Бизнес Хлебопеки и сети не поделили просрочку

Хлебопеки и сети не поделили просрочку

Российские хлебопеки начали войну с федеральными ритейлерами, заставляющими поставщиков забирать назад непроданный хлеб. Уже написана жалоба в ФАС с требованием возбудить дела против X5 Retail Group и «Дикси». Ритейлеры утверждают, что возврат хлеба – дело добровольное. Хлебопеки же указывают, что при отказе выкупать просроченный хлеб собственного производства сети перестают с ними работать. Компромиссом, по мнению экспертов, может стать распределение расходов на изъятие и утилизацию хлеба на паритетных условиях. Это, скорее всего, приведет к значительному сокращению объемов возврата.

НП «Союз производителей хлеба Московской области» заявил, что ритейлеры навязывают поставщикам условия возврата продуктов, не проданных по истечении определенного срока, тем самым нарушая статью 13 закона «О торговле». В своем обращении председатель правления НП «Союз производителей хлеба Московской области» Алена Сабатарова пояснила, что торговцы обязывают поставщиков выкупать товар с уже истекшим сроком годности по цене первичной реализации. При этом возврат оформляется как обратная реализация с составлением товарной накладной и счета-фактуры. Если производитель просроченную хлебную продукцию забирать отказывается, ритейлеры грозят ему прекращением сотрудничества.

При этом, по мнению НП «Союз производителей хлеба Московской области», проблему можно решить, внедрив в закон «О торговле» норму о паритетном распределении расходов по изъятию и утилизации просроченного хлеба между ритейлерами и хлебозаводами.

Как сообщили Chel.ru хлебопеки Южного Урала, аналогичная проблема есть и в Челябинской области.

«К сожалению, мы обязаны забирать у ритейлеров весь хлеб с истекшим сроком годности, что очень сильно сказывается на себестоимости, – рассказал президент ООО «Хлебпром» Илья Мительман. – Возврат может колебаться от пяти до десяти процентов от объема поставки. А это очень много – практически вся прибыль от партии, потому что хлеб – низкомаржинальный продукт. Стоимость муки с прошлого года фактически выросла в два раза, но цены пропорционально мы не подняли, а потому хлеб по прибыли стал «нулевым», а некоторые позиции и вовсе минусовыми».

При этом возврат, по словам респондентов сайта, стабилен. Это связано с тем, что в крупных сетях существует так называемый автозаказ. А все риски по продаже продукта переложены на производителей. И если они отказываются покрывать эти риски, то ритейлер расторгает договор.

«Ежедневно хлебопеку, с которым сотрудничает ритейлер, поступает заявка на определенную партию товара, составленная автоматически с помощью компьютера, – продолжает Илья Мительман. – Но автозаказ не учитывает особенностей колебаний покупательского спроса в различные дни и месяцы. В итоге часть товара мы вынуждены забирать обратно за свой счет, поскольку это прописано в договоре. Если же мы откажемся забирать возврат, то завтра сети перестанут с нами работать. В итоге получается, что все риски по продаже хлеба в сетях несет хлебозавод, а продуктовая сеть «играет» только на объеме прибыли».

Между тем ритейлеры утверждают, что выкупать или нет просроченную продукцию – добровольное решение хлебопеков.

«Мы работаем в цивилизованном мире, и отношения с нашими поставщиками носят контрактно-договорной характер, – комментирует руководитель пресс-службы X5 Retail Group N. V. Владимир Русанов. – То есть наши действия прописаны в договорах, что можем подтвердить в любом официальном органе. Пока ФАС никаких претензий о нарушении нами закона не предъявляла, хотя ведомство регулярно запрашивает наши договоры, смотрит, по каким условиям они заключены, соблюдается ли закон «О торговле».

«Насколько я помню, закон «О торговле» гласит, что розничные компании не могут настаивать на возврате продукции. А по договоренности возврат быть может, – комментирует коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Невозможно продать весь хлеб и молоко к закрытию магазина. Всегда какие-то остатки есть. И если по молоку сейчас сроки годности достаточно большие – пять суток, то качество хлеба ухудшается уже на следующий день. А забирать черствый хлеб или нет из нашего магазина, решает сам производитель, выбирая, что важнее: максимальная реализация товара, то есть постоянная представленность в магазине, или же суммы, которые приходится платить за возврат. Кстати, если производителю некуда забирать просрочку, то мы, подстраховываясь, заказываем меньшие партии продукции. В целом же, вопрос возврата просроченного товара – «интимное» дело производителя и розничной компании».

Респонденты сайта указали, что отношения между производителями и поставщиками, которых якобы заставляют забирать просроченный товар – тема, регулярно поднимаемая компаниями, у которых не получается стать поставщиком крупных ритейлеров.

«Как правило, проблему возврата обозначают те поставщики и производители, которые по той или иной причине не могут попасть к нам на полки, – считает господин Русанов. – Заставить заключить невыгодный договор в принципе нереально: документ подписывают обе стороны на добровольных условиях. К примеру, у нашей сети в России сотни поставщиков хлебной продукции, а условия работы не устраивают лишь единицы. Так, может быть, если не раскупают хлеб какой-то компании, покупателей не устраивают предложенные качество, ассортимент, цена или еще какие-то показатели? Ведь у некоторых производителей возврат достигает десяти процентов, у других же – меньше одного процента или возврата вовсе нет. Рынок, прежде всего, регулирует покупатель».

Эксперты считают, что плата за просроченный товар поставщиками и ритейлерами в равных частях приведет к сокращению возврата продукции. Однако не все ритейлеры поддерживают эту инициативу, указывая, что разбираться лучше в каждом конкретном случае, тем более, что хлебопеки преимущественно направляют черствый хлеб на переработку.

«Разумеется, должна быть солидарность, – уверен Илья Мительман. – Ведь если сеть не продала какое-то количество хлеба – это вина не хлебозавода. Магазин должен заказывать столько, сколько требуется. Тем более, что наша компания в любое время дня готова довезти горячий хлеб. Сейчас же хлебозавод не только несет все риски по продаже хлеба в сетях, но и дает ритейлерам дополнительные скидки на продукцию».

«Возможно, это и здравая идея, но если возврат товара не прописан в договоре, то в каждом случае разбираться следует по отдельности, – считает Владимир Русанов. – Например, прописать в договоре, когда отвечать должен поставщик, а когда ритейлер, и учитывать при этом, какую отпускную цену предлагает производитель, и вообще, на каких условиях идет работа».

«Когда компания считает, что ей невыгодно забирать просроченную продукцию обратно, то она может и не работать, – высказывается Андрей Грибанов. – В целом же делить расходы пополам считаю неправильным. Почему производитель должен отвечать за ошибку категорийного менеджера, неправильно составившего заявку? Или в чем виноват магазин, если производитель по каким-то причинам привез продукт не утром, как должен был, а во второй половине дня, не согласовав это с ритейлером? А бывает, что продукт не продан по форс-мажорным обстоятельствам, например, пошел сильный ливень, и в магазине просто не было покупателей. Может быть, лучше сделать так: кто виноват – тот и платит. Но если рассматривать ситуацию именно по хлебу, то грамотный производитель его не утилизирует, а перерабатывает в сухари, квас и другую продукцию».

«Если поделить расходы по утилизации продукции с истекшим сроком годности, это однозначно приведет к сокращению возврата, – уверен Илья Мительман. – Если менеджмент магазинов будет отвечать за возврат кошельком, то он начнет регулировать количество завезенного хлеба. Это проверено на практике работы со многими местными ритейлерами, с которыми, в отличие от федеральных, давно удалось договориться. А пока хлебопеки зажаты в тиски автозаказа, отрегулировать объем поставки невозможно: если компания не завезет заказанное количество, даже зная, что на следующий день придется забрать партию товара чуть ли не полностью, она будет оштрафована. Перспектив по улучшению экономики по хлебопроизводству не предвидится. Поэтому, так или иначе, но компромисс с ритейлерами искать нужно, иначе в хлебной отрасли наступит патовая ситуация».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления