Эксперты отмечают, что в некоторых вопросах альтернативы иностранным компаниям нет. «Деофшоризация российской экономики возможна лишь при условии снижения ее зависимости от цен на нефть», – сообщил агентству «Прайм» экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. По данным аналитиков, в 2012 году отток капитала из России составил рекордные 80 млрд рублей. Однако, несмотря на объявленную «деофшоризацию», иностранные компании продолжают пользоваться заслуженной популярностью у российских предпринимателей. И не только в связи с возможностью налоговой оптимизации. О том, в чем привлекательность использования в бизнесе иностранных компаний и какие риски необходимо при этом учесть, в интервью Chel.ru рассказал руководитель центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH® Ярослав Савин.
– Ярослав Геннадьевич, зачем российскому бизнесу использовать иностранные юрисдикции?
– Потребность российского бизнеса в иностранных компаниях – это данность. Альтернативы, к сожалению, пока нет. Тут несколько причин.
Во-первых, вряд ли собственник компании мечтает, чтобы его бизнес «как бы невзначай отжали». Примеров, как это делается, в том числе с использованием административного ресурса, много.
Во-вторых, количество корпоративных споров в России растет каждый год на 20 процентов. Российские ООО и ЗАО просто не приспособлены для ведения совместного бизнеса. Многие бизнесмены прекрасно понимают, что с партнерами, кроме договоренностей «по-пацански», ничего нет. А за этим стоят корпоративные конфликты. Причем угроза эта больше свойственна среднему бизнесу, чем крупному. Российскими средствами можно сделать кое-что нетривиальное, но далеко не все. И обещанных поправок в Гражданский кодекс на этот счет мы уже не ждем, их не будет.
Ну и, в-третьих, очень многие задумываются о возможности более дешевого иностранного банковского финансирования или о привлечении иностранного инвестора. Наш опыт свидетельствует, что и в том, и в другом случаях владение через иностранную компанию более привлекательно. А иногда необходимо бизнес продать. Быстро, дорого и с минимальными издержками. В российском правовом поле это сделать крайне затруднительно.
И сколько не декларируй «деофшоризацию», этих потребностей по-другому пока не удовлетворить.
– А как насчет налоговой оптимизации? Ведь без этого не обходится?
– Есть такой зверек – большая зеленая предпринимательская жаба. По сути, иностранную структуру нас вынуждают содержать для обеспечения безопасности. Значит, надо эти расходы как-то компенсировать. Например, за счет инструментов международного налогового планирования. Ну а там, где есть покрытие расходов, там и до желания хорошенько сэкономить недалеко. Важно только оценить, в каких пределах это допустимо.
Не забывайте, в налоговых спорах существует концепция добросовестности. В позиции ВАС РФ она трансформировалась в понятие «необоснованной налоговой выгоды». При этом налоговая выгода всегда необоснованна, если является единственной целью сделки. Данный подход применим и к международным инструментам подобно тому, как используется в России в борьбе с «однодневками».
– В связи с этим вопрос: как вы оцениваете перспективу, эффективность и безопасность использования иностранных компаний?
– Это другая сторона откровенности нашего разговора. Ведь это только на рекламных бесплатных семинарах все выглядит просто. На деле есть ряд и технических, и юридических, и экономических нюансов. В общей сложности более 30 вопросов нужно задать себе и регистратору перед приобретением иностранной компании. К тому же жизнь меняется. И даже те, кто уже использует иностранные компании, должны активно отслеживать новые тенденции. Например, Кипр в 2012 году ввел несколько налоговых правил, буквально очаровывающих в хорошем смысле этого слова. Далее, у России появились новые налоговые соглашения, в том числе с Латвией, а у собственников бизнеса – новые возможности.
Есть и отрезвляющие изменения. В частности, нужно разобраться со свежими тенденциями в арбитражной практике. Это касается и организации финансирования в группе компаний, а также использования интеллектуальной собственности и совместной деятельности.
Предприниматели должны обращать пристальное внимание и на следующий момент. При использовании иностранных структур цели налоговой оптимизации лишь в исключительных случаях согласуются с целями имущественной безопасности. Для создания неуязвимой структуры желательно использовать разные сегменты для защиты бизнеса и для налоговой оптимизации. Даже несмотря на то, что это усложняет модель и влияет на ее стоимость.
В противном случае подозрение в необоснованной налоговой выгоде со стороны правоохранительных органов станет удобным предлогом «заняться» отъемом ценного имущества. И главное – не стройте иллюзий относительно безопасности уже используемой бизнес-модели. В действительности источников возможной утечки информации о ней масса. Контролирующие органы при желании способны собрать массу косвенных улик скрытого владения бизнесом.
– А что на выходе? Иностранные компании – это привлекательно?
– Необходимо отдавать отчет в том, что иностранная компания – это не волшебная палочка. Это инструмент. Со своими плюсами и минусами. И собственники бизнеса должны быть «в теме». В равной степени обходится очень дорого и неоправданный отказ, и переоценка возможностей данного инструмента. Ну и потом, все это еще и прикрутить надо правильно к российской части бизнеса...
Отмечу, что с 21 марта в Екатеринбурге стартует совместный проект Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH® и кипрской компании Consulco – трехдневный бизнес-курс откровенного формата «Иностранные компании в российском бизнесе: как оценить эффективность, встроить в существующую модель и безопасно выжать максимум».
Ознакомиться с полной программой бизнес-курса «Иностранные компании в российском бизнесе: как оценить эффективность, встроить в существующую модель и безопасно выжать максимум» можно на сайте Тaxcoach.ru.
Зарегистрироваться для участия можно по телефону: 8 (343) 342-02-02.
До 21 марта действует бесплатная подписка на «Пособие по оптимизации среднего бизнеса – «таксБУК®».