За два месяца, прошедших после объявления экономической амнистии, возможностью выйти на свободу в Челябинской области воспользовалось семь человек. Под ее действие на территории области подпадает около 70 человек. По мнению южноуральского бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, их может быть больше, если дела осужденных по ст. 159 УК РФ переквалифицируют на те части статьи, которые попадают под эту законодательную меру. Эксперты считают, что небольшое число амнистированных говорит о неэффективности самого механизма, особенно в условиях высокой коррумпированности правоохранительных органов.
По данным аппарата бизнес-омбудсмена, на конец августа в Челябинской области амнистировано семь человек по статьям: 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования», 171 «Незаконное предпринимательство» и 199.1 «Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов» УК РФ. Количество лиц, предположительно подпадающих под действие амнистии на территории Челябинской области, – 68 человек. Эти данные подтвердили и в пресс-службе ГУФСИН по Челябинской области
По данным Центра правовых и экономических исследований, в нашей стране к уголовной ответственности привлекался каждый шестой бизнесмен (15,2% от общего числа субъектов экономической деятельности за период с 2000 по 2010 год). Всего же, по экспертным оценкам, число находящихся за решеткой предпринимателей превысило 100 тысяч человек.
Как сообщал сайт Сhel.ru, 2 июля Госдума объявила экономическую амнистию. По предварительным подсчетам, амнистия должна была подарить свободу по меньшей мере нескольким тысячам осужденных предпринимателей. К настоящему времени из учреждений уголовно-исполнительной системы освобождено 118 человек, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и 21 человек, отбывающий наказание в исправительных учреждениях.
По мнению южноуральского бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, для того, чтобы амнистированных стало больше, необходимо уделить внимание вопросам переквалификации.
Дело в том, что в амнистию вошли только два состава статьи 159-й (а не вся статья целиком, как предлагалось в ходе формирования законопроекта), но эти составы вступили в силу только с 1 января 2013 года, а основная часть предпринимателей осуждена по основному составу ст. 159 УК РФ (мошенничество). Соответственно, возможна переквалификация дел в суде со ст. 159 УК РФ на 159.1 УК РФ и 159.4 «Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности» УК РФ и в последующем попадание под амнистию.
Обращаться по вопросам применения амнистии, в том числе по переквалификации, можно в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в Челябинской области, по адресу: пл. Революции, 4, оф. 200, тел.: 8 (351) 737-04-00.
«Сейчас все вопросы, связанные с нарушением прав предпринимателей в процессе амнистии, держатся на особом контроле. Наш аппарат работает в тесном взаимодействии с областными прокуратурой, ГУФСИН России, Следственным управлением СК, ГУ МВД России, и мы готовы разъяснять юридические аспекты процедуры амнистии, оказывать помощь в переквалификации уголовных дел, если такая потребуется», – заявил Александр Гончаров.
Как пояснили в пресс-службе областного суда, в основном вопросами амнистии занимаются исправительные учреждения и следственные изоляторы, органы дознания и органы предварительного следствия в зависимости от того, на какой стадии разбирательства находится уголовное дело. Суд рассматривает возможность применить амнистию в случае, если дело еще не рассмотрено, либо приговор был отсрочен, а также дела в отношении условно осужденных.
Для применения амнистии обязательно исполнение обязательств по возврату имущества и (или) возмещение убытков потерпевшим. Под амнистию не подпадают люди, совершившие преступления, предусмотренные статьями УК РФ, перечисленными в постановлении об амнистии, в совокупности с другими преступлениями, ранее осуждавшиеся за умышленные преступления и вновь осужденные за умышленные преступления, ранее освобождавшиеся от наказания в порядке помилования или по амнистии.
По мнению экспертов, экономическая амнистия не повлияет на бизнес-климат в стране, который в последнее время лишь ухудшается. Уполномоченный по правам предпринимателей от ЧРО «Опора России», генеральный директор ООО «Юридическое бюро «ПокровЪ» Татьяна Еремеева указывает на высокий уровень коррумпированности в силовых структурах. «Из-за этого воспользуются амнистией далеко не все, кто имеет на это право», – говорит Татьяна Еремеева.
По словам управляющего партнера юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольги Гольцевой, амнистию нельзя назвать эффективной из-за того, что это лишь точечная мера. «Лишь незначительное количество осужденных предпринимателей могут ею воспользоваться. Насколько я понимаю, большинство из тех, кто может возместить нанесенный неуплатой налогов ущерб, делают это еще до возбуждения уголовного дела. Вообще же сейчас государство в очередной раз ужесточает налоговую политику в отношении бизнеса, и множество предпринимателей уходит в тень, предпочитая вообще не иметь никаких взаимоотношений с налоговыми органами», – говорит юрист.
По словам Татьяны Еремеевой, хотя и нельзя говорить о том, что в местах лишения свободы находятся невинно осужденные предприниматели, зачастую правонарушение совершается непреднамеренно из-за того, что бизнесмен неверно просчитал свои риски. «У нас была такая история, когда женщину-предпринимательницу привлекли к уголовной ответственности за то, что во время кризиса она не смогла делать выплаты по взятым кредитам. В итоге ей пришлось провести год в колонии-поселении. А теперь еще один банк пытается завести на нее уголовное дело. Это как раз те случаи, когда предпринимательский риск находится на грани правонарушения», – рассказывает Татьяна Еремеева.
«Отношения государства и бизнеса больше всего напоминают охоту. Когда государство расставляет ловушки, чтобы поймать бизнес, а тот старается от них ускользнуть. Поэтому не стоит рассчитывать, что экономическая амнистия как-то изменит общий бизнес-климат», – резюмирует Ольга Гольцева.