Черный Mercedes – словно пантера в дикой стае машин. Мягкий бросок вправо, влево, вперед... Я не хватаюсь руками за «торпеду», я нисколечко не волнуюсь, сердце мое спокойно – машину Ирина водит виртуозно!
Я знаю: вот так же виртуозно она делает дизайнерские проекты. Зайдешь в новую квартиру, и все – глаза с блюдце, губы немеют, слов нет... И вот тут уже чуть-чуть ёкает сердце...
Знаете, что написано у нее на сайте? – «Ирина Фефелова, дизайнер-декоратор интерьеров и жизни». Вот так! Заявка смелая... впрочем, все, хвалить Ирину больше не буду, перейдем к делу...
«Мечта заказчика должна стать реальностью»
– Ирина, есть у меня знакомый – известный в столице живописец. Он рисует портреты еще более известных личностей. Позировать этим людям некогда, так что художник делает фотографию, а затем старательно переносит ее на холст. Заказчик высказывает пожелания: вот здесь морщинки под глазами смахнуть, вот тут седину закрасить, ямочку на подбородке убрать...
– Я думаю, что ваш знакомый художник и его клиент вполне достойны друг друга . Заказчика, видимо, устраивает талант художника, а художника – гонорар заказчика. Не будем их судить.
– Ваши клиенты – тоже состоятельные люди. И тоже очень занятые...
– Прежде, чем приступить к проекту, мне нужно поговорить с заказчиком откровенно, долго, подробно. Зачастую эти встречи проходят в течение нескольких часов и не один раз. Мне важно понять, что человек хочет, какой цели он добивается в жизни? Кто его друзья, как он относится своей семье? Возможно, что новый интерьер – это воплощение какой-то далекой, еще детской мечты.
– Я мечтал о двухуровневой квартире в то время, когда их еще не строили...
– Мечта сбылась?
– Как во сне!
– Вот и я хочу, чтобы мечта заказчика стала реальностью. Даже в мелочах. Чтобы интерьер квартиры – мебель, обои, картины, люстры, какие-то милые безделушки совпадали с его вкусом, характером, привычками и привязанностями.
– Что для этого нужно?
– По особенностям психики человека можно отнести к определенному типу поведения. Известный психолог Макс Люшер выделил «разноцветные» типы поведения человека – красный, синий, зеленый и желтый. Соответственно им каждый человек имеет свои предпочтения в архитектуре и интерьере. Чтобы понять свою задачу, которая стоит в каждом конкретном случае перед нами, нужно установить с клиентом контакт на эмоциональном, даже душевном уровне. Только в этом случае мы сможем сказать «да» друг другу.
– А если этого не случилось?
– В этом случае я рекомендую заказчику другого дизайнера.
– То есть попросту отдаете заказчика в руки конкурентов?
– Я считаю, что среди дизайнеров нет конкуренции. Это же не спорт, когда, например, люди бегут в одном направлении и на определенную дистанцию. Мы – разные, и у каждого свой стиль. Ваше право – выбирать, что вам ближе.
Вечная классика
– Стиль Ирины Фефеловой – это...
– Элегантность. Достоинство. Статус.
– А конкретно?
–Классика – это тот стиль, который дает нам возможность заглянуть вглубь себя, но, к сожалению, не каждый готов сделать... Я иногда слышу: «О, классика, это не для меня!» А мне нравится создавать и украшать дома в классическом стиле. Наверное, это покажется странным, но именно классика дает возможность создавать изысканный и очень персональный интерьер...
– Да, классика вечна, как и костюм-тройка, и черное маленькое платье от Шанель. А как вы относитесь к новому – к квартирам-студиям, например?
– Прекрасно. Квартира-студия – это простор, объем, это воздух! Она дает ощущение комфорта и внутренней свободы. В квартире-студии взгляд не спотыкается о стены и острые углы, здесь душа отдыхает, а мысль летит... Такую квартиру, насколько мне известно, имеет художник Никас Сафронов.
– Ирина, для дизайнера очень важно поработать с разными стилями, почувствовать их вкус... Важно посетить множество стран не только как турист, а как внимательный зритель или профессионал, изучить колорит страны, обычаи, архитектуру... Что бы вы хотели перенести в наш город из зарубежного опыта?
– Мы по-прежнему строим много однотипных домов-коробок...
– Правильно, так дешевле...
– Расширяются дороги, и, как шагреневая кожа, сужается «зеленое пространство»...
– Дороги расширять нужно, и вы сами это знаете прекрасно!
– В Ванкувере есть библиотека, на крыше которой по проекту дизайнера Корнелии Оберлендер разбили сад площадью в 2000 квадратных метров. В этом же городе на крыше отеля шеф-повар собирает овощи и фрукты для ресторана. Мы не во Флориде живем, но ведь и Ванкувер тоже не в тропиках находится! Что, разве это нам не под силу? Я думаю, что многое зависит не только от государства, но и от инициативы строительных организаций.
«Мои награды – счастливые глаза клиента»
– Ирина, вы дизайнер известный. Назовите свои самые значимые награды...
– Мои награды – это счастливые глаза клиента. Я это серьезно, но без пафоса вам заявляю.
– Ну, а как же всякие там дипломы, которые сейчас модно на стенах в офисах вешать?
– Чтобы самой любоваться? Не люблю показуху. Мои дипломы – это те клиенты, кто, покупая новый дом, вновь приходят ко мне. Вот это, я повторяю, и моя награда, и моя заслуга.
– Зачем вам четыре высших образования?
– Есть дизайнеры, которые могут очень красиво нарисовать проект. Ну и что? Вот вы, допустим, нарисуете красивый самолет, но полетит ли он? Дизайн – это не только красивые картинки. Дизайн – это и строительство, и отделка, и красота, и бизнес. Это не только творчество, но и производство. Я как руководитель и дизайнер-профессионал обязана знать технологию строительства, уметь организовать любой процесс воплощения проекта, иметь талант общения с людьми и знать психологию.
– Чем отличаются провинциальные дизайнеры от столичных?
– На мой взгляд, дизайнеры в Москве и Санкт-Петербурге имеют более оригинальный подход к творчеству и к работе по созданию интерьеров. Почему это происходит? В Москве, например, дизайнеру достаточно предъявить заказчику два-три наброска, и начинается работа. (Провинциальный дизайнер выдает десятки набросков, а чаще – 3D-моделей, и весь процесс затягивается. А где творчество?) В столице заказчики больше доверяют дизайнерам и значительно реже контролируют наполнение интерьера. Да, это большая ответственность за результат, за будущий комфорт и уют, за создание атмосферы дома. Но когда дизайнер свободен в своих творческих полетах, то именно это и позволяет ему создавать легкие и «живые» интерьеры (от слова «жизнь»). Я думаю, что придет время, и провинция «повзрослеет» настолько, что будет больше доверять творческим людям. Тем более людям с репутацией...
– Вы говорите о свободе творчества. Но это тяжелая ноша, которая далеко не каждому по плечу...
– Дизайнер и архитектор должны понимать всю меру ответственности за создание интерьера или архитектурного проекта. Пространство, в котором мы живем, влияет на нашу жизнь, на здоровье, успех и настроение. (Это, кстати, давно доказано наукой).
«Всегда выбираю лучшее»
– Ирина, я желаю вам творческой свободы! В заключение нашей беседы предлагаю небольшой блиц...
– Согласна.
– Ваш любимый реальный герой?
– У меня нет кумиров.
– Какие книги, на ваш взгляд, нужно прочитать обязательно?
– Философские труды Лао-Цзы.
– На что ежедневно не хватает времени?
– Я дружу со временем.
– Сумма наличных денег, без которых вы чувствуете себя некомфортно?
– В Челябинске – 20-30 тысяч рублей.
– О чем вас бесполезно просить?
– Сделать человеку больно.
– В каком наряде вы бы отправились на свидание в Дениэлом Крейгом?
– В красном платье от Valentino!
– Какое свойство юности вы бы хотели бы себе вернуть?
– А юность от меня никуда и не уходила!
– Почему вы выбрали Mercedes?
– Потому что я всегда выбираю лучшее!
Студия дизайна ДА,
тел.: +7 (351) 215-10-20;
108da.ru.
Фото: Фото предоставлено Студией дизайна ДА.