Власти передали решение о будущих пенсиях самим россиянам, страховщики нашли способ наказать автомошенников, а российские банки собирают рекордные прибыли. Об этих и других новостях – в нашем еженедельном обзоре.
РЖД наказали за нарушение конкуренции в области грузоперевозок. Монополия отыграется на ценах на билеты
За злоупотребление доминирующим положением на рынке перевозок грузов УФАС привлекло ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности. Железнодорожники обязаны выплатить штраф в 2,2 млрд руб. «Дело в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено по результатам рассмотрения поступивших в ФАС России материалов от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, органов прокуратур», – говорится в сообщении пресс-службы Федеральной антимонопольной службы. ОАО «РЖД» в 2010–2011 годах стало применять так называемую агентскую схему организации взаимодействия компании с дочерними операторскими компаниями. В результате ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения (при большем количестве вагонов вывозилось меньше грузов). Вагонная составляющая перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки – до 30% и выше. Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90 до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75 до 35%.
Путешествия в плацкартных и общих вагонах в новом году будут обходиться минимум на 10% дороже. Проект приказа об индексации стоимости перевозок пассажиров на днях обнародовала Федеральная служба по тарифам (ФТС). Впрочем, если государство решит сократить поддержку РЖД в два раза, как требует Минфин, билеты подорожают еще больше – на 20%. Сейчас тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством и, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. Государство ежегодно компенсирует Федеральной пассажирской компании (дочерняя структура РЖД, осуществляет перевозку пассажиров на дальние следования) выпадающие доходы. В прошлом году компенсация составила 29 миллиардов рублей, но эти деньги не покрыли убытков – дефицит составил семь миллиардов рублей. На ближайшие два года Минфин и вовсе заложил в бюджет для ФПК по 15 миллиардов рублей. Преодолеть финансовые трудности ведомство предложило, повысив стоимость проезда в плацкартных вагонах для пассажиров в возрасте 23–60 лет.
Страховщики осваивают Интернет
Минфин разработал законопроект о продаже электронных страховых полисов через Интернет. С помощью электронной подписи станет возможно покупать такие простые продукты, как страхование выезжающих за рубеж, от несчастного случая и имущества без осмотра. Страховщики называют эту инициативу законодательным прорывом на рынке, но уже сетуют на ограниченное количество видов страхования, допущенных к электронному виду. Среди них, например, нет ОСАГО. Проект поправок в закон «Об организации страхового дела» описывает продажу электронных страховых полисов: клиент страховщика с помощью электронной подписи может приобрести договор ряда простых видов страхования – от несчастного случая, выезжающих за рубеж или имущества, которое не требует предварительного осмотра. Факт принятия условий договора подтверждается оплатой клиентом полиса – после этого страховщик, также заверяя электронной подписью документ, высылает электронный полис покупателю.
Российский союз автостраховщиков с начала следующего года намерен ввести в действие электронную базу данных для расчетов стоимости ОСАГО. По словам представителей РСА, с 1 января при продаже полиса страховщик будет обязан внести все сведения о страхователе и его автомобиле в базу и проверить коэффициент «бонус-малус». Все страховые компании, которые занимаются продажей полисов обязательного автострахования, уже протестировали систему и готовятся передать данные о страховых случаях по договорам ОСАГО за последние два года. Учет коэффициентов «бонус-малус» предусмотрен законодательством с момента введения обязательного страхования автогражданской ответственности. До сих пор «малусы» не удавалось применять в полном объеме, поскольку автовладельцы легко уклонялись от них, просто меняя страховую компанию. Поэтому расчет стоимости полиса ОСАГО базировался, прежде всего, на технических характеристиках автомобиля и стаже его владельца. По словам участников рынка, иногда компании готовы предложить водителям до 5% скидки на полис в виде бонуса за год безаварийной езды. Насколько подорожает автострахование для тех, кто за год один раз или больше побывал в ДТП, ни в РСА, ни в страховых компаниях пока не комментируют. Между тем, как заявил Сергей Савосин, страховая история автовладельцев может быть использована и для расчетов каско после соответствующих доработок системы.
Российские муниципалитеты похожи на США. Им тоже не хватает денег
Standard & Poor`s (S&P) опубликовало очередной прогноз финансового положения российский региональных и муниципальных органов власти (РМОВ) на 2013–2014 гг. Выводы довольно неутешительные: с 2013 года долговая нагрузка российских регионов и муниципалитетов будет расти, гибкость их финансов уменьшится, зависимость большей части регионов от федерального центра существенно возрастет. S&P обращает внимание на плановый рост расходов РМОВ с 2013 года, обеспечиваемый в первую очередь решениями на федеральном уровне, которые ни регионы, ни муниципалитеты не могут оспаривать при вероятной стабилизации и во всяком случае замедлении темпов роста их доходов. В первую очередь доходная часть бюджетов не увеличит даже номинальные поступления по налогу на прибыль: пока по состоянию на 30 сентября по этому налогу совокупные перечисления на 2% ниже уровня 2011 года, причем сокращение на 10-30% пришлось в основном на металлургические регионы РФ – Красноярский край, Липецкую, Вологодскую и Белгородскую области. В силу федеральных решений уже в 2012 году впервые за многие годы половина расходов РМОВ будет приходиться на оплату труда и социальные нужды, и новая зарплатная нагрузка будет распределяться в большей степени на беднейшие регионы. Помимо этой проблемы РМОВ будут нуждаться и в рефинансировании сейчас довольно умеренного долга: в 2012 году на эти цели, предполагает S&P, будет потрачено около 500 млрд руб. заемных средств, в 2013 году – около 800 млрд руб. При этом эффективность нового открывающегося для РМОВ источника краткосрочного финансирования, казначейских кредитов, пока неизвестна.
Дефицит бюджета США в октябре составил $120 млрд против $98,5 млрд годом ранее, сообщило Министерство финансов страны. Таким образом, показатель оказался хуже прогнозов аналитиков, ожидавших его на уровне $113 млрд. Объем государственных расходов в октябре возрос на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, составив $304,31 млрд, а объем доходов увеличился на 13% – до $184,31 млрд. В текущем финансовом году Минфин ожидает дефицита бюджета в размере $990,6 млрд. Дефицит бюджета США по итогам 2011–2012 финансового года, который длился с октября прошлого года по сентябрь текущего, составил 1,089 триллиона долларов, что меньше показателя предыдущего 2010–2011 фингода на 16%.
Российские банки прибыльнее, чем McDonald's
За десять месяцев этого года совокупная прибыль российских банков выросла до 836,5 млрд руб. Это почти столько же, сколько им удалось заработать за весь прошлый год. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем прибыли за январь–октябрь 2012 года увеличился на 23,7%. Рост прибыли вызван бурным развитием сегмента потребкредитования. Так, объем задолженности юрлиц в октябре увеличился на 1,4% (с начала года – на 11,6%), физлиц – на 2,9% (33%). В Банке России выражают беспокойство по поводу того, что кредитные организации не спешат направить заработанные деньги на увеличение капитала. Это видно по тому, что динамика капитализации кредитного сектора отстает от роста активов. В итоге у банков снижается норматив достаточности капитала: если на 1 октября 2012 года он в среднем по рынку составлял 13,1%, то годом ранее – 15,2%.
Впервые за девять лет выручка крупнейшей в мире ресторанной сети McDonald's упала.Рестораны сети, открытые как минимум 13 месяцев назад, зафиксировали в прошлом месяце падение продаж на 1,8%. В последний раз такое происходило только в апреле 2003 года. В первую очередь виной тому рестораны на территории США, где McDonald's генерирует около трети всей своей выручки. Существенное месячное падение произошло и в Японии – на 7,2%. Неудачи в McDonald's объясняют успешной маркетинговой активностью конкурентов. Так, все основные игроки – Burger King, Wendy's и Taco Bell – недавно успешно обновили свое меню новыми предложениями, продолжая проводить агрессивные рекламные кампании.
Власти предлагают россиянам самостоятельно решить, нужна ли им пенсия
С 2014 года у россиян появится возможность выбора – сохранять ли накопительную часть пенсии или переходить в распределительную систему, сообщил 14 ноября министр финансов РФ Антон Силуанов. «С 2014 года будут подготовлены поправки о том, чтобы граждане могли сами определяться в пределах 4% – остаться в накопительной или переходить в распределительную (систему)», – сказал господин Силуанов на совещании по пенсионным вопросам. Он напомнил, что сейчас все граждане участвуют в накопительной системе, в рамках которой 6% отчислений идет в накопительную часть. Правительство РФ предложило сократить отчисления на накопительную часть пенсии с 6 до 2% от фонда оплаты труда, перераспределив 4% на страховую часть трудовой пенсии. Это предложение было оформлено в виде поправок к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного пенсионного страхования» и проекту бюджета Пенсионного фонда РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. «За 2013 год мы должны подготовить предложения по пенсионной формуле, которая дала бы четкие основания для этого выбора (между накопительной и распределительной системами), потому что граждане должны понимать, где лучше, где надежнее, где более высокие проценты по этой части будут получены – либо в распределительной, либо в накопительной», – резюмировал г-н Силуанов.
Подготовка к дальневосточному саммиту АТЭС признана неидеальной. Но на новые проекты продолжат тратить сотни миллиардов
Общий объем нарушений при строительстве объектов к форуму «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) во Владивостоке составил более 15 млрд руб. Такая цифра была озвучена на коллегии Счетной палаты РФ по результатам проверки использования государственных средств за 2008–2012 годы. Так, по данным СП, по состоянию на 1 сентября 2012 года документально в эксплуатацию введено только 23 объекта из 67 (одна треть). Большинство объектов строились без разрешительной документации, а часто и без утвержденной сметы, – говорится в сообщении Счетной палаты. Выявлен факт принятия и оплаты работ дирекцией Минрегиона России в сумме 94,9 млн руб. по строительному контролю, осуществляемому ООО «ИГ «Пионер» до момента заключения контракта с этой фирмой. Всего «Пионер» получил за оказанные услуги более 700 млн руб. На острове Русский создан высокомеханизированный комплекс по утилизации твердых бытовых отходов. Из-за высокого уровня грунтовых вод на острове предусмотренный в комплексе полигон для утилизации отходов построен не был. Кроме того, имели место случаи обрушения откосов обочин на автодороге в районе бухты Патрокл. Факт затопления привокзальной площади нового аэровокзала также обнажил грубейшие просчеты проектировщиков и строителей, не предусмотревших необходимые меры защиты от избыточных метеоосадков.
Также за это время не был решен вопрос обеспечения острова Русский качественной питьевой водой. «В настоящее время используется автономная резервная система водоснабжения (опреснители). Вместе с тем на момент проверки заключение экологической экспертизы отсутствовало, лаборатория на опреснительных установках не функционировала», – выяснили в ведомстве Сергея Степашина.Объем финансирования госпрограммы развития судостроения составит более 600 миллиардов рублей, в том числе из бюджета РФ будет выделено 330 миллиардов рублей, сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Реализация той программы, которую мы будем рассматривать, направлена на восстановление позиций России в мировом кораблестроении, финансирование программы составит более 600 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета более 50% – 330 миллиардов рублей», – сказал премьер на заседании правительства. Ранее сообщалось, что проект государственной программы РФ «Развитие судостроения» определяет направления разработки перспективных образцов военной техники и вооружений и конкурентоспособной гражданской продукции. Это, в частности, наукоемкие морские суда, морская техника для изучения и освоения континентального шельфа, принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса, а также научно-исследовательские суда.
Минтранс внес в правительство проект программы развития региональных авиаперевозок до 2030 года. Согласно документу, в 2013 году на развитие авиации будет выделено 7,7 млрд руб., которые пойдут на лизинг региональных самолетов, поддержание аэропортов и компенсацию стоимости билетов. Как сообщил представитель Минтранса, все мероприятия в проекте разделены на три основных направления: развитие сети региональных и местных аэропортов до 2030 года, развитие сети региональных и местных авиаперевозок на ближайшие 18 лет, а также обновление и пополнение парка воздушных судов для региональных и местных перевозок. В следующем году на лизинг региональных воздушных судов планируется выделить 2,15 млрд руб., на региональные перевозки – 2,9 млрд руб. 2,5 млрд руб. пойдет на содержание федеральных казенных предприятий. Кроме того, в 2013 году предлагается выделить средства на реализацию пилотного проекта в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок с объемом финансирования 300 млн руб.
Использованы материалы Slon.ru, Kommersant.ru, RBCdaily.ru, Rian.ru