Один из крупнейших производителей молочной продукции на Южном Урале – ЧГМК – завершает широкомасштабную модернизацию технологического оборудования, переходит на европейские принципы логистики и продолжает радовать покупателей новыми видами продуктов. Напомним, что юбилейный 2010-й год прошел для Челябинского городского молочного комбината под знаком ребрендинга торговой марки «Первый вкус».
Как покупатели оценили инновации в производстве натуральных молочных продуктов, насколько прижился формат семейного потребления, зачем ЧГМК шоу-боксы и «умный» склад, а также когда в продаже появится томатное мороженое? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем генерального директора по продажам ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» Олегом Мотовым.
Эффект ребрендинга
– Олег Михайлович, в прошлом году Челябинский городской молочный комбинат отметил 75-летний юбилей. Насколько успешным был 2010-й для предприятия?
– Для комбината это был очень сложный и одновременно успешный год: мы провели грандиозную работу по ребрендингу торговой марки «Первый вкус». Это и выпуск новой продукции, и замена упаковки на более качественную и современную, и увеличение дистрибуции нашей продукции. В конце 2010-го прошел первый этап рекламной кампании, в ходе которой мы постарались донести до потребителей полную информацию о наших технологиях и новинках, качестве и широком ассортименте натуральной молочной продукции.
– И какой эффект вы получили от ребрендинга?
– Очень хороший. Покупатели высоко оценили возросшие функционал, емкость и сроки хранения нашей продукции, ее качество и натуральность. Новые продукты вышли на рынок, их увидели и положительно приняли наши потребители. Объемы продаж в 2010 году выросли на 20% по сравнению с 2009-м – потребителям отгружено около 38 тыс. тонн молочной продукции. Кроме того, за минувший год реализовано 1340 тонн мороженого.
– Мы уже рассказывали о том, что ЧГМК ведет модернизацию производственных мощностей. Что происходит сейчас?
– Близится завершение полного переоснащения технологического оборудования. Мы поставили задачу обеспечить 100-процентный контроль на всех этапах производства, начиная с приемки молока, его переработки, розлива и заканчивая мойкой оборудования. Сейчас завершается автоматизация процесса приемки сырья, его распределения и первичной переработки, что позволит сократить время приемки и увеличить эффективность работы с поставщиками. В полную силу система заработает в апреле и будет представлять собой закрытый цикл всего производственного процесса.
Прощай, тара!
– Олег Михайлович, правда ли, что вы собираетесь отказаться от пластиковых ящиков, в которых сейчас развозится молочная продукция?
– Да, мы планируем перейти на совершенно новый уровень логистики. На первом этапе – к сентябрю 2011 года – весь ассортимент пюр-пака (картонной молочной упаковки) будет переведен на транспортную упаковку. Если сейчас у нас используется оборотная тара – те самые пластиковые ящики, то в скором времени продукция будет упаковываться в короба из гофрокартона. Во всем мире такая тара для продовольственных и непродовольственных товаров считается классической.
– Кому больше облегчит жизнь транспортная упаковка – комбинату или торговле?
– Преимущества новой упаковки очевидны и для нас как производителя, и для наших партнеров – продавцов в рознице. Если ящики надо везти обратно на завод, тратить время на погрузку-разгрузку, мыть их, то транспортная упаковка необоротная – после использования ее не возвращают на производство. Коробка из гофрокартона представляет собой шоу-бокс, то есть ее можно выносить в торговый зал, ставить на витрину и продавать товар прямо из транспортной упаковки. Это доступно и удобно покупателю, а работникам магазина не нужно тратить время на выкладку каждой позиции, что особенно важно при большом потоке покупателей. Транспортная упаковка становится своего рода оборудованием для продаж – удобная, с технологическими отверстиями, которые способствуют более быстрому охлаждению продукта, что также будет сказываться на качестве продукции. Кстати, мы уже перевели в такие красочные шоу-боксы глазированные сырки. Они теперь выходят под маркой «Первый вкус».
– А что подразумевает второй этап?
– Мы продолжаем совершенствовать процесс розлива продукции в пленке. В течение следующего года будем переводить на транспортную упаковку и это вид молочной продукции. Принципиальное решение уже принято – теперь необходимо заменить оборудование, что позволит поднять еще и качество упаковки.
Все эти меры позволят сделать достаточно серьезный прорыв в логистике. Наше продвижение больше не будут сдерживать большие расстояния и отдаленные территории. Если с оборотной тарой мы работали в основном по Челябинской области, то одноразовая тара дает возможность успешно торговать и оптом, и поставлять товар в другие регионы.
«Умный» склад
– Современная логистика требует и новых принципов хранения произведенной продукции. Ожидаются ли перемены на этом фронте?
– В настоящее время идут работы по проектированию нового складского комплекса. Это будет помещение классического типа, оснащенное современным оборудованием. Площадь склада составит 1000 кв. м, он рассчитан на 220 тонн готовой продукции и оборудуется по самым современным стандартам техники и программного обеспечения.
– За погрузкой будет следить компьютер?
– Можно сказать и так. Планируем поставить WMS-систему – логистическую систему, которая позволит контролировать процесс производства в режиме онлайн. То есть в любое время мы сможем проконтролировать, когда, в каком объеме, какого типа и вида продукция уже вышла с производства на склад. Это очень важный момент, так как для нашей продукции огромное значение имеет такой фактор как время розлива. Выход продукции с производства одновременно будет служить сигналом к обработке заявки. Если по каким-то причинам затягивается розлив, случился форс-мажор, то мы сразу это увидим и соответственно отреагируем. Так повышается эффективность управления процессами логистики. Надеюсь, что новый склад заработает уже в начале сентября.
Новинки семейного потребления
– Олег Михайлович, Челябинский городской молочный комбинат вступил в 2011-й год с обновленной продуктовой линейкой. Какие новинки лучше всего восприняты покупателями?
– Хорошо идут продажи молока в 1,5-литровой упаковке – около 400 тонн ежемесячно. Ранее в России вообще не было такого необычного формата. Большая крышка, устойчивая коробка – благодаря удобству и функциональности упаковки эта продукция, удовлетворяющая потребности всей семьи, получила признание у покупателей. Также успехом у потребителей пользуется формат Mini Diamond, товар в такой упаковке удобно размещается и в сумке, и его удобно держать в руке. В результате объем продаж увеличился на 20-25 процентов.
Сначала в формате Mini Diamond выпускались ряженка, простокваша и снежок. А в конце года мы приняли решение перевести на эту упаковку и основную продукцию – молоко жирностью 2,5%, кефир 3,2%, отборное молоко.
– Сегодня потребитель избалован самыми разными фасовками и упаковками. Какую продукцию ЧГМК мы увидим в новой упаковке?
– Планируем увеличить емкость такого полезного продукта, как бифидок – будем выпускать в формате 750 граммов. В скором времени запустим обновленный домашний творог - с добавлением сливок. Таким образом мы стараемся приблизиться к тем традициям, которые существовали при производстве творога в домашних условиях – чтобы получался крупный, мягкий, рассыпчатый продукт.
Продолжается ребрендинг по сметане – неделю назад на прилавках магазинов появилась сметана жирностью 15% в стаканах с термоусадочной пленкой. Также у покупателей есть возможность приобрести сметану «Первый вкус» 20-процентной жирности.
– Когда появятся фруктовые йогурты в упаковке Mini Diamond?
– Сейчас отрабатывается технология смешивания кусочков фруктов с основной массой в потоке. Запуск в новом формате – Mini Diamond 330 гр. – планируем на май-июнь этого года. Также в июне переведем сливки на упаковку Mini Diamond 250 гр. В общем, будем привлекать покупателя не только качеством и стабильностью производства натуральных молочных продуктов, но и удобным форматом.
Достижения и награды
– Комбинат активно участвует в различных выставках. Только за последний год на счету ЧГМК – победы в конкурсах «100 лучших товаров России», «20 лучших товаров Челябинской области», золотые и серебряные медали «Продэкспо». Знаю, что недавно вы побывали на самой крупной продовольственной выставке России – «Продэкспо-2011». Есть чем гордиться на этот раз?
– Действительно, минувший год подтвердил признание заслуг ЧГМК. А со столь значимого в нашей сфере мероприятия – XVIII международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2011» – мы вновь вернулись не с пустыми руками. ЧГМК признан лауреатом конкурса «Лучший продукт» и получил серебряную медаль за пломбир ТМ «Первый вкус» ванильный с начинкой «апельсин» и пломбир ванильный с вишнёвым наполнителем в сахарном рожке, пропитанный шоколадом.
– Как выглядел ЧГМК на фоне других участников «Продэкспо»?
– Очень достойно. В этом году мы делали упор на мороженое. Даже в сравнении с другими региональными производителями наш комбинат шагнул далеко вперед. Качество, натуральность молочной продукции, функциональная упаковка – все эти преимущества отмечали участники выставки, подходившие к нашему стенду. Мы провели множество переговоров с потенциальными партнерами со всех уголков страны. В прошлом году ЧГМК открыл филиал в Московской области. А сейчас с предложениями о сотрудничестве к нам подходили не только россияне, но и представители Казахстана, Армении.
– Что будет главным сюрпризом 2011 года для покупателей?
– По многочисленным просьбам наших потребителей мы начинаем выпуск… томатного мороженого. (Улыбается.) Когда-то в советские годы такое мороженое выпускалось, причем только в Челябинске. Тестовые образцы уже готовы, сейчас мы пробуем разные варианты, улучшаем рецептуру. В ближайшее время утвердим дизайн упаковки и уже в нынешний летний сезон порадуем челябинцев и жителей области долгожданным сладким лакомством.
– Какие задачи поставлены сейчас перед комбинатом?
– В 2011 году планируется увеличение объема производства по всей молочной продукции еще на 15-20 процентов. Наш ассортимент базируется только на натуральных продуктах. Модернизируя производство, превращая комбинат в ультрасовременное предприятие, расширяя ассортимент, мы не отступаем от принципов качества. Недаром основной лозунг Челябинского городского молочного комбината звучит так: «Особенный вкус натурального молока». Надеемся, что продукция ЧГМК займет достойное место не только на полках магазинов и в холодильниках, но и в сердцах наших потребителей.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА