Минфин не поддержал идею освобождения индивидуальных предпринимателей-новичков от фискального бремени на два года. В финансовом ведомстве опасаются злоупотреблений со стороны индивидуалов – после окончания действия налоговых льгот ипэшник может зарегистрироваться заново и получить новые льготы. Однако идея стимулирования россиян к открытию бизнеса была омрачена еще до того, как Минфин озвучил свои опасения – чиновники пришли к выводу, что налоговые каникулы не будут распространяться на страховые взносы во внебюджетные фонды. Эксперты Chel.ru сомневаются, что эти меры реально облегчат жизнь начинающим предпринимателям.
Напомним, в середине июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам проработать идею с освобождением начинающих ипэшников от всех фискальных платежей и страховых взносов. На этой неделе Министерство экономического развития РФ направило в правительство РФ план о введении двухлетних налоговых каникул для новичков-индивидуалов – речь идет о полном обнулении налогов и страховых взносов. Таким образом минэкономразвития хочет стимулировать россиян к открытию собственного бизнеса и легализовать теневую занятость. По подсчетам специалистов ведомства, введение налоговых каникул позволило бы привлечь в бизнес до двух миллионов человек, и прежде всего тех ипэшников, которые закрылись после двукратного повышения страховых взносов.
В министерстве экономического развития по Челябинской области воздержались от комментариев на эту тему, сославшись на то, что поправки о введении налоговых каникул еще не приняты.
Предполагается, что индивидуальные предприниматели, как и прежде, смогут сами выбирать себе налоговый режим: общую систему налогообложения, упрощенную, патент и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). И уже в рамках этого режима освобождаться от причитающегося к уплате налога. По мнению экспертов, послабления будут в первую очередь направлены на тех, кто намерен работать на «упрощенке», но вряд ли коснутся выбирающих общую систему налогообложения (НДС плюс НДФЛ), а также работающих по патенту. Напомним, упрощенная система налогообложения подразумевает либо налог в размере шести процентов с доходов, либо 15-процентный налог с разницы между доходами и расходами предпринимателя. «Именно эта категория предпринимателей реально представляет собой малый бизнес, требующий господдержки, – говорит управляющая консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольга Попова. – Предполагается, что бизнесмен, выбирающий общую систему налогообложения с уплатой НДС и НДФЛ, является уже далеко не стартапером, и поддерживать его нет необходимости. А предприниматели на патенте платят фиксированную ставку, при этом добровольно выбирают эту систему, поэтому им льготы тоже ни к чему».
По подсчетам Ольги Поповой, за два года начинающий предприниматель может сэкономить от 118 до 194 тысяч рублей. «И ему, конечно, это пойдет на пользу. Например, кредитов придется меньше брать, – отмечает эксперт. – Любые послабления в налоговом бремени – это всегда плюс. К слову, на Западе давно уже принято на определенный период (обычно первые два-три года) освобождать начинающего предпринимателя от налогов. Ведь человек обеспечивает свою занятость и создает рабочие места, не нагружая этими вопросами государство».
Планировалось, что новые правила вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако в минувший вторник, 6 августа, Минфин заблокировал прохождение документа, призвав довести идею до ума. «В целом идея правильная, но в тексте есть «дырка», – цитирует РБК daily члена экспертного совета при правительстве Александра Починка. – Люди могут начать регистрировать уже существующий бизнес как новый, и тогда вместо стимулирующей меры мы получим массовый уход от уплаты налогов. Идею нужно поддержать, но сейчас обсуждается, как ее доработать». Впрочем, еще до этого призыва Минфин и Минтруда выступили против обнуления пенсионных, медицинских и социальных страховых взносов, которые, собственно, и являются самой серьезной нагрузкой для ипэшников.
«Законодательством устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и размер уплаченных страховых взносов определяет объем прав застрахованных лиц, – пояснила «РГ» директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова. – В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель будет лишен права на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного страхования».
Если налоговые каникулы в таком усеченном варианте и облегчат жизнь начинающим индивидуалам, то незначительно, считает председатель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. «Налоги – это не самое страшное, «вмененка» и «упрощенка» требуют не таких уж больших отчислений, – говорит она. – Душат-то как раз огромные страховые взносы, 35 процентов – это чересчур. Вообще нужны пакетные меры поддержки, включая нормальный европейский процент на льготное кредитование, пусть не четыре процента, но хотя бы не выше десяти. А если ничего не делать, то малого бизнеса скоро вообще не будет, люди пачками уходят». Правительственные эксперименты над малым бизнесом, как отмечает г-жа Плещева, не дают поводов для оптимизма, поэтому она не возлагает больших надежд на реальные улучшения.
Эскперты Chel.ru считают опасения Минфина по поводу злоупотреблений со стороны действующих ипэшников небезосновательными, но законодатель мог бы подстраховаться введением соответствующих запретов путем нормативного регулирования. «Для всех очевидно, что подобные злоупотребления вполне возможны, поэтому ограничения будут прописаны, – уверена Ольга Попова. – Например, будет указано, что льготой не может воспользоваться лицо, намеренное стать ИП, которые ранее уже было зарегистрировано в качестве ИП и прекратило свою деятельность, скажем, в течение менее чем двух лет до даты вступления закона в силу».
Уполномоченный по правам предпринимателей от ЧРО «Опора России», генеральный директор ООО «Юридическое бюро «ПокровЪ» Татьяна Еремеева считает, что таких «продвинутых» предпринимателей будет немного, от одного до семи процентов от общего числа. «Потому что ликвидация фирм – это тоже затраты», – поясняет эксперт. При этом г-жа Еремеева не исключает, что государство резко усилит контроль за ИП по окончании налоговых каникул. «И мне пока не ясно, как будет отрегулирован вопрос о соотношении каникул с проверками, и останется ли обязанность ведения бухгалтерской отчетности в этот период», – отмечает она.