Челябинцы используют новый способ размещения объявлений о сдаче квартиры в аренду или продаже автомобиля – на банкнотах мелкого номинала. За срок жизни каждая купюра может пройти через руки десятков тысяч людей, что сопоставимо с аудиторией популярных газет. При этом на платежеспособности дензнаков надписи, равно как и пятна краски, оборванные или обгоревшие края, не сказываются – их обязаны принять в магазинах, однако банки должны отсортировывать исписанные купюры как пришедшие в негодность.
Привычная «самопальная» реклама на столбах и остановках городского транспорта сдает позиции новому, более изощренному способу продвижения товаров и услуг – челябинцы размещают объявления на купюрах мелкого номинала. Изобретательные россияне пишут на бумажных деньгах сообщения о покупке, продаже или обмене квартиры, автомобиля. Предлагают приобрести и другие вещи – телефоны, бытовую технику, мебель. Карандашом или ручкой на свободном белом фоне пишется краткое объявление и контактный телефон. Столь оригинальным способом не стесняются рекламировать свои услуги и продукцию и коммерческие организации – достаточно написать адрес сайта, и человеческое любопытство возьмет верх. Реклама коммерческих организаций выглядит более качественно – с помощью принтера или оттиска печати предлагаются услуги творческих мастерских, фотографов, доставки цветов и еды. В отличие от распространенных буклетов и листовок, реклама на деньгах не отправляется в мусорный ящик.
О том, законна ли такая реклама, судить достаточно сложно. В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области не спешат делать заключения, считая, что необходимо тщательно изучить каждый конкретный случай и четко разграничивать понятия «реклама» и «частное объявление». Последние не подпадают под закон о рекламе, так как не являются источником получения стабильного дохода и носят разовый характер.
Между тем, в реальности запретить подобные надписи на купюрах практически невозможно. Они не изменяют достоинство банкноты, позволяют определить подлинность дензнака, не искажают государственные символы. Кроме того, в законе о рекламе сказано, что реклама может распространяться любыми способами и средствами. Иными словами, размещение ее на купюрах прямо не запрещено.
«В Челябинске купюры с объявлениями пока не встречались, – говорит заместитель управляющего РОО «Челябинский» ВТБ24 Максим Шамарин. – Но в любом случае банки их обязаны принять и сдать в расчетно-кассовый центр как ветхие. Своей платежеспособности банкноты с надписями не теряют».
Финансисты отмечают: многие люди действительно нередко записывают на банкнотах мелкого образца важную информацию, не имея под рукой бумаги для записей или блокнота, оставляют пометки при пересчете о количестве купюр в пачке или их общей сумме или просто рисуют. Имеющие посторонние надписи купюры сохраняют платежные свойства и принимаются при расчетах по номиналу, однако считаются ветхими и должны быть отсортированы банками при пересчете наличности для дальнейшей утилизации.
«К сожалению, такие банкноты действительно есть, – говорит и.о. начальника Главного управления Банка России по Челябинской области Ольга Грачева. – Как правило, это банкноты низких номиналов – 10, 50, 100 рублей, и при приеме в кассы учреждений Банка России данные купюры отсортировываются как ветхие».
Правда, по словам эксперта, банкноты с надписями пока встречаются все же не так часто, как грязные, надорванные или изношенные в силу длительного обращения, которые также подлежат уничтожению.