Кредитные должники получат право отказаться от встреч и телефонных разговоров с назойливыми коллекторами. Для этого заемщикам достаточно будет направить профессиональным взыскателям уведомление заказным письмом. Кроме того, коллекторам запретят отправлять неплательщику СМС-сообщения чаще двух раз в день. Такие поправки к законопроекту «О потребительском кредите» подготовило Минэкономразвития. Коллекторы, заручившись поддержкой банков, выступают категорически против таких ограничений.
В соответствии с поправками к закону о потребительском кредитовании, подготовленными Минэкономразвития, заемщик имеет право отказаться от личного общения с коллекторами, уведомив об этом взыскателей заказным письмом. Поправки также запрещают коллекторам высылать нерадивым заемщикам СМС-сообщения чаще двух раз в день, а также ночью. Коллекторам, нарушившим данные требования, будет грозить штраф или приостановление деятельности на срок до 90 дней. В частности, за нарушение прав граждан предусмотрены санкции: должностные лица заплатят от пяти до 10 тысяч рублей, руководители коллекторских фирм – от 10 до 20 тысяч, организации – до 100 тысяч рублей.
«По сведениям Генпрокуратуры, выявляются факторы угрозы жизни и здоровью граждан, их запугивания, избиения, вторжения в жилище», – объясняется в пояснительной записке к законопроекту.
Такие предложения министерства незамедлительно раскритиковали в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). По мнению руководителей коллекторских агентств, предложенные поправки приведут к резкому ухудшению платежной дисциплины граждан, а запрет на ведение телефонных разговоров с должником фактически лишает коллекторов возможности досудебного урегулирования конфликта.
«Поправки Минэкономразвития касаются не только коллекторов, но и банков. Фактически, взяв кредит, заемщик может сразу же написать заявление о несогласии на непосредственное общение, не дожидаясь передачи долга коллекторам», – говорит президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Морозов.
На 1 июня 2013 года на исполнении у судебных приставов находилось 76 234 исполнительных производства о взыскании средств с южноуральцев в пользу кредитных организаций, что почти на 10% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общая сумма задолженности – 23 млрд рублей.
Источник: Федеральная служба судебных приставов по Челябинской области
Позицию представителя колелкторского рынка поддерживают и в Ассоциации российских банков, где также посчитали поправки к законопроекту недопустимыми и свою позицию выразили в письме к Министерству финансов. Как говорит заместитель директора департамента рисков УБРиР Семен Кочнев, нововведение несет риски для экономики страны, поскольку дает возможность недобросовестным заёмщикам законно уклониться от уплаты задолженности. «Большинство розничных банков сотрудничают с коллекторскими агентствами именно для досудебного взыскания задолженности. Основным инструментом коллекторов являются прямые телефонные переговоры с должником, выяснение сложившейся ситуации и убеждение заёмщика оплатить просроченную задолженность. Если поправки будут приняты, коллекторы не смогут даже элементарно удостовериться, кому они отправляют СМС и почтовые уведомления, ведь должник мог сменить и телефон, и место проживания. В таком случае эффективность сотрудничества банков с колелкторскими агентствами упадёт до нуля», – считает он и отмечает, что предлагаемые поправки являются дискриминационными по отношению к банкам, так как существенно увеличат их расходы на взыскание задолженностей.
По словам генерального директора Центра развития коллекторства Дмитрия Жданухина, телефонные разговоры сейчас практикуются только при работе с должниками, чья задолженность превышает одну тысячу рублей. В противном случае профессиональным взыскателям дешевле и проще отправлять СМС-сообщения либо обычные письма. «Такие поправки приведут к удорожанию кредитов, поскольку такой дешевый вариант воздействия на совесть человека, как телефонный звонок, будет запрещен», – объясняет эксперт. Кроме того, Дмитрий Жданухин уверен, что у должников могут возникнут проблемы с правильностью составления и отправки заказных писем.
Директор Уральского консалтингового агентства Макс Гусер сомневается в эффективности законопроекта. По его мнению, заказные письма от должников, безусловно, привнесут путаницу в работу коллекторов, однако и в этом можно найти свои плюсы.
«Банк просто станет передавать информацию по должнику не одному коллекторскому агентству, как сейчас, а, например, одновременно десяти организациям. И недобросовестный клиент банка обязан будет уведомить каждого коллектора о своем отказе от личного общения. Он просто устанет это делать и в конце концов оплатит свой долг», – резюмирует собеседник.
В Минэкономразвития отмечают, что в случае принятия поправок у коллекторов останется возможность информировать должников при помощи электронной связи, СМС-сообщений, писем или телеграмм. Все предложения заинтересованных сторон и профильных ведомств сейчас находятся на обсуждении в Минфине, который и вынесет свое окончательное заключение.