Власти Челябинской области хотят вернуть себе рычаги воздействия на рынок пассажирских перевозок, возвратив право штрафовать маршрутчиков. Такое заявление на этой неделе сделал председатель комитета по промышленности Законодательного собрания Челябинской области Андрей Самсонов. Сейчас муниципальные и межмуниципальные маршруты распределяются на конкурсной основе, однако никакие штрафные санкции для перевозчиков, игнорирующих этот порядок, не действуют. По мнению властей, надо «изменить формулировку» и дополнить закон статьей, позволяющей штрафовать маршрутчиков, не заключивших договоры на пассажирские перевозки. Эксперты сомневаются, что эту идею удастся реализовать – Верховный суд уже высказался против региональных штрафов – и говорят о необходимости регулировать перевозки без административного давления.
О том, что ситуация в сфере маршрутных перевозок накаляется из-за борьбы между легальными и нелегальными перевозчиками, заявил председатель комитета по промышленной политике Заксобрания Челябинской области Андрей Самсонов. «Из округов приходит много жалоб. Нас просят остановить нелегалов. Но у нас нет полномочий для борьбы с ними, и ситуация осложняется», – сказал Андрей Самсонов на заседании комитета. С ним согласился министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктор Тупикин: «Незаконную деятельность на маршрутах сейчас довольно сложно ограничивать».
Напомним, что в мае 2011 года депутаты приняли поправки в региональный закон об административных правонарушениях в части, касающейся перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам. Предполагалось, что предприниматели, ведущие деятельность в сфере пассажирских перевозок, обязаны заключать договоры с муниципалитетом или управлением транспорта, в противном случае их будут штрафовать. Суммы были прописаны значительные. Так, юридические лица могли быть оштрафованы на сумму от 30 тысяч до миллиона рублей. Однако в ноябре 2011 года предприниматель Юрий Русин успешно опротестовал действия законодателей. Это решение устояло и в Верховном суде РФ, который признал, что установление административной ответственности нормативным правовым актом субъекта РФ порождает коллизии и несогласованность региональных и федеральных норм.
Лишившись возможности штрафовать перевозчиков, работающих без заключения договора с муниципалитетами, власти нашли другой способ бороться с так называемыми нелегалами. По словам Виктора Тупикина, управление транспорта обращается в управление антимонопольной службы и доказывает, что перевозчик, работающий без договора, ущемляет интересы других участников рынка. «Это сложный механизм. Мы фиксируем информацию о нелегалах, направляем документы в УФАС. Они выносят представление и, если нарушение фиксируется повторно, то штрафуют перевозчика», – рассказал министр. Пока таким образом удалось привлечь к ответственности лишь одного перевозчика в Копейске.
Андрей Самсонов предложил вернуться к практике административных штрафов. «Давайте мы немного переформулируем эту статью, изложим другими словами и внесем ее в закон», – предложил он Виктору Тупикину. В ответ министр сказал, что неизвестно, как на это посмотрят правовое управление и прокуратура.
По мнению экспертов, способ, который власть выбрала, чтобы регулировать рынок перевозок, привел не к справедливому распределению маршрутов, а к разделению перевозчиков на своих и чужих.
Так, по словам предпринимателя Ивана Пузырева, с введением конкурсов между перевозчиками участились конфликты. «Таким образом власти пытаются поделить рынок, при этом кому-то дают необоснованные преференции, а к кому-то наоборот относятся более жестко. С чем это связано, нетрудно догадаться. Вообще же мы постоянно говорим о рынке перевозок, но рынок и должен развиваться самостоятельно, без административного давления. При этом мы готовы к тому, чтобы вести диалог с властью», – высказал свое мнение владелец маршрутного бизнеса. Он также указал на то, что сейчас предприниматели оформляют лицензию на пассажирские перевозки в управлении Ространснадзора, и эта структура проверяет соответствие предприятия всем нормам.
В Челябинской области утверждено и официально оформлено 277 межмуниципальных маршрутов, они внесены в соответствующий реестр Челябинской области. Из 225 опубликованных конкурсов было проведено 193, по результатам которых заключено 79 договоров на перевозку пассажиров и багажа. Оставшиеся 32 маршрута – в стадии проведения конкурса и оформления документации.
Начальник управления Ространснадзора по Челябинской области Владимир Катайцев не усматривает противоречия в том, что местные власти требуют заключать договоры на осуществление пассажирских перевозок. «По федеральному закону для того, чтобы заниматься регулярными пассажирскими перевозками, необходимо пройти лицензирование. Эти лицензии выдает наша организация. На местные же власти возложена обязанность по организации транспортного обслуживания населения. Поэтому, оценив пассажиропоток и потребность в перевозках, власти говорят предпринимателям: «Вот маршрут, приходите и работайте». При этом не надо забывать, что и дороги, и остановочные комплексы, которые используются бизнесом, принадлежат муниципалитету, и он вкладывает в это финансовые ресурсы. Поэтому лично я не вижу в организации конкурсов какого-либо противоречия с федеральным законодательством», – сказал Владимир Катайцев.
Сама по себе идея распределения маршрутов на конкурсной основе действительно хороша, считает генеральный директор юридической компании IMCOM Александр Матерухин, но указывает на то, что ее реализация может быть далека от идеала. «Как и в любой другой сфере, такая процедура может оказаться палкой о двух концах. С одной стороны декларация о защите конкуренции, с другой – наличие возможности устанавливать критерии отбора участников конкурса, которые пройдут только «нужные» лица. Опыт наших пермских коллег показывает, что идея требует очень сильной доработки, так как в течение последней половины прошлого года там несколько раз пытались провести конкурсный отбор участников на маршруты, и каждый раз результаты оспаривались в суде», – привел пример юрист.
«Большинство администраций разрабатывают свои правила предоставления маршрутов.
Разумеется, перевозчикам приходится работать по таким установленным правилам, так как любой нормативный акт, если он не оспорен в соответствующем порядке, обязателен к исполнению», – добавил эксперт.
Фото: Фото Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ