек может, конечно, нанять охранника с лицом пошире, чтобы друзьям было показать не стыдно, и шпана в подъезде испугалась. В некоторых ЧОПах даже существует должность «водитель-телохранитель». Хотя, по сути, это так же абсурдно, как «юрист-официант». Потому что главная задача настоящего телохранителя – с одного взгляда определить все потенциально опасные точки и предотвратить нападение. Сделать это, управляя автомобилем, просто невозможно.
– Тогда как же находите сотрудников?
– У нас штат с самого начала практически не менялся. Часть людей еще отец подбирал лично из уволившихся милиционеров, спортсменов – то есть из тех, кому доверял и с кем готов был на испытания. А за десять с лишним лет работы было время убедиться в людях. Например, наша гордость – это ветераны. Хотя само слово по отношению к их возрасту звучит несколько громко – им всем немного за 30. Но у них есть опыт и настоящих боевых действий в Афганистане, Вьетнаме, Анголе, Чечне, Боснии, Югославии и опыт местных «войн». Например, непосредственное несение службы охранниками уже более десяти лет курирует подполковник милиции в отставке Валерий Аброчнов – человек редкой порядочности, на него можно положиться во всем. А возглавляет охранные предприятия группы «Защита» Александр Томилов – полковник милиции в отставке.
– В Челябинске несколько ЧОПов с названием «Защита». Они все входят в вашу группу?
– Нет. В нашу группу предприятий входят «Защита» и «Ваша защита». ЧОПы «Защита-плюс» и «Защита-2» организовали люди, трудившиеся у нас на командных должностях. И когда они отправились в «свободное плавание», им было разрешено использовать наш бренд в названии своих фирм. Сейчас к нам они никакого отношения не имеют.
В городе разбитых фонарей
– Обычно ЧОПы известны не только своими подвигами, но и тем, что их используют в рейдерских захватах, тем, что они вместе с криминалом и не только делят сферы контроля над бизнесом, и т.д.
– В захватах на стороне рейдеров «Защита» никогда не участвовала. Позиция, которую отец определил как «уважение и соблюдение закона», остается неизменной. Мы постоянно получаем благодарности от ГУВД, и нас практически каждый год признают одной из образцовых фирм.
– Вообще есть распределение функционала между ЧОПами и милицией?
– Скажем так, без ЧОПов криминогенная обстановка в городе была бы сложнее. У милиции свои сильные стороны: она обладает властью, у нее больше возможностей использовать превентивные меры. В то же время, много вы знаете случаев, когда с государства можно за что-либо спросить?
– Нет. А с ЧОПа можно?
– Конечно. Любой ЧОП несет материальную ответственность. Понятно, что у клиентов с некоторыми ЧОПами после того, как произошел инцидент, начинаются проблемы: нужно в суде доказать ущерб, нужно получить исполнительный лист, и только после этого можно получить какую-либо компенсацию. Но все же здесь шансов сделать это больше. Больше и ответственности, потому что люди дорожат репутацией. Ведь слухи о недобросовестном ЧОПе распространяются очень быстро.
– А у вас были суды с клиентами?
– Нет. И это наша гордость.
Безопасная экономика
– Евгений, в свое время ваш отец сказал, что честный охранный бизнес доходов практически не приносит. Процитирую: «Если не кидать клиентов, платить все налоги и зарплату, почти ничего не остается. Я как собственник за все эти годы не получил ни копейки». Насколько сказанное справедливо?
– Вполне. Однажды областная прокуратура, проверяя предприятие, назвала нас «больными людьми, строящими коммунизм». Имелось в виду четкое исполнение обязательств перед клиентами, в том числе и по выплатам, отсутствие «черной» кассы, полный соцпакет сотрудников и т.д. В нашей группе предприятий работает около 200 человек.
– Но вы ведь физической охраной не ограничиваетесь?
– Да. Второе направление, которым мы занимаемся, – это пультовая охрана. И для нас это направление сейчас приоритетно.
– Почему? Более интересно как бизнес?
– Здесь несколько причин. Физическая охрана более затратна для потребителя, кроме того, в ней присутствует элемент статусности, поэтому ее выбирают, как правило, банки, крупные предприятия, магазины, рестораны. Например, среди наших клиентов холдинг «Детский мир», Златоустовский метзавод, «Газпромбанк», «Челябрегионгаз» и другие. С ними мы работаем уже не один год.
Пультовая охрана в силу ее дешевизны, но не меньшей эффективности – более массовая услуга. К ней прибегают большое число горожан, некрупных организаций: магазины, офисы и т.д. Этот рынок ежегодно увеличивается в два-три раза. Сказывается и нынешнее количество новостроек, когда человек покупает квартиру и, еще не зная соседей, первым делом ставит ее на сигнализацию.
К тому же пультовая охрана в отличие от физической более рентабельна. И при выстроенной и четко работающей сети групп быстрого реагирования рост числа клиентов только повышает рентабельность этого бизнеса. Допустим, в доме на сигнализации стояло пять квартир, а потом добавилось еще десять, но от этого количество затраченных нами усилий практически не меняется. Этот дом также обслуживает одна группа быстрого реагирования.
«Наличество» должны мы уберечь
– Интересно, а сколько групп быстрого реагирования нужно, например, на Челябинск?
– Это зависит от количества и размеров территориальных секторов, в которых работает ГБР. У нас границы каждого определяются таким образом, чтобы в его пределах машина доезжала до объекта в темное время суток за 3 – 5 минут, в дневное (с учетом пробок) – за 5 – 7 минут. К примеру, сектор Теплотехнического института выглядит так: это территория, ограниченная мостом на Кирова, Свердловским проспектом, улицей Российской и районом ДК ЧЭМК.
– И вы охватываете весь город?
– Нет, у нас нет сектора на ЧМЗ и на окраине Ленинского района. Там есть клиенты, которым предоставляем физическую охрану, но объекта на пультовую охрану там не возьмем. Пример из жизни: у нас на пульте стояла сеть магазинов «Эльдорадо» до тех пор, пока у них не появилось директивное указание из Москвы. Одним из его пунктов было найти ЧОП со временем приезда не более трех минут. Местное руководство магазинов хотело сотрудничать с нами и готово было скрыть от начальства реальный срок: наша охрана доезжала до конкретного объекта за пять минут. Не меньше. Но в итоге мы все– таки отказались.
– Желающие на ваше место быстро нашлись?
– Конечно. Еще и срок приезда наобещали чуть ли не полминуты. Хотя реально даже в темное время суток для них он составляет много больше. Вообще, это вопрос репутации.
Деньги, конечно, не бывают лишними, но предлагать клиенту услугу, не имея возможности ее качественно выполнить, значит его обманывать. Рано или поздно что-нибудь случится – и репутация будет испорчена.
– А нет желания скооперироваться с другими?
– Поймите простую вещь: если ЧОП не может сам выполнить своих обязательств, значит, он обманывает клиентов. Хотя многие обыватели думают, что у ЧОПа, который с кем-то скооперировался, больше возможностей, он лучше, круче других и прочее. Ничего подобного. Если ЧОП заключает с вами договор на пультовую охрану квартиры, мотивируя свою значимость тем, что он скооперирован с другим ЧОПом, то это означает только одно – у него просто нет самостоятельной возможности защитить вас. Зачем же тогда принимать на себя обязательства? Да еще и обосновывать это красиво?
Возьмем ситуацию: ЧОП «А» заключил партнерский договор с ЧОПом «Б», у которого есть машины в конкретном секторе. Одновременно срабатывает сигнал на пульте и у того, и у другого. Вопрос, куда поедут машины ЧОПа «Б» – на собственные объекты или объекты ЧОПа «А»?
– Конечно, на собственные объекты.
– Об этом и речь. Просто надоела ложная информация. Иногда даже обидно становится, когда какой-нибудь знакомый ставит квартиру на пультовую охрану в другой ЧОП. Спрашиваю: «Почему?» «Потому что, – отвечает, – у них висит большой рекламный щит на проспекте, а еще они скооперировались с теми-то и теми-то, в результате у них большие возможности». Потребитель должен понимать, что чудес не бывает: либо фирма хорошо выполняет свои функции и принимает на себя реальные обязательства, либо говорит, что все ей под силу, и обманывает клиентов.
– Но ведь есть еще и ценовая конкуренция.
– Есть. Сейчас, например, мы предлагаем горожанам, подключившимся до конца октября этого года, ежемесячную абонентскую плату 400 рублей. И она будет действительна до конца следующего года.
– То есть вы демпингуете?
– Отчасти да, но 400 рублей гораздо ближе к реальной стоимости услуг.
Суд да дело
– Насколько знаю, «Защита» предоставляет и детективные услуги. То есть у вас работают настоящие сыщики?
– (Улыбается.) Если думаете, что это что-то в духе Шерлока Холмса или Ниро Вульфа, которые, садясь в кресло и закуривая трубку, разгадывают запутанные ситуации, то разочарую. Нет, просто мы обладаем определенными возможностями по сбору информации для наших клиентов. Помогаем определиться с партнером, выясняя его финансовую состоятельность, репутацию, надежность.
– То есть можете проникнуть даже в частную жизнь?
– Ну, что вы. Это уголовное преступление. На самом деле детективная услуга тесно переплетается с другой – комплексным юридическим сопровождением. Все знают, что самый простой путь решить проблему – это ее не допустить. Тот же договор, правильно составленный, уже минимизирует риск любых проблем. Но если инцидент все-таки возник, боремся в суде. Правовое агентство «Защита» может похвастаться громкими делами, которые завершались только в пользу наших клиентов.
– Например?
– Это целый ряд громких земельных споров последних лет на территории Челябинска и Сосновского района, причем последние формировали российскую арбитражную практику. Это споры между собственниками крупных объектов недвижимости (например, признание Любови Шевчук собственником здания на Алом Поле, где сейчас находится развлекательный комплекс «Монте-Карло», – прим. авт.). Десятки миллионов рублей, принадлежащих нашим клиентам и защищенных от притязаний налоговых органов. Десятки предотвращенных рейдерских захватов предприятий различных форм собственности на территории Челябинской, Свердловской, Курганской областей, да и многое другое. Но это, наверное, тема для совершенно отдельного разговора.
– Прибегая к юридическим услугам, обычно сталкиваешься с тем, что на этом рынке очень большой разброс цен. С чем это связано?
Мы, например, всегда исходим из того, что клиент должен знать, за что он платит. Наш основной доход – это премия за результат: ее мы получаем только в случае выигрыша. А у многих совершенно другая система. Берут отдельно за каждую консультацию, за каждую отдельную бумагу, за каждый судодень. Кстати, замечательная вещь – судодень. Я могу судиться несколько лет, буду постоянно получать деньги, и при этом неважно, выиграет клиент в итоге или нет. Потом можно сказать: «Там все было куплено».
– А, действительно, все настолько куплено?
– На самом деле это отдельный бизнес – лохотрон. Адвокат говорит клиенту: «У меня везде связи, но ты же понимаешь – надо дать, тогда все будет отлично». Тот все понимает, поэтому готов: «Сколько?» Адвокат: «Ну, тысяч 20 долларов». Клиент: «Это много». Адвокат: «А ты продай что-нибудь, зато результат будет 100%». Клиент что-нибудь продает, адвокат кладет деньги в ячейку. Он ничем не рискует, потому что результата всего два. Либо выиграл, либо проиграл. Если выиграл, то он скажет: «Это потому что денег дали». Так рождается миф о продажном суде и желающих «дать» появляется десятки тысяч. Если проиграл, он говорит: «Представляешь, нехорошие люди в последний момент перекупили». (Смеется.) В лучшем случае вернет деньги, полученные на якобы взятку…
– Евгений, интервью выходит в канун Дня города. Есть пожелания челябинцам?
– Это наш город, и для меня лучше места на земле просто не существует. Главная его ценность – люди, мои земляки. Поэтому желаю землякам здоровья, благополучия в семье и большой удачи во всех начинаниях!