В апреле одному из крупнейших промышленных предприятий области – Челябинскому металлургическому комбинату – исполняется 65 лет. В 1943 году ЧМК, основанный на базе эвакуированных мощностей металлургических заводов европейской части России, произвел первую продукцию. А уже к концу Великой Отечественной войны челябинская сталь была в каждом третьем танке и самолете, каждом пятом снаряде. Сегодня Челябинский металлургический комбинат – это современное предприятие полного металлургического цикла, в развитие которого вкладываются миллиарды долларов. О том, с каким багажом предприятие пришло к своему юбилею, в каких направлениях развивается сейчас и какие инвестиционные проекты будут реализованы в ближайшем будущем, рассказывает управляющий директор ОАО «ЧМК» Сергей Малышев.
– Сергей Евстафьевич, в этом году Челябинскому металлургическому комбинату исполняется 65 лет. Какие важнейшие события в истории предприятия сегодня можно выделить?
– За 65-летнюю историю было сделано немало для того, чтобы ЧМК стал передовым российским предприятием по производству специальных сталей. В свое время было построено современное электросталеплавильное производство, введен в эксплуатацию кислородно-конвертерный цех, послуживший новым толчком в развитии комбината, цех холодной прокатки нержавеющей стали. Это серьезные вехи в работе ЧМК.
Но самое значительное достижение в истории комбината совершили первопроходцы. Всего за полтора года (с 1941 по 1943) им удалось построить завод и выпустить первую продукцию. Это геройский поступок, на который способны только люди особой закалки. Благодаря их мощному посылу комбинат развивался в течение 65 лет, из пятилетки в пятилетку наращивая объемы производства и до сегодняшнего дня держит марку лидера в спецметаллургии.
– Уже пять лет Челябинский металлургический комбинат работает в структуре группы «Мечел»? Как отразилось на его деятельности вхождение в холдинг?
– За пять лет совместного пути, нам удалось решить ряд стратегических задач. Первое достижение – это сырьевая безопасность. На сегодняшний день в группе есть практически все сырье, необходимое для работы ЧМК. Это и коксующийся уголь, железная руда, никель, и значительная часть ферросплавов, используемых в сталеплавильных производствах.
К тому же работа в составе холдинга позволила ЧМК существенно расширить объемы сбыта продукции, поставлять ее для более глубокого передела. Например, только кооперация с Белорецким металлургическим комбинатом обеспечила предприятию постоянного потребителя 660 тысяч тонн стальной заготовки в год. Все это способствует росту конкурентоспособности и рыночной устойчивости комбината, позволяет нам работать достаточно успешно. Свои плоды дает и инвестиционная политика группы, которая позволяет концентрировать средства внутри группы по необходимым направлениям.
– Какие инвестпроекты были реализованы на ЧМК за последние годы, какие реализуются сейчас, и каковы планы на ближайшее будущее?
– Только за последние годы нам удалось реализовать целый ряд инвестиционных проектов. За это время в кислородно-конвертерном цехе комбината были построены две машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), реконструирован стан 300-2, пущена новая коксовая батарея, проведен капитальный ремонт с модернизацией доменной печи №1. В рамках обновления энергетического хозяйства на ЧМК был введен в эксплуатацию еще один турбогенератор, что позволило значительно сократить расходы на покупку электроэнергии со стороны. Построен котел среднего давления. Совсем недавно пущен блок разделения воздуха КААр-32. Завершено строительство одного из самых крупномасштабных инвестиционных объектов – современной аглофабрики №2 с проектной мощностью 4,5 миллионов тонн агломерата в год, рассчитанной в основном на переработку железорудного концентрата, поставляемого с одного из предприятий группы – Коршуновского ГОКа. Строительство этого объекта было направлено на реализацию стратегической задачи по повышению сырьевой независимости компании и снижению себестоимости стали.
Благодаря этому доля обеспечения комбината собственным железорудным сырьем достигла 75% общего потребления. Это принесло как серьезные производственные успехи, так и значительные экономические выгоды. В ближайшем будущем мы намерены продолжить работу в этом направлении. На совете директоров компании «Мечел», который прошел в апреле этого года, была утверждена новая программа перспективного развития Челябинского металлургического комбината до 2012 года. Она предусматривает объем капитальных вложений не менее 50 миллиардов рублей: строительство доменной печи номер три, строительство двух машин непрерывной разливки стали и реконструкцию третьей, реконструкцию кислородно-конвертерного цеха с заменой конвертеров, реконструкцию стана 2300, реконструкцию отдельных агрегатов в цехе холодной прокатки нержавеющей стали. И наиболее важный объект нашей новой инвестиционной программы – это строительство универсального стана. На нем мы будем производить в том числе рельсы для железных дорог и крупнопрофильные балки.
– В чем важность этого проекта? Какие новые возможности даст комбинату его реализация?
– Мы намерены сохранить за собой репутацию одного из ведущих производителей сортового проката. Для этого непрерывно-заготовочный стан будет остановлен, а на его месте установлен новый агрегат – универсальный стан, производящий крупный сорт строительного назначения, а также рельсы для скоростных железных дорог. Такая потребность у российских железных дорог сегодня назрела. Но выпускаемые в России рельсы имеют длину 25 метров. Для сверхскоростных магистралей требуются более длинные рельсы. Разумеется, совершенно иные требования предъявляются к их геометрическим параметрам и качественным характеристикам. Закладываемые технические решения позволят производить продукцию, превосходящую мировые аналоги по ряду основных показателей, продиктованных климатическими условиями эксплуатации рельсов в России. Планируется, что объем поставок рельсов различной модификации для ОАО «РЖД», в частности, для скоростного совмещенного движения, для высокоскоростного движения и повышенной износостойкости и контактной выносливости рельсов, эксплуатируемых в условиях низких температур, составит до 400 тысяч тонн в год. Таким образом, пуск в производство универсального стана позволит комбинату выйти на новую рыночную нишу. Его строительство значительно повысит экономические показатели комбината. Кроме того, в последнее время универсальные станы в России не строились. На сегодняшний день рельсы производятся на мощностях Кузнецкого металлургического комбината и Нижнетагильского комбината с использованием технологии сорокалетней давности.
– Планирует ли руководство «Мечела» принимать участие в реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный»? Насколько он интересен Челябинскому металлургическому комбинату?
– На сегодняшний день нет никаких решений об участии в этом проекте. Мы следим за его развитием. Но пока приоритеты отданы тем программам, где уже присутствует группа «Мечел». Это масштабное перевооружение на предприятиях компании, в том числе на ЧМК, и новый крупный инвестиционный проект – разработка месторождения коксующихся углей в Якутии. Последний потребует значительных затрат, которые измеряются миллиардами долларов. В настоящее время заключены договоры, и уже ведется работа по строительству там железнодорожной ветки.
– Какие меры принимаются для того, чтобы сделать производство на ЧМК более экологичным?
– Любое металлургическое производство связано с выбросами и загрязнением окружающей среды. Главная наша задача – сделать эти выбросы минимально возможными. В предыдущие годы не только на ЧМК, но и на многих российских предприятиях, когда не выплачивали заработную плату, на этот вопрос все смотрели сквозь пальцы и не уделяли должного внимания. В последнее время, когда экономика активно развивается, предприятия вкладывают огромные инвестиции в свое развитие, вопросам экологии уделяется большое внимание. Так, при росте объемов производства мы добились снижения удельных выбросов на тонну производимой продукции. Об этом и говорилось на январской встрече с Дмитрием Медведевым (в марте он был избран президентом РФ – прим. автора).
Нам удалось достичь снижения выбросов за счет введения в строй новых объектов – машин непрерывной разливки стали и современной аглофабрики. Строительство новой аглофабрики по разным оценкам позволило сократить выбросы пыли в 8-10 раз на тонну производимой продукции. Теперь это видно невооруженным глазом. Что касается сбросов загрязняющих веществ в водный бассейн, то за последние три года мы имеем двукратное снижение валовых сбросов в водные объекты. Этому способствует замкнутый цикл водоснабжения на новых объектах. В первую очередь на МНЛЗ. Кроме того, мы уделяем большое внимание очистке прудов – отстойников. Экологическая программа, принятая на следующие пять лет, подразумевает затраты на экологию в размере десяти процентов от общего объема инвестиций – это порядка пяти миллиардов рублей. Из них три миллиарда рублей будет направлено на закупку экологического оборудования для реконструируемых объектов, что позволит снизить выбросы на этих объектах. И два миллиарда рублей – экологические затраты на действующих объектах. В первую очередь на коксохимическом производстве и электросталеплавильных цехах (ЭСПЦ №2, ЭСПЦ №6).
– Как содействуют развитию комбината органы власти?
– Мы активно сотрудничаем как с областными, так и с городскими властями. Все программы, которые реализуются на Челябинском металлургическом комбинате, имеют активную поддержку регионального правительства и муниципалитета. 8 апреля на Южно-Уральском экономическом форуме было подписано соглашение об инвестиционном сотрудничестве с областными и городскими властями, которое позволит нам успешно осуществлять программу развития комбината до 2012 года. Согласно ему ЧМК будет оказана поддержка в выделении земельных участков, выдаче разрешительной документации, а возможно, и получении налоговых льгот. Здесь же предусмотрена и работа по экологизации производства. Пока это соглашение носит общий характер, но я уверен, что в самое ближайшее время оно найдет воплощение в конкретных действиях.
– Приходится ли сегодня Челябинскому металлургическому комбинату решать проблему кадрового дефицита?
– Да, эта проблема существует. Дефицит квалифицированных кадров ощущается, но, скажу по своему опыту, этот вопрос возник не сегодня: производство всегда ощущало нехватку в высококвалифицированных работниках. На Челябинском металлургическом комбинате эту проблему мы пытаемся решить через сотрудничество с учебными заведениями. Ведем работу со студентами ВУЗов, начиная с четвертого курса, чтобы понять, кто из них желает идти на металлургическое предприятие и предлагаем им интересные условия работы. Например, оплачиваемую практику, что на сегодня большая редкость. Кроме того, мы занялись реконструкцией общежитий. Комфортабельное жилье мы предлагаем молодым, перспективным специалистам на первое время работы на комбинате, пока они не приобретут свою жилплощадь. И многое другое. Однако проблему усугубляет еще и тот факт, что происходит значительный отток кадров в связи с открытием новых производств. Когда запускаются предприятия, им в срочном порядке нужно сформировать штат работников, а на подготовку сотрудников времени нет, поэтому остается один вариант – переманить их у конкурентов. Такая тенденция существует, и изменить ее мы не в силах.
– Собираетесь ли вы принимать участие в подготовке к проведению Олимпиады в Сочи?
– Да, мы в этом заинтересованы. Будут проводиться тендеры, и мы понимаем, что у нас есть все шансы стать поставщиком отдельных видов продукции.
– Каким вы видите будущее Челябинского металлургического комбината?
– Успешным. У нас для этого есть все предпосылки: мы имеем достаточно сырья, работоспособный коллектив и вкладываем значительные средства в развитие производства. Территориальное расположение комбината также позволяет успешно работать. Мы находимся в центре России, и это наш большой плюс.