Россияне стали чаще совершать покупки в Интернете. На сегодняшний день 29% жителей хоть раз приобретали себе товар через Всемирную сеть. Как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), наибольшей популярностью среди любителей онлайн-шопинга пользуются одежда и обувь.
Как сообщается в исследовании, проведенном социологами ВЦИОМ, число интернет-пользователей в России регулярно растет. Если 6 лет назад Интернетом пользовались лишь 19% жителей, то сейчас этот показатель достиг 53%. Причем сразу 39% граждан посещают Глобальную сеть ежедневно. Соответственно, все меньше в России становится тех, кто вообще не пользуется Интернетом (76% – в 2006 году, 38% – сейчас). В основном это пожилые люди и респонденты, названные в исследовании малообразованными.
Самое интересное, что и покупать товары в Интернете люди стали охотней. Почти каждый третий россиянин (29%) сегодня имеет опыт совершения интернет-покупок. Наиболее многочисленная категория среди любителей онлайн-шопинга – молодые люди 25-34 лет, москвичи и петербуржцы.
Самые популярные товары, покупаемые в Интернете, – одежда и обувь (12%). В десятку привлекательных наименований также входят электроника (7%), мелкая и крупная бытовая техника (6 и 4%), книги, журналы, аудио- и видеопродукция (5%), билеты и путевки (5%), косметика (5%), товары для дома (3%) и украшения (3%). По данным исследования, люди, совершающие покупки в Интернете, за последние три месяца потратили на них в среднем 6553 рубля (в два раза больше, чем в прошлом году).
Существуют и «непривлекательные», по мнению респондентов, товары. 36% пользователей признались, что опасаются покупать в Сети продукты питания, 33% не стали бы приобретать животных и 31% – валюту. Многие отказываются и от покупок перечисленных выше популярных товаров. Например, 21% опрошенных полагает, что в Интернете не следует покупать одежду и обувь, 20% – крупную бытовую технику, 18% – косметику и т. д.
Благодаря эффективным дешевым коммуникациям и сравнительно низким издержкам, присущим торговле в Интернете, практически все товары могут с успехом продаваться дистанционно, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «На мой взгляд, данные опросов ВЦИОМ отражают субъективные мнения, – говорит Клягин. – Определенная инертность потребительских стратегий, несомненно, сохраняется, и дистанционное приобретение товаров у значительной части российских покупателей по-прежнему ассоциируется с определенными рисками. Но речь идет преимущественно о потребительской оценке. Реально же потенциал развития онлайн-торговли одинаково огромен для всех видов потребительских товаров».
Всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен среди 1600 человек в 138 населенных пунктах. Мы решили узнать мнение некоторых челябинцев по поводу интернет-покупок:
Сергей, инженер-лаборант:
«Самое лучшее, что я приобрел по Интернету, – это зимняя резина. Заезжал во множество магазинов, но везде цены были выше, чем в Интернете. В интернет-магазинах покупал себе также нетбуки, книги. Животных в Интернете точно брать не стану. Продукты тоже можно в магазине купить, притом в Интернете не всегда цены выгодней. Обувь, если честно, тоже не рискнул бы: вдруг размер не тот, нога где-то шире будет и т.п. Лучше вживую померить».
Станислав, директор автотранспортного предприятия:
«Интернет-магазины – это очень удобная штука. И время помогают сэкономить, и деньги. У меня работа на 50% связана с Интернетом: он всегда под рукой. Набрал в «Яндексе», что нужно, и он тут же выдал, где лучше покупать. Я приобретал зимнюю резину, запчасти, билеты на поезд, пиццу, суши – нет такого, что я бы не стал покупать в Интернете. Даже одежду можно. Заказать, чтобы ее привезли, померить дома, оценить качество и принять дальнейшее решение в зависимости от добротности продукции».
Кристина, менеджер:
«Я ни разу за свою жизнь ничего не покупала в Интернете. Все хотела попробовать ради интереса, но так пока и не вышло. Вообще я не считаю, что онлайн-покупки – это удобно и выгодно. Для меня это как кот в мешке. Описание модели и ее фотография на сайте – это одно. Но ты ведь не знаешь, что именно и в каком виде тебе привезут. Можно, конечно, возвращать непонравившиеся вещи, но это же столько времени зря тратить. Нет, мне пока привычнее походы по обычным магазинам, а не онлайн-шопинг».