В советские времена шутили: что бы ни производили на наших заводах, все равно получается автомат. Эта тема особенно близка Южному Уралу, где практически каждое предприятие связано с оборонкой. Но сегодня тенденции изменились. Если раньше заводы делали основную ставку на госзаказ, выпуская так называемые товары народного потребления лишь довеском, то теперь настоящее и будущее большинства оборонных флагманов неразрывно связано с продукцией, необходимой всем нам в повседневной жизни.
Какая торговая марка «Златмаша» входит в список самых известных российских брендов, зачем подделывают «Мечту», чей радиатор лучше итальянского, кому помог новый Таможенный Союз, где создан прецедент обратной конверсии и почему молодым специалистам есть смысл ехать в Златоуст? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем генерального директора ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» Анатолием Юркиным.
Курс на «гражданку»
– В последние пару лет печальную известность получил «сосед» вашего предприятия – Златоустовский металлургический завод. Из-за схожести аббревиатур (ЗМЗ) многие до сих пор путают эти два предприятия. Анатолий Борисович, поясните, что сейчас представляет собой «Златмаш»?
– Златоустовский машиностроительный завод – это одно из градообразующих предприятий, на котором работает около пяти тысяч человек. Большую часть производственной программы занимает выпуск гражданской продукции: электроплиты, алюминиевые радиаторы, гидроманипуляторы, медтехника, оборудование по выпуску полимерной пленки, стрелковое оружие (травматическое, пневматическое, боевое, служебное и т. д.). Также предприятие выпускает несерийную продукцию.
– Но гособоронзаказ у вас остался?
–Да. Кстати, 2010-й год в плане оборонки стал лучшим за последнее время. Но вернемся к мирной тематике. Мы серьезно: на 30% по отношению к лучшему до сих пор 2008 году увеличили объемы продаж. Налицо зримая динамика. Но, к сожалению, многие люди с некоторым опасением относятся к тому, что происходит на отечественных предприятиях, в том числе у нас. И напрасно. Хотелось бы заметить, что сейчас на предприятии работает молодая амбициозная команда, которая ставит перед собой большие цели и стремится их выполнять.
– Можно сказать, что Златмаш успешно пережил кризис?
– Да, он даже сыграл нам на руку. (Улыбается.). Покупательские предпочтения сместились в более дешевый сегмент, по некоторым товарным группам произошло импортозамещение. Со своей стороны мы внимательно следили за конкурентами, изучали их сильные и слабые стороны, а также использовали внутренние резервы: снижали себестоимость продукции, вели активную маркетинговую и сбытовую политику.
– А кредиты вам охотно дают?
– Тьфу-тьфу-тьфу, да. (Стучит по дереву.) А ведь совсем недавно гендиректор ходил по банкам, просил кредиты, слыша в ответ лишь отказы. Тогда он бросил в сердцах: «Вы вскоре будете у меня все в очередь стоять!» Действительно, так и происходит сейчас. Все видят наш прозрачный баланс, понимают, что предприятие платит по своим долгам, не имеет никаких просрочек ни перед бюджетом, ни перед поставщиками.
Будущее «Мечты»
– Каковы приоритеты «Златмаша» при выпуске гражданской продукции?
– Основные усилия всех служб направлены на дальнейшее совершенствование электроплиты, существенное увеличение объемов ее выпуска. По нашему заказу сейчас работает крупное московское дизайнерское агентство, разрабатывая техническую документацию на выпуск новой бытовой плиты. Она будет отвечать потребительским предпочтениям россиян и превосходить аналоги.
– Завод специализируется на электроплитах?
– Изначально мы занимались выпуском электроплит, но постепенно расширяем номенклатуру. Например, в 2010-м году запустили две модели газо-электрических плит. В следующем году планируем начать производство полностью газовых плит. Но все же приоритет отдаем электроплитам – здесь мы знаем толк. «Златмаш» занимает примерно 28 процентов российского рынка по настольным электроплитам и 5 процентов по крупной технике.
– Почти треть – это достаточно высокая доля. Но пределов совершенству нет. Собираетесь продолжить захват рынка?
– Да, у нас есть планы по увеличению доли рынка до 32-33 процентов. Речь идет о выпуске миллиона электроплит в год. В 2010-м году мы освоили производство стационарного «строительного» варианта плиты (этой техникой комплектуют жилье для бюджетников, объекты социальной сферы). «Златмаш» достаточно серьезно продвинулся в ее продажах. Электроплиты «Мечта» расходятся не только по всей России от Москвы до Владивостока, но и активно продаются в странах СНГ. Развита широкая сеть дилеров. Идут продажи и на дальнее зарубежье.
– Кстати, о «Мечте». Есть ли будущее у этой марки? Не было мысли провести ребрендинг?
– Мы дорожим нашей торговой маркой, ценим ее и не собираемся менять. Бренд «Мечта» известен по всей России, во всех регионах – глупо отказываться от такого преимущества. Другое дело, если выпустим новинку, то возможны варианты с введением новой марки... Что касается «Мечты», то это бренд сильный, раскрученный. Не случайно нас так активно подделывают (Смеется.), в основном, этим занимаются китайцы. Конечно, стараемся бороться с контрафактом. Помогает в этом таможня, уведомляя «Златмаш» о попытках ввоза и вывоза продукции под нашей маркой через границу.
– И много таких случаев было в последнее время?
– В прошлом году четыре факта. Но гораздо больше таких ситуаций в странах СНГ. Там наше влияние гораздо ниже – все-таки другое государство, другие законы. Так что борьба с контрафактом затруднена.
«Термал» тепло бережет
– Еще одна «фишка» «Златмаша» – алюминиевые радиаторы отопления ТМ «Термал». Чем отличается эта продукция?
– Алюминиевые радиаторы отопления ТМ «Термал» мы запустили в производство в прошлом году. Это плоский отопительный прибор (толщиной всего 52 мм), который можно размещать на открытой стене или под узкими подоконниками. Отечественных аналогов практически нет. В основном, представлены морально устаревшие – чугунные радиаторы и более дешевые, менее привлекательные по внешнему виду конвекторы. За год мы выпустили уже около полумиллиона секций радиаторов «Термал», активно занимались их продвижением на рынке. Участвовали в крупнейших выставках – в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Минске, рекламировали продукцию в Интернете. Активно поставляем продукцию в Казахстан, отмечается заинтересованность со стороны Белоруссии, Армении.
– Президент и правительство ставят задачу внедрять энергоэффективные технологии. Насколько «Термал» отвечает современным требованиям?
– Радиаторы «Термал» имеют хорошую термодинамику, что дает им возможность оптимального совмещения с любыми автоматическими теплорегулирующими устройствами. Это позволяет построить энергоэффективную отопительную систему, а значит, сэкономить тепло и деньги потребителей. Среди неоспоримых преимуществ радиаторов ТМ «Термал» высокая теплоотдача, современный внешний вид и надежность (выдерживает нагрузку, в несколько раз превышающую ГОСТы).
Сейчас мы активно развиваем это направление, ставим задачи по улучшению внешнего вида и потребительских характеристик. В 2011 году планируем запустить новые модели, которые будут обладать дополнительными функциями, эффективнее использовать выдаваемую тепловую мощность приборов. Наши планы – в ближайшее время достичь производства миллиона секций в год.
«Златоустовский машиностроительный завод» основан в 1939 году как завод по производству легкого стрелкового оружия. Осенью 1941 года сюда эвакуировали оборудование и специалистов с Тульского оружейного и Подольского механического заводов, и в декабре того же года на фронт отправлены первые авиационные пулеметы. В декабре 1947 года принято решение о создании в составе завода СКБ №385, впоследствии – конструкторское бюро машиностроения, ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева». В 1959 году сдается на вооружение ВМФ первая баллистическая ракета подводных лодок. «Златмаш» принимал участие в космических программах, сейчас изготавливает комплектующие баллистических ракет высокоточного комплекса «Синева». Также развивается выпуск гражданской продукции: электроплит «Мечта», алюминиевых радиаторов «Термал», крано-манипуляторных установок «Синегорец», медицинской техники, травматического оружия. В феврале 2009 года ФГУП «Златмаш» акционировался, однако собственником по-прежнему является государство.
– Кто ваш главный конкурент на рынке радиаторов? Итальянцы?
– Скорее, все те же китайцы. Практически вся итальянская техника сегодня делается в Китае. (Улыбается.) Китайцы бьют ценой, а мы держим планку за счет снижения издержек производства и современного управления. Не стремимся выпускать самую дешевую продукцию, главное внимание уделяем все-таки качеству.
– Тогда в чем, по-вашему, главная причина, мешающая активной экспансии в страны СНГ?
– Отсутствие поддержки отечественных производителей со стороны государства. К примеру, белорусский рынок для нас закрыт. Тут и система сертификации, и прочие административные препятствия, тогда как российский рынок распахнут для всех.
– А как же Таможенный Союз, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан? Неужели не помог преодолеть границы?
– Помог, но не нам, а, скорее, белорусам. Потому что они к нам товар везут свободно, а для нас свои административные барьеры никоим образом не отменяют. Хотя с Казахстаном работать стало проще. Но справедливости ради надо сказать, что с этим приграничным соседом и раньше сложностей было немного – Казахстан пользуется российскими сертификатами.
Обратная конверсия
– Известно, что «Златмаш» производит крано-манипуляторные установки «Синегорец». Для чего они предназначены?
– Эти манипуляторы универсальны, они используются в строительной и дорожных отраслях, в лесной промышленности и для сбора металлолома. «Синегорец» имеет большую грузоподъемность. Ранее наше предприятие занимало ведущую позицию по этой технике. Потом выпуск манипуляторов приостановлен. Сейчас мы возрождаем и наращиваем их производство. Так, намерены в следующем году отвоевать долю рынка у конкурентов, как отечественных, так и западных. Отмечу также, что данное изделие – одно из немногих, которое получило дальнейшее развитие в военной отрасли. На базе манипулятора была сделана транспортно-заряжающая машина.
– То есть получилась обратная конверсия?
– Да, из гражданской продукции сделали военную. Хотя, как известно, обычно происходит все наоборот.
– «Синегорец» выпускается уже 15 лет. Задумываетесь о модернизации?
– Конечно, обновление идет постоянно, конструкторы вносят изменения, применяют импортные запчасти. Недавно представляли «Синегорец» на выставке «Строительные техника и технологии» в Москве. Приятно отметить, что на ней присутствовало сразу несколько компаний из Челябинской области: ЧТЗ, «Уралкран», Челябинский механический завод и другие. Так что Южный Урал можно назвать одним из ведущих регионов по крано-строительной технике. Мы это видим и тоже стремимся занять позиции на рынке. В ноябре «Златмаш» примет участие в крупнейшей российской выставке «МеталлЭкспо», которая пройдет в Москве. Там мы представим манипуляторы нашего производства и другую продукцию.
«Меняем имидж предприятия»
– У вас такие грандиозные цели и задачи. Анатолий Борисович, спрошу напрямик: а кто будет заниматься реализацией намеченных планов?
– Костяк команды управленцев уже есть. В то же время всегда остаются узкие места, и мы рады сотрудничать с профессионалами. Предприятие большое, нам нужны разные специалисты. Главное – людям надо верить в себя, в те планы и возможности, которые они осуществляют. Сейчас у «Златмаша» ощущается потребность, к примеру, в хороших менеджерах, маркетологах с активной жизненной позицией. Есть даже некий кадровый дефицит. «Златмаш» активно развивается, уверенно смотрит в будущее и предоставляет шанс молодым специалистам, выпускникам вузов проявить себя, реализовать свой потенциал.
– В чем это выражается?
– Мы стараемся предоставлять хорошую зарплату, которая позволяет обеспечить комфортные условия проживания. Отмечу, что в этом году предприятие полностью рассчиталось по всем искам, которые были со стороны судебных приставов. Зарплата выплачивается регулярно, в полной мере, есть соцпакет. Мы не ограничиваем наших специалистов ни в чем. Например, нужны маркетологам командировки? Пожалуйста – езжайте по стране и за рубеж. Считаете необходимым участие в выставках и различных форумах? Нет проблем.
– Вам нужны мобильные сотрудники?
– Да, я считаю, специалисты службы маркетинга должны до 30 процентов времени проводить в командировках, общаться с потребителями и партнерами, развиваться, постоянно впитывать новый, передовой опыт и внедрять его в жизнь. К примеру, весной я побывал на крупнейшем форуме «Лидеры брендов», где выступали руководители и маркетологи ведущих компаний России. Много информации почерпнул на этом мероприятии в плане создания и продвижения брендов.
– Между прочим, «Мечта» – один из немногих брендов, который люди хорошо знают. Значит, вам можно почивать на лаврах?
– Вовсе нет, здесь нельзя останавливаться и пускать все на самотек. Сейчас мы предпринимаем определенные шаги по брендированию продукции. В дирекции по маркетингу есть продакт-менеджеры, отвечающие каждый за свой продукт – за плиту, радиатор, манипулятор и так далее. Уже закончены работы по бренд-буку предприятия, то есть определено, как наши различные бренды должны позиционироваться, сочетаться между собой. На следующий год будем работать именно по этой программе.
– Каким вы видите завод в идеале? Как, по-вашему, «Златмаш» должен восприниматься потребителями?
– «Златмаш» должен быть привлекательным для работающих на нем людей, для властей всех уровней с точки зрения социальной политики. Недавно к нам приезжал губернатор Михаил Юревич и был удивлен, что бытовая техника в России еще производится, причем на хорошем уровне. Замечу, что наша продукция проходит 100-процентный контроль качества, и нареканий на нее практически нет.
В то же время считаю, что потребители не должны зацикливаться на «Златмаше». Пусть лучше положительно воспринимают те торговые марки, которые мы производим. Сейчас мы сознательно отходим от позиционирования самого завода, сосредоточив усилия на продвижении брендов. Быть хорошим для всех невозможно, надо работать для тех, кому вы действительно интересны. Потребитель должен знать, что продукция под нашими торговыми марками нужная и качественная. Чтобы, как только возникла потребность приобрести плиту, люди вспоминали о «Мечте», установить радиатор – о «Термале», а при необходимости погрузочных работ – о «Синегорце». Мы делаем все для того, чтобы человек, купив нашу продукцию, мог ею гордиться, советовать ее друзьям и знакомым.
ОАО «Златоустовский машиностроительный завод»
Челябинская область, Златоуст, Парковый проезд, 1.
Телефоны: (3513) 63-91-01, 63-77-22, 63-60-82.
E-mail: info@zlatmash.ru
Zlatmash.ru
Фото: Фото Олега Каргаполова