Один из крупнейших производителей молочной продукции в Челябинской области – ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» завершает модернизацию технологического оборудования. Примеров подобного широкомасштабного перевооружения нет ни в области, ни в Уральском федеральном округе. А совсем скоро на ЧГМК впервые в России стартует выпуск молочной продукции в оригинальной инновационной упаковке.
Зачем ЧГМК затеял ребрендинг? Почему комбинат объявил бойкот сухому молоку? Как сроки хранения влияют на натуральность продуктов? Когда на прилавках появится инновационный Mini Diamond Curve? И чем удобна «бриллиантовая» упаковка? Об этом и многом другом Chel.ru рассказал генеральный директор ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Владимир Чапайкин.
Пятилетка модернизации
– Владимир Александрович, в последнее время продукция комбината меняется буквально на глазах. Новый дизайн, другая упаковка торговой марки «Первый вкус»… Что стоит за сменой внешнего вида молока и кефира?
– Более удобная, заметная и функциональная упаковка – это конечный этап большой работы комбината и результат качественной модернизации всей технологической цепочки. К ребрендингу торговой марки «Первый вкус» мы подошли не просто с точки зрения обновления дизайна. Главная цель – вывод продукта на новый качественный уровень благодаря полному переоснащению технологического оборудования. Мы поставили задачу обеспечить 100-процентный контроль на всех этапах производства, начиная с приемки молока, его переработки, розлива и заканчивая мойкой оборудования. При этом удалось убрать (или минимизировать) так называемый человеческий фактор. Фактически производство молочной продукции осуществляется в автоматизированном режиме. На входе мы видим сырье – цистерны с молоком, а на выходе – упакованную продукцию. Люди (тот самый человеческий фактор) лишь следят за работой оборудования.
– Вы специально приурочили реконструкцию производства к 75-летию ЧГМК?
– К полномасштабной модернизации мы шли поэтапно. Действительно, в этом году комбинат отмечает солидный юбилей. Планируем провести различные праздничные мероприятия, но главным подарком для горожан считаем ребрендинг нашей продукции. Стараемся сделать все для того, чтобы торговая марка «Первый вкус» воспринималась потребителями как гарантия натуральных, свежих и качественных продуктов. Для этого созданы все условия.
Мы сотрудничаем с лучшими сельхозпроизводителями Челябинской области – СПК «Коелгинский», СХП ОАО «Красноармейский», СПК «Подовинное», СХА «Аргазинское», ГУ ОПСП «Троицкое», нашим дочерним предприятием племзаводом «Россия» и другими. Помогаем им повышать качество сырого молока: это работа с поголовьем скота, забота о кормовой базе, подготовка к весенне-полевым и уборочным работам. Таким образом обеспечивается стабильная сырьевая составляющая. Следующий этап – переработка молока на предприятии. Для повышения эффективности работы оборудования проведена его модернизация.
– Наверняка далеко не первая за годы жизни комбината?
- Конечно, не первая, но достаточно существенная. Основной продукцией в предвоенный и военный периоды были разливное молоко во флягах и весовое масло. Кстати, волею судьбы комбинат коснулся нескольких поколений нашей семьи. (Улыбается.) Моя бабушка во время войны была сдатчиком молока на это предприятие. В 60-х годах здесь провели масштабную реконструкцию. Установили линии по розливу в бутылки, расширили ассортимент – начали выпускать варенец, снежок, сливки и прочие известные продукты. В конце 70-х – начале 80-х годов появились знаменитые «треугольники».
– Но в 90-е годы ХХ века комбинат переживал не лучшие времена.
– Когда новая команда под управлением Дмитрия Еремина пришла на предприятие, оно лежало практически в «руинах». Тогда, 11 лет назад, принимали всего 600 литров молока в день. Для сравнения: сегодня комбинат перерабатывает до 200 тонн (!) в сутки. Оборудование требовало восстановления и обновления, необходимо было укреплять сырьевую базу и выстраивать сбыт, завоевывать лояльность потребителей. Только после этого мы приступили к тому этапу, который сейчас воплощается в жизнь, – полной модернизации завода.
– Сколько времени потребовало техперевооружение всей производственной цепочки?
– Примерно пять лет. Получилось, как в советское время (Улыбается.), когда вехами экономического развития были пятилетки. Серьезная работа дала весомый результат. Предприятий с такими передовыми технологиями переработки молока, с оборудованием, работающим в автоматизированном режиме практически нет ни на южном Урале, ни в УрФО. В настоящее время комбинат производит свыше 100 наименований молочной продукции и мороженого. Так что, еще раз подчеркну, ребрендинг – это не только замена упаковки. Обновляя дизайн, мы постарались оживить восприятие нашей продукции потребителями, оповестить их о выходе более совершенных молочных продуктов.
Времена года
– Какие виды продукции ЧГМК уже обрели новый дизайн?
– Вся продукция в плёнке – молоко, кефир, йогурты, а также три наименования в пюр-паке Curve с маленькой крышечкой – отборное молоко 3,9-процентной жирности, молоко 2,5% и кефир 2,5%. В апреле пройдёт замена всей упаковки ТМ «Первый вкус», включая сметану, сливочное масло.
В настоящее время мы осуществляем как ребрендинг уже выпускаемой продукции, так и вывод на рынок продуктов, инновационных с точки зрения производства и упаковки. Стремимся сделать торговую марку «Первый вкус» более яркой и заметной для покупателей, вызвать положительные эмоции и, конечно, желание купить эту продукцию. Поэтому наши специалисты разработали стиль, наиболее отвечающий потребностям современного человека.
– Речь идет о концепции «Времена года»?
– Да. Вместо привычных горошин на синем или зеленом фоне теперь на первый план выходит традиционная деревня, в которой времена года меняются в зависимости от вида продукта. Например, избы утопают в снегу (молоко), колосятся летние травы (кисломолочная продукция), тянутся к небу яркие подсолнухи («Первый вкус БИО»). Есть сельские пейзажи: дневной (классическое молоко) и ночной (отборное молоко). Признаюсь, поначалу мы опасались неоднозначной реакции на «темную» упаковку. А народ тут же окрестил молоко «ночным» и признал продукт. Задумка оказалась верной: ночной пейзаж вызывает ассоциацию с утренней дойкой на заре, когда корова полна сил, а ее молоко наиболее полезно. Кстати, мы специально делаем акцент на качестве сырья – молоко для этого продукта берется на знаменитом племзаводе «Россия». Это наше дочернее предприятие, в свое время награжденное орденом Трудового Красного Знамени.
– По-моему, изменился не только дизайн, но и пленка стала другой…
– Действительно, мы используем пленку с новым, специально разработанным для комбината составом. А также полностью заменили фасовочное оборудование. Теперь пленка в два раза прочнее, у нее крепче сварной шов. Так что можно не опасаться, что молоко или кефир прольются. Даже если случайно выронить из рук «пленочный» продукт, он останется целым. Кроме того, новый состав пленки позволил значительно улучшить качество печати. То же самое касается изображений на пюр-паках. По яркости, четкости и новым дизайнерским возможностям они вполне сравнимы с печатью на пластиковых бутылках.
Кстати, с пленкой связан и один из наших новых проектов. Недавно начат выпуск йогуртов в однопорционной упаковке весом 220 граммов. Она рассчитана на один граненый стакан. В результате потребитель не переплачивает лишних денег за упаковку и не задумывается о хранении продукта: открыл, перелил в стакан и сразу выпил.
Инновационный бриллиант
– Владимир Александрович, вижу у вас на столе еще одну необычную упаковку – миниатюрный пакет с большой крышкой. Для чего он предназначен?
– Совсем скоро, в конце апреля–начале мая мы планируем вывести на рынок инновационную упаковку Mini Diamond Curve. В ней будут выпускаться «Снежок», сливки, продукты ТМ «Первый вкус» БИО, а также новые продукты – йогурты с кусочками фруктов. Это один из первых проектов в России. Mini Diamond Curve представляет собой эргономичную упаковку 0,33 литра с большой крышкой. Вообще серия Diamond отличается функциональностью за счет меньшего сечения: видите, скошенная грань как у бриллианта? Отсюда и название: в переводе с английского Diamond означает бриллиант. Если традиционные пюр-паки вмещают 1 и 0,5 литра, то такая упаковка позволяет предложить покупателю меньший объем – 330 граммов. Мини-пакетик лучше выглядит с эстетической точки зрения, его удобно держать в руке, наливать из него и даже хранить в холодильнике. Таким образом покупатель получит свежий, качественный, вкусный продукт в красивой функциональной упаковке и, что немаловажно, за меньшие деньги.
– Вы сказали, что существует целая серия «бриллиантовой» упаковки. Какие варианты собираетесь предложить покупателям?
– В перспективе планируем освоить выпуск продукции в упаковке Diamond Curve различной вместимости. Сейчас идет подготовка к запуску упаковочной линии, не имеющей аналогов в России. Оборудование, которое делает один из мировых лидеров в производстве картонной упаковки – компания «Елопак», уже прибыло в Челябинск. Новая линия позволит выпускать картонную упаковку с удобной большой крышкой Diamond Curve нескольких типоразмеров: 2 литра, 1,5 литра, 1 литр, 0,5 литра. Основное отличие – увеличенная крышечка. Она более функциональна по сравнению с маленькими крышками: удобно открывать и наливать, особенно кефир. Из пакета с маленькой крышкой он, будучи вязким продуктом, зачастую плюхается в стакан и разбрызгивается. А здесь продукт льется равномерно. Кроме того, увеличенная крышка гармонично смотрится на пюр-паках большой вместимости, выделяется среди продукции конкурентов.
– Интересно, я до сих пор не встречала такую крышку в магазинах…
– А вы и не могли увидеть, в нашей стране ее просто нет. ЧГМК стал первым российским предприятием, заключившим договор на поставку подобной инновационной упаковки и фасовочного оборудования. Пока везем упаковку из-за рубежа. Но в 2011 году компания «Елопак» планирует открыть ее производство под Санкт-Петербургом. Что касается выпуска продукции ЧГМК в упаковке Diamond Curve, то он стартует ориентировочно в октябре 2010 года.
– Похоже, вы решили предложить покупателям продукцию на все вкусы – от разовых порций до больших объемов. Думаете, будет спрос на 1,5-литровый пакет молока?
– Уверен. Для нашего рынка такая упаковка пока непривычна, тогда как за рубежом она представлена достаточно широко. Экономичная упаковка молока объёмом 1,5 литра с крышкой удобна для семейного потребления. Мы обратили внимание, что сегодня и наши потребители хотели бы покупать именно 1,5 литра. К примеру, за разливным молоком многие приходят с 1,5-литровыми пластиковыми бутылками. Фактически этот объем стал нормой потребления для средней семьи. Брать два литра – вроде бы много, складывать в корзину два пакета емкостью 1 л и 0,5 л – значит, переплачивать за упаковку. Мы предложим нашим покупателям оптимальный по цене и качеству вариант.
Вето на сухое молоко
– Вы совершенствуете технологию производства. Меняются ли в связи с этим сроки хранения молочной продукции?
– Модернизация системы розлива и упаковки способствует увеличению сроков хранения готовой продукции. Это очень актуально и для торговых организаций, и для конечных потребителей. Однако здесь важно не перейти границу. Вы же понимаете, что натуральный молочный продукт не может храниться долго. Да, современные технологии позволяют сделать ультрапастеризованный продукт, который остается годным к употреблению и через 15, и через 20 суток. Но надо отдавать себе отчет в том, что это уже более серьезное вмешательство в структуру натурального молока – благодаря более высоким температурам пастеризации. Практически молоко становится кипяченым. Правда, за счет короткого времени выдержки оно не приобретает явно выраженный привкус кипячения или карамелизации, хотя на самом деле происходят эти процессы. Мы пошли другим путем.
– Каким же?
– Добиваемся увеличения сроков хранения благодаря поставкам более качественного сырья от сельхозпроизводителей, его оперативной технологичной переработки и чистого розлива в современную герметичную упаковку. За счет этого нам удалось довести срок хранения молока до 5 суток, а кисломолочной продукции – до семи суток. С запуском всей технологической цепочки я думаю, мы добьемся семь и десять суток соответственно. Все продукты, что пригодны к употреблению свыше этого времени, имеют другой состав. К примеру, стерилизованное молоко хранится шесть месяцев, ультрапастеризованное – более 20 суток. Но это уже другое молоко, по сути, кипяченое.
– На упаковках продукции ЧГМК появилась надпись «Без сухого молока». Чем это вызвано?
– На самом деле мы уже давно не используем сухое молоко при производстве молочной продукции. Наша сырьевая база стабильна и позволяет обходиться без него даже зимой. Кстати, неслучайно для нового дизайна выбраны растительные мотивы. Они подчеркивают тот факт, что при производстве продукции ТМ «Первый вкус» используется только натуральное молоко – и никакого сухого! В ходе ребрендинга мы решили обратить на этот факт внимание покупателей. Дело в том, что при принятии молочного регламента было много споров по поводу того, что считать молоком, а что – молочным напитком. Мы ответственно заявляем, что все питьевое молоко ЧГМК изготавливается только из натурального молока.
– Но пока производителям выгодно применять сухое молоко, многие продолжают его использовать. Не боитесь конкуренции?
– К сожалению, действующий технический регламент не позволяет выявить фальсификацию, и нечистоплотные производители этим пользуются. Причем среди них есть известные компании, я говорю это с полной ответственностью. В прошлом году сплошь и рядом наблюдалась такая картина. Было выгоднее закупать не свежее сырье у сельхозпроизводителей, а сухое молоко и масло. Из них производилось так называемое рекомбинированное молоко, которое должно продаваться как молочный напиток. Однако переименовывать свою продукцию никто не спешил…
Мы не поддались общей тенденции, а постарались минимизировать резкое падение цен закупа молока у сельхозпроизводителей и удержать объемы производства натуральной молочной продукции. Наш комбинат заинтересован в честной конкуренции. Мы не хотим обманывать или вводить в заблуждение наших потребителей. К тому же молоко – это важный социальный продукт, его потребляют и дети, и люди пожилого возраста. Мы намерены выпускать полезную и безопасную продукцию. Именно поэтому делаем ставку на натуральность.
– Владимир Александрович, модернизация оборудования, новая упаковка, современный дизайн – все это хорошо. Но возникает вопрос: как все это скажется на стоимости молока, кефира, сметаны, творога и других ваших продуктов?
– На стоимости молочных продуктов более всего сказывается закупочная цена молока, а не мероприятия по модернизации. Сегодня сельхозпроизводители и специалисты министерства сельского хозяйства говорят о низких ценах на закуп молока и необходимости их повышать. Так что вполне вероятен рост закупочных цен. Что касается модернизации производства, то она главным образом способствует эффективности переработки. Благодаря общему снижению издержек и выстроенной логистике мы компенсируем даже некоторое удорожание упаковки. Например, розлив идет в момент приема заявки. В итоге производится именно столько продукции, сколько требуется магазинам. Передовые технологии по переработке молока, внедряемые на Челябинском городском молочном комбинате, позволяют повысить качество и стабильность выпускаемой продукции. Мы надеемся, что ТМ «Первый вкус» станет привлекательной для потребителей как по своим вкусовым качествам, так и за счёт дополнительных функциональных возможностей.