Работников, которые в силу обстоятельств вынуждены трудиться на дому, уравняли в правах с их коллегами, которые каждый будний день приезжают в офис. На днях президент страны Владимир Путин подписал поправки в Трудовой кодекс, легализирующие дистанционную работу. Бухгалтеры, дизайнеры, редакторы и программисты теперь смогут не только спокойно трудиться, не выходя из дома, но и заключать трудовой договор, заверяя его электронной подписью. Как отмечают эксперты, нововведения упростят жизнь сотрудникам, которые трудятся в компаниях с разветвленной сетью представительств.
Законопроект, разработанный Министерством труда, проходил долгое и тяжелое согласование в профильных ведомствах. Закон дает определение дистанционной занятости и устанавливает, что трудоустройство возможно путем обмена электронными документами с электронными цифровыми подписями. Ознакомить работника с нормативными локальными актами, служебной инструкцией работодатель также вправе через Интернет. Однако даже в этом случае работодатель не освобождается от бумажной волокиты. По закону в течение трех дней с момента заключения трудового договора наниматель обязан выслать его бумажный экземпляр работнику заказным письмом с уведомлением. Также и в случае, если дистанционно работающий сотрудник организации заболел или собрался в декретный отпуск, он обязан выслать работодателю заказным письмом с уведомлением документы для оформления больничных и пособий по беременности и родам. Режим рабочего времени и отдыха работник вправе устанавливать самостоятельно, если, конечно, у работодателя нет особых пожеланий на этот счет. В любом случае эти нюансы должны быть прописаны в трудовом договоре.
Как отмечают эксперты, за пределами офисов сегодня трудится огромное количество специалистов – дизайнеры, программисты, журналисты, редакторы, переводчики, менеджеры по продажам.
«Новый закон появился не на ровном месте, а в связи со сложившейся конкретной ситуацией в сфере трудовых отношений», – комментирует начальник Главного управления по труду и занятости населения области Владислав Смирнов, отмечая, что перевод работников на дистанционную модель работы в регионе – тренд последних лет. «Руководители компаний стараются оптимизировать затраты на персонал, на организацию рабочих мест, содержание производственных помещений, поэтому бизнес постепенно уходит от классических схем организации труда», – считает Владислав Смирнов.
Эксперты отмечают, что благодаря надомной работе сотрудник экономит значительное время – особенно это актуально для крупных мегаполисов с постоянными пробками, и многие ради этого готовы поступиться размером заработка. Впрочем, как уверяет директор консалтинговой группы «HR-Содействие» Елена Шабурова, заработная плата специалистов, которые работают дистанционно, не слишком-то отличается от заработка их коллег в офисе, а порой их доходы даже значительно выше – все зависит от опыта и профессионализма. «Понятие «хоум-офис» сегодня знакомо многим региональным представителям, которые имеют достаточно высокие зарплаты, однако если речь идет о рядовом персонале, то практика удаленной работы пока не слишком развита», – отмечает эксперт.
По данным экспертов рынка труда, вне офиса сейчас трудится огромное количество специалистов, и от принятия поправок в Трудовой кодекс выиграет и сам работник, и работодатель. Ведь прежде, чтобы развивать бизнес в новом регионе, компания должна была зарегистрировать там представительство или филиал, а это хлопотно, дорого и не всегда целесообразно, особенно если трудоустроить нужно единственного сотрудника, который будет работать из дома.
Региональные юристы считают, что трудовой договор дистанционного работника должен существенно отличаться. По их мнению, принятые поправки с юридической точки зрения содержат много пробелов, которые вскоре спровоцируют вал разбирательств трудовых споров в судах. «Определенные трудности могут возникнуть с подписанием электронного трудового договора, для заключения которого и работодатель, и работник должны располагать усиленной квалифицированной электронной подписью. То есть перед заключением дистанционного трудового договора работнику нужно будет оформить специальный сертификат, а работодателю – проверить его достоверность, – объясняет руководитель практики трудовых отношений компании «Лигал Эксперт» Анна Лукина. – У кадровиков, несомненно, будет вызывать вопросы и порядок ведения табеля учета рабочего времени для дистанционного работника – каким образом учитывать количество отработанных часов, или можно просто ставить работнику восьмерки?» – рассуждает собеседница.
В целом юристы считают, что для работодателя выгодны «бездокументные» специалисты, которые трудятся в рамках гражданско-правовых отношений или вовсе на основе устных договоренностей – не нужно производить отчисления в ПФР, Фонд социального страхования. Так что из-за налогового и пенсионного обременения фрилансеры по-прежнему могут остаться нелегализованными специалистами.