Малый бизнес обяжут принимать инвалидов на работу. Специальные квоты для трудоустройства людей с ограниченными возможностями появятся даже в небольших компаниях, пишут «Известия». С такими предложениями выступило Министерство труда и социальной защиты в ответ на жалобы инвалидов, сетующих на отсутствие рабочих мест.
Поправки в закон «О социальной защите инвалидов», подготовленные Минтруда, устанавливают квоты для компаний численностью от 35 до 100 человек. Право определять процентное соотношение рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, с общим количеством вакансий на предприятии закрепят за правительством региона.
Комментируя данный законопроект, директор департамента занятости населения Минтруда России Светлана Нечаева отметила, что инвалидам сложно конкурировать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности и не нуждающимися в дополнительных инвестициях на оборудование рабочих мест, не требующих сокращенного рабочего дня и прочих льгот. «Вместе с тем, доля инвалидов трудоспособного возраста, которые могли бы приносить пользу обществу, постоянно растет», – пояснила она.
Сейчас обязанность трудоустраивать инвалидов касается организаций, в которых работает свыше ста человек. Для них установлена квота, определяемая в процентах от среднесписочного количества сотрудников организации (от 2% до 4%). По словам Светланы Нечаевой, для малого бизнеса необходимо установить квоты в размере не выше 3%.
Примечательно, что ранее в отношении малых предприятий уже действовали подобные нормы – до 2004 года они распространялись на все компании численностью свыше 30 человек.
По словам главного специалиста отдела трудоустройства и специальных программ занятости главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Вероники Тимофеевой, так называемый закон о квотировании является дополнительной гарантией трудоустройства инвалидов. «Сейчас региональные работодатели становятся более дисциплинированными, – говорит она. – В прошлом году они предоставили вдвое больше квот, чем в 2011 году – 2800 вакансий. Однако трудоустроенными оказались всего 24 инвалида. Остальные официально числятся безработными».
В прошлом году в региональные центры занятости обратилось около пяти тысяч инвалидов. Порядка 200 человек интересовались тем, как открыть собственное дело, и получили средства на регистрацию ИП (в среднем две-три тысячи рублей). Свое дело открыли четыре южноуральца, в том числе двое челябинцев. Один из предпринимателей не только организовал собственный бизнес, но и создал дополнительные рабочие места.
Низкие показатели Вероника Тимофеева отчасти объясняет тем, что в большинстве случаев предприятия нуждаются в рабочих, труд которых требует определенных физических усилий.
«Если смотреть в целом по рынку труда, то 80% вакансий – это рабочие специальности с хорошими зарплатами на довольно успешных предприятиях. В этот процент входят и вакансии для инвалидов, – говорит представитель регионального управления по труду и занятости. – Среди обязательных работодателей, превышающих квоты для инвалидов – крупные предприятия – «ЧТЗ-Уралтрак», «Юничел», «Ашан», «Станкомаш» и другие».
В итоге физические и интеллектуальные возможности инвалидов, нуждающихся в работе, не соответствуют предложенным вакансиям. Впрочем, бывают ситуации, когда работодатели исполняют закон о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями лишь формально.
Челябинка Екатерина Сартакова рассказывает, как, будучи инвалидом (сейчас ограничения по здоровью с девушки уже сняты, – Прим. автора), она пыталась устроиться на надомную работу. «Некоторое время я стояла на учете в центре занятости и искала работу. Тогда мне нельзя было долго сидеть и ходить, – говорит Екатерина Сартакова. – Нашлась вакансия диспетчера на дому, но по факту компания не смогла обеспечить меня работой – то были проблемы с оборудованием, то еще какие-то неполадки. В итоге в течение полугода я числилась их сотрудником, но зарплату не получала».
Согласно действующему законодательству, каждое предприятие, на котором работает свыше 100 человек, должно ежемесячно уведомлять центры занятости о наличии мест для инвалидов согласно выделенным квотам. Если на предприятии образовались свободные вакансии, работодатель обязан передать сведения о них центрам занятости, а не кадровым агентствам. После чего центры занятости населения предложат эти места инвалидам. Штрафы за нарушения этого закона для должностных лиц составляют от 300 до 500 рублей, для юридических лиц – от трех до пяти тыс. рублей.
Впрочем, по словам Вероники Тимофеевой, есть и другие причины низкой трудоустроенности инвалидов, которые лежат вне экономической плоскости. «Зачастую у инвалидов, обращающихся в центры занятости, слишком высокий уровень притязаний относительно занимаемой должности и зарплаты, – рассказывает Вероника Тимофеева. – Инфантильное и потребительское поведение почему-то доминирует. Люди жалуются на государство, не желая при этом начать с малого и зарекомендовать себя перед работодателем. При этом ни опыта работы, ни профессиональных навыков у них нет. В итоге вакансии остаются незакрытыми».
Председатель комитета по промышленной политике регионального отделения «Опоры России» Денис Константинов считает трудоустройство инвалидов важной миссией бизнеса, однако не поддерживает принудительных мер в отношении малых предприятий. «Предоставление рабочих мест людям с ограниченными возможностями должно быть только добровольным и на выгодных для предпринимателей условиях, – говорит он. – Необходимо ввести налоговые льготы и другие преференции, которые бы стимулировали работодателей на этот шаг».
В противном случае, по мнению Дениса Константинова, малый бизнес, который и так существует в высококонкурентной среде, просто не выживет. «Предприниматели в ни физически, ни материально не смогут обеспечить особые условия труда, необходимые инвалидам», – уверен председатель комитета по промышленной политике.
Директор центра дизайна и декора «Визуальные проекты» Елена Бурнашева уверена, что квалифицированные специалисты, несмотря на инвалидность, всегда найдут себе работу. «Если центры занятости будут предлагать претендентов, отвечающих требованиям работодателей и рынка, то вводить «обязаловку» не придется – предприниматели в любом случае их трудоустроят».
Сейчас, как отмечают в Минтруда, законопроект о введении квот для малых предприятий находится на согласовании в заинтересованных ведомствах и общественных организациях.