Chel.ru продолжает публикацию материалов о начинающих предпринимателях. Как наемный работник превращается в собственника компании, что эффективнее – реклама или наработанные связи, и чем хорошо «сарафанное радио»? На сей раз мы предлагаем вниманию читателей историю владельца компании по установке пластиковых окон «N» Александра. Из-за особенностей проживания и работы в маленьком городке и некоторых иных причин свои имя и название компании Александр попросил изменить. Однако именно анонимность позволила ему рассказать все без утайки.
«Два года я был управленцем в одной из компаний по изготовлению и установке пластиковых окон в небольшом городке N. Начинали возрождать эту фирму (прежде она работала, но пришла в полный упадок) вместе с собственником, но вскоре дело полностью было передано мне. За достаточно короткий промежуток времени компания расширилась до четырех офисов продаж – по одному в городе N и городах-соседях, пятый пункт приема заказов работал в собственном цехе по изготовлению окон.
Совместно с владельцем мы проводили только ежемесячные собрания, на которых оценивали движение бизнеса, оборот и остатки склада. Наблюдая за динамикой развития компании, ее ростом, прибылью, мне, разумеется, хотелось зарабатывать больше и зависеть при этом от себя, а не от установленной зарплаты, хоть и стабильной. А потому однажды решил открыть собственное дело. И поскольку в пластиковых окнах изучил к тому времени все что возможно, создал компанию именно по установке оконных конструкций.
Купил «газель» с рук, снял в городе N небольшое, около 30 квадратных метров, помещение под офис, приобрел мебель, заказал вывеску. Компьютер на первое время привез из дома, установил на нем специальную программу, облегчающую прием заказов. Дал рекламу в местные газеты. Понимал, что открытие собственного цеха по изготовлению оконных конструкций не потяну, да и не нужен он, потому нашел поставщика окон в Челябинске, заключил с ними договор о сотрудничестве. Подыскал менеджера, научил его работать – и вперед!
Когда создавал свою компанию, мне казалось, что изучил по окнам все что нужно. Однако при выборе поставщика выяснилось, что часть рекомендаций товарищей-конкурентов стоит воспринимать с точностью до наоборот. В общем, несколько первых заказов по качеству меня не устроили. Клиенты тоже были не в восторге. Но вскоре методом проб и ошибок я нашел идеального для себя поставщика, выполняющего заказ качественно, в разумные сроки и по адекватным ценам. А забираю окна в областной столице всегда сам.
Наш городок небольшой, примерно 10-12 тысяч населения. Но конкуренция на оконном рынке достаточно высокая, практически все компании – с завидным стажем работы. Я опасался: вдруг ко мне не пойдут? Конечно, начинать собственный бизнес в таком городе совсем не то же, что в Челябинске: стартовый капитал меньше, а соответственно на кону другие деньги. Но эта сумма взята из семейного бюджета, и если что-то пойдет не так – жена с двумя детьми точно не обрадуется...
Но, несмотря на конкуренцию, дело пошло. Не скажу, что переманил всех клиентов у своего работодателя – не было такой цели. Просто со многими заказчиками за два года сработались напрямую, не через офисы продаж. И когда я ушел развивать свою компанию, многие клиенты звонили по старой памяти сразу мне. Разумеется, я их уже не переправлял...
Замечу: основная масса заказчиков берет то, что подешевле. Но я сильно стоимость все же не опускаю: все оконные компании в конечном итоге предлагают одно и то же – окна, а всех конкурентов по цене не обойти. У меня не самый дешевый товар потому, что мне дороже репутация. Важно остаться с хорошим именем, чтобы клиенты возвращались и рекомендовали друзьям-знакомым именно мою фирму. Город маленький, и за репутацией следить здесь нужно тщательнее: «сарафанное радио» – самая действенная реклама – может сработать и как антиреклама.
Покупателей всегда волнует, насколько качественный товар они приобретают. Поэтому обязательно даю на окна гарантию. И она моим клиентам понадобилась уже трижды. Два раза ко мне обращались из-за некачественной установки стеклопакетов. Их монтировали летом, когда обнаружить наличие щелей весьма сложно, а зимой из окон стало дуть. Устранять недоработки отправил работников, которые эти окна устанавливали. Они ликвидировали свой брак и, разумеется, я им за это не платил. А недавно наша компания установила окно с явным заводским браком: в стеклопакете стояла вода, а в конструкции обнаружилась трещина. Отправил фото этого безобразия производителю, который и устранил недочет за свой счет.
Я понимал, что на одних окнах далеко не уедешь, тем более на этапе становления бизнеса, когда оборот минимальный. Потому параллельно начал заниматься доставкой и установкой входных и межкомнатных дверей, ламината и, чтобы не простаивала машина, – грузоперевозками.
Не успел выйти в прибыль, как меня... затопили соседи, живущие этажом выше. Никогда не забуду, как зашел однажды утром в офис – а там... образцы дверей и окон плавают вспученные, и в помещении стоит ни с чем не сравнимый аромат. Пришлось все начинать сначала: косметический ремонт, подбор образцов и прочего. Соседи, конечно, возместили часть затрат, но, поскольку офис не был застрахован, то основные расходы легли на мои плечи.
За два года мой бизнес разросся. Сейчас в составе компании работает точка приема заказов в в одном из соседних городов, недавно открыл офис в нашем районном центре. Позже планирую открыть еще несколько офисов в разных городах и деревнях по соседству. В каждом предложен комплекс услуг. Понимаю, что главное – не лениться, тогда и бизнес пойдет».
Записала Мария КРУХМАЛЕВА