На Южном Урале – очередной всплеск активности карточных мошенников. На сотовые телефоны жителей города приходят сообщения о том, что их карта якобы заблокирована банком. А когда обеспокоенные челябинцы звонят по указанному в СМС телефону и сообщают данные карты, их деньги утекают в карман мошенников. Только за последний месяц от действий злоумышленников пострадали сотни жителей региона. О том, как не стать жертвой мошенников, в пресс-центре «Комсомольской правды» на пресс-конференции рассказали представители банков и правоохранительных органов.
В последнее время на мобильные телефоны челябинцев злоумышленники массово рассылают сообщения о блокировке банковской карты, рассказывает прокурор Калининского района Челябинска Роман Самойлов. Адресатов мошенники выбирают случайным образом, надеясь попасть на держателя карты того или иного банка. «В таких СМС-сообщениях значится телефон, по которому советуют срочно перезвонить. Если жертва проглатывает наживку, ей дают якобы инструкцию по разблокировке карты. Фактически же мошенник проводит операции по переводу средств с пластика на номера мобильных телефонов», – объясняет популярный способ мошенничества Роман Самойлов. По такой схеме только в прошлом месяце мошенники обвели вокруг пальца около тридцати челябинцев, которые перевели им от одной тысячи до восьмисот тысяч рублей. Все обманутые граждане уже написали заявления в прокуратуру.
Заместителю начальника управления платежных средств Челябинвестбанка Дмитрию Гасенко известны и другие способы мошенничества с использованием платежных карт. По его словам, очень часто преступники звонят гражданам и, представляясь сотрудниками банка, просят назвать номер карты, трехзначный код на обратной стороне «пластика» и пин-код якобы для решения каких-то технических проблем. Получив необходимую информацию, злоумышленники проводят денежные операции через Интернет. «Мы регулярно регистрируем и попытки мошенничества с использованием банкомата. Самый просто способ – это так называемая «ливанская петля», когда преступники вставляют в катридер банкомата специально вырезанную из пластика петлю с целью задержать банковскую карту и подсмотреть пин-код. Обратно карта уже не выдается», – рассказывает Дмитрий Гасенко.
По его мнению, чаще всего на уловки телефонных мошенников попадаются владельцы зарплатных карт, держателями которых является большая часть жителей области. «В связи с этим ряд банков региона разослали предприятиям области, сотрудники которых являются участниками зарплатных проектов, информацию об участившихся случаях мошенничества с платежными картами и рекомендовали им провести разъяснительную работу по поводу происходящего», – говорит он.
«Телефонное мошенничество с пластиковыми картами сегодня очень распространено, – подтверждает заместитель управляющего филиала Банка УРАЛСИБ в Челябинске Алексей Горбушин. – СМС-сообщения, как правило, рассылаются с фактически «анонимной» подписью «Банк» или «Центральный Банк РФ», а в контактах указан только номер сотового телефона, реже – единый федеральный номер, который начинается на 8-800... Ни в коем случае не нужно реагировать на эти сообщения. Но если вы все-таки решили удостовериться, позвонили, и первый вопрос, который вам задали: «Карта какого банка у вас?» – это сразу же ясно свидетельствует о том, что вы имеете дело с мошенниками. Так или иначе, банки никогда не проводят «проверку» персональных данных держателей карт, тем более методом массовой СМС-рассылки».
По словам сотрудника отдела уголовного розыска Управления МВД России по Челябинской области Владимира Курочкина, после майских атак на держателей пластиковых карт в полицию города поступило 125 заявлений, однако фактически жертв, конечно, гораздо больше. «В результате проверки выяснилось, что лицами, совершившими данные правонарушения, являются заключенные, отбывающие срок в Кургане и Саратове. Поскольку во многих колониях уже разрешено использование мобильного телефона, это позволяет им совершать подобные преступления. К сожалению, большая часть таких преступлений остается нераскрытой и деньги пострадавшим не возвращаются», – добавляет он.
Как уточняет представитель уголовного розыска, вырученные средства заключенные тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг своих родственников и на подарки близким. А одному из заключенных путем СМС-мошенничества удалось заработать деньги, которых хватило бы на покупку коттеджа.
Дмитрий Гасенко напоминает: при малейшем подозрении на то, что деньги на карточном счету могут стать доступны мошенникам, необходимо сразу же обратиться с заявлением в офис своего банка или позвонить в колл-центр для приостановления всех операций по переводу денежных средств на счета мошенников.