Челябинские предприниматели настолько суровы, что открывают закусочные «У Михалыча» и размещают на вывеске лицо одноименного персонажа из скетчкома «Наша Russia». В начале мая в Ленинском районе появилось заведение с «Михаилом Галустяном» над входом в помещение. То, что право на использование образа героя из вышеназванного юмористического сериала имеет только канал ТНТ, остроумных владельцев заведения не беспокоит. По их словам, изображение рядом с названием закусочной человека, похожего на персонажа «Наша Russia», – случайное совпадение. Как отмечают эксперты в области авторских прав, если эта информация не подтвердится, предприниматели-юмористы рискуют расплатиться за свое остроумие нешуточным штрафом – в сумме до пяти миллионов рублей.
В 2006 году на телеканале ТНТ вышел юмористический сериал под говорящим названием «Наша Russia» (правами на образы сериала владеет ТНТ, скетчком по заказу канала производит Comedy Club Production). Уже вскоре повествование о «самой прекрасной стране на свете» снискало славу самого смешного сериала и получило популярность у достаточно широкой аудитории россиян. Напомним, действие скетчкома «Наша Russia» происходит в нескольких городах России. В качестве героев выступают обычные люди – от гастарбайтеров из Средней Азии Равшана и Джамшуда, приехавших в Москву на заработки, до таганрогского Белякова Сергея Юрьевича, разговаривающего с «ящиком». А Челябинск в скетчкоме «Наша Russia» представлен «первым в мире фрезеровщиком с нетрадиционной ориентацией» Иваном Дулиным (роль исполняет Сергей Светлаков) и начальником фрезеровщика, являющимся объектом его безответной любви – Михалычем (Михаил Галустян).
В начале мая в Челябинске над входом в одно из зданий, расположенных в Ленинском районе (отметим, что Челябинский трубопрокатный завод, сначала упомянутый в сериале, но затем, правда, измененный на «труболитейный», находится именно здесь), появилась интересная вывеска – «Закусочная у Михалыча». Все бы ничего, но красующийся на растяжке рядом с надписью мужчина с кружкой кваса в руке до боли напоминал героя одного известного юмористического сериала, транслируемого на ТНТ – «Наша Russia» – «Михалыча». Поскольку по закону о рекламе использовать изображения, похожие на известные образы до степени смешения, запрещено, корреспондент Chel.ru решила разобраться в ситуации. И каковым было ее удивление, когда она узнала, что... не перевелись еще в Челябинске сообразительные предприниматели, способные на нетрадиционное ведение бизнеса!
Управляющий закусочной Андрей Карлович (к сожалению, он не захотел называть свою фамилию) на вопрос корреспондента, почему заведение было названо «У Михалыча», ответил следующим образом: «Просто так. Интересное название». А один из совладельцев этого бизнеса Владислав Михайлович (что характерно, он тоже пожелал остаться инкогнито) признался вот в чем: «Сначала мы хотели назвать закусочную «У Карлыча», но потом решили, что это как-то не по-русски».
Но и это еще не все – самое интересное было впереди. Когда ваш покорный слуга намекнула собеседникам на внешнее сходство изображения на вывеске с Михаилом Галустяном в образе «Михалыча», управляющий заведения ничтоже сумняшеся заявил: «Нет. Это просто наш общий знакомый, очень похожий на героя скетчкома "Наша Russia"». И соучредитель закусочной отказался на удивление подкованным и сведущем в рекламном законодательстве предпринимателем. «Нам известно о существовании закона о рекламе, – сказал он. – Мы не использовали образ, похожий до степени смешения на известного персонажа. К юмористическому сериалу «Наша Russia» мужчина на вывеске не имеет никакого отношения».
По словам юриста Уральской ассоциации по защите авторских прав и интеллектуальной собственности Андрея Гаврилова, в его юридической практике подобный случай – прецедент. «В Челябинске на моей памяти не было до сих пор ни одного случая с нарушением авторских прав путем использования на вывеске заведения известного образа, принадлежащего другому правообладателю», – говорит юрист. При этом, отмечает он, и в данной ситуации может оказаться так, что речи о нарушении чьих-либо прав на самом деле не идет.
«Если правообладатель заинтересован в прояснении ситуации, он должен привлечь специалистов для проведения экспертизы, – говорит г-н Гаврилов. – В случае если окажется, что, во-первых, человек, изображенный на вывеске, похож на героя сериала до степени смешения и, во-вторых, никакого общего знакомого, на которого, по словам владельцев заведения, похож изображенный на вывеске, в действительности не существует, – согласно ст. 13 01 части 4 ГК РФ правообладатель может взыскать с нарушителя закона сумму в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей».
Фото: Фото автора