Инфляцию, кредит в банке и угрозу увольнения не стоит приводить в качестве аргументов в разговоре о повышении зарплаты, выяснили аналитики РБК. В топ-7 неуместных приемов сотрудников попало повышение квалификации, сравнение с зарплатами коллег и увеличившийся объем работы. Эксперты ChelFin.ru с частью пунктов не согласны: именно возросшая польза для компании от работы специалиста может стать решающим аргументом для работодателя.
Ежегодная индексация зарплат в большей степени характерна для бюджетных организаций, а также для крупных российских или иностранных компаний. «Чаще всего увеличение зарплаты сотрудникам производится при росте инфляции, а также для удержания персонала», – комментирует руководитель кадрового агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. По ее мнению, большинство компаний четко понимает, что если уровень заработной платы на предприятии будет ниже общерыночного, то это лишит компанию квалифицированных сотрудников. Однако случается, что, заявив о грядущей индексации, руководство в силу определенных экономических неурядиц вынуждено этот процесс замораживать. «Такие случаи в Челябинске нередки», – говорит Людмила Соколова.
Чаще всего солидные компании планируют повышение зарплат сотрудникам в определенное время, например, раз в год. Одна из крупных организаций города, чей состав превышает 500 человек, проводит индексацию зарплат сотрудников в два этапа в зависимости от категории работников: в первую половину года – начисляет прибавку топ-менеджерам, во втором полугодии – рядовым сотрудникам. «Помимо этого случается, что непосредственный руководитель подразделения, хочет поощрить определенного сотрудника за особые заслуги», – комментирует эксперт HR-службы компании. Иногда молодые и амбициозные сотрудники прибегают к шантажу: либо я увольняюсь, либо компания поднимает зарплату. Эксперты уверены, что шантаж очень редко дает результат, если он не подкреплен весомыми аргументами. «Реакция на подобные заявления у разных руководителей сильно отличается», – комментирует Людмила Соколова, добавляя, что, по ее мнению, с сотрудниками-шантажистами надо расставаться.
Топ-7 неуместных аргументов в разговоре о повышении зарплаты по версии РБК: кредит в банке, который сложно обслуживать, инфляция, повышение квалификации сотрудника; сравнение с зарплатами коллег, продолжительный стаж работы, угроза увольнения, предложение о работе от конкурентов, вырос объем выполняемой работы.
Директор Челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Андрей Ершов, напротив, уверен, что шантаж может стать весьма полезной формой разговора. «Возможно для работника такой ультиматум – это единственная возможность ускорить процесс доведения информации. Вполне вероятно, что ценный и эффективный сотрудник уже «простучал» несколько дверей и не получил результата. Тогда неправильный с точки зрения психологии прием становится единственным вариантом достижения цели», – поясняет Андрей Ершов, добавляя, что хуже, когда с ультиматумом выступает заведомо слабый и неэффективный сотрудник с признаками скандалиста. Эксперт подтвердил, что компания ОАО «ВымпелКом» тоже индексирует заработную плату всем сотрудникам раз год. Параллельно возможные точечные поднятия оплаты труда для особенно эффективных работников.
«Точечное повышение может быть инициировано, как непосредственным руководителем, так и самим работником. Если работник для нас действительно важен и мы по зарплате проигрываем конкурентам, то почему бы не поднять зарплату или не выписать премию? Подобные повышения в нашей компании проходят практически еженедельно», – рассказывает Андрей Ершов. По его словам, когда сотрудник подходит со словами, что он при желании может найти аналогичную позицию с большим заработком, это сигнал. Это говорит о том, что он не хочет уходить, но недоволен нынешней зарплатой. «Иногда работник действительно «недоплаченный». Тогда мы можем либо поощрить его премиально, либо поднять окладную часть», – говорит эксперт. Андрй Ершов уверен, что в просьбах самих сотрудников нет ничего зазорного, но только если работник действительно заслуживает повышения зарплаты. Кстати, не так давно центр исследований рекрутинговой компании выяснил, что большинство российский работников привыкли сами просить прибавку к зарплате, не дожидаясь инициативы со стороны начальника или компании. Треть из них желаемого не добиваются, поскольку либо еще не успели себя проявить на новом месте, либо денег лишних в компании нет. Чуть меньше половины россиян считают, что просить прибавку вообще недостойно и некрасиво.
Чем точно не стоит апеллировать в разговоре с начальником, так это кредитами и пополнением в семье. По мнению руководителя отдела персонала ГК Rugion Елены Фаизовой, кредитная нагрузка – это личные проблемы человека. «Когда человек что-то планирует – купить машину в кредит, родить второго ребенка – он анализирует свой бюджет и оценивает финансовые возможности. В этом случае по меньше мере наивно рассчитывать, что наличие ипотеки повлияет на решение руководителя», – говорит Елена Фаизова. С ней солидарен Андрей Ершов, добавляя, что работники такие аргументы приводят довольно часто. «Однажды у нас состоялся разговор с одним из сотрудников. Он жаловался, что ему стало сложно платить кредит за новый «Мерседес», и просил поднять зарплату. Довольно странная просьба, учитывая, что кредит – это выбор человека, а не компании», – рассказывает Андрей Ершов. По его словам, личные мотивы сотрудников тоже могут найти отклик у руководства. К примеру, болезнь близких родственников, срочная операция. Правда, тогда компания помогает либо единовременно премией, либо пытается собрать средства среди сотрудников.
Руководители челябинских предприятий и кадровики сошлись во мнении – весомым аргументом для повышения зарплаты может быть быть только увеличившийся объем работы, приобретение новых навыков и повышение квалификации сотрудников. «Работник закончил курсы, изучил какие-то специальные программы, набрался ценного опыта – соответственно, он может решать более сложные задачи, а значит, и претендовать на большую зарплату», – поясняет Елена Фаизова. Безусловно, есть уникальные, узкоспециализированные профессии на рынке. Их зарплата будет зависеть от того, что предлагает рынок и какие он диктует правила, поясняют эксперты. Для этой же категории сотрудников аргументом может стать продолжительность стажа, почему-то занявшая в антирейтинге РБК пятое место. По мнению Людмилы Соколовой, солидный стаж узкоспециализированных сотрудников говорит о высоком профессионализме, тогда как долгая работа на других позициях может вызывать закостенение, однобокость мышления, что не приветствуется работодателями.
Итак, самым весомым аргументом для работодателей является эффективность его работы и польза, которую он приносит своей компании. Поэтому прежде чем идти к начальнику, лучше подготовиться – растущая инфляция и наличие пяти кредитов не поможет. Как рекомендует Людмила Соколова, лучше выходить на персональные переговоры именно с тем руководителем, который принимает решение. «Сформулируйте результаты своей работы, покажите эффект, который она дает для развития компании. А затем задайте резонный вопрос: «Будет ли то качество и объем выполняемой мной работы оценен дополнительно?» – советует кадровик.