Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступил с инициативой запретить работу магазинов и развлекательных заведений на первых этажах жилых домов. Это будет происходить в случае, если бизнес нарушит покой граждан. По задумке чиновника, для закрытия бизнеса будет достаточно двух предписаний, вынесенных на основе жалоб граждан и проверок Роспотребнадзора. Как относятся к инициативе представители бизнеса – читайте в статье на Chel.ru.
Выступая на одной из пресс-конференций, Геннадий Онищенко озвучил предложение запретить работу магазинов и развлекательных заведений на первых этажах жилых домов. По мнению руководителя Роспотребнадзора, деятельность торговых точек и ночных клубов приводит к распространению грызунов и повышению уровня шума. В результате от стрит-ритейла жители домов испытывают дискомфорт. Геннадий Онищенко предлагает вызывать специалистов Роспотребнадзора для осуществления замеров уровня шумности, независимо от времени суток. Магазины и прочие бизнес-объекты, нарушающие покой граждан, получат предписания, а в случае повторения инцидентов им грозит закрытие.
Эксперты Chel.ru считают, что при разработке законопроекта ведомству важно четко прописать критерии, иначе бизнес может столкнуться с активизацией случаев потребительского экстремизма.
«При создании магазина в жилом доме предприниматель обязан сделать соответствующую звукоизоляцию, даже если это ведет к удорожанию проекта, – жильцы не должны страдать от недобросовестных бизнесменов, – считает председатель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. – Поэтому в предложении Геннадия Онищенко пока не вижу ничего плохого». Госпожа Плещева указала, что размещение ресторанов, кафе и магазинов на первых этажах жилых домов – это мировая практика, около 90 процентов малого и среднего бизнеса России работают именно в таких помещениях.
«Думаю, правила должны быть одинаковыми для всей России, – продолжает она. – Но очень важно, чтобы при разработке законопроекта все эти правила были четко прописаны: допустимый уровень шума в децибелах, процедура предупреждения предпринимателя о недопустимости нарушения, сроки на устранение недостатков. Четкость закона даст возможность предпринимателям при необходимости защищаться в суде от неадекватных жителей, что тоже встречается».
«Непонятен критерий оценки шумности, – рассуждает коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Например, к нашей компании были претензии от жильцов на работу вентиляции и холодильного оборудования – от них круглосуточно в помещении стоит некий фон. На другие магазины жильцы жалуются из-за шумных покупателей алкоголя. Шум разный, но в обоих случаях к нему есть претензии. Допустим, Роспотребнадзор приедет по жалобе замерять шум – а компании, из-за которой возникла проблема, там уже нет. Но даже если шум и будет выявлен, бизнесмен имеет право провести свою экспертизу, которая может пройти при иных обстоятельствах и не показать превышения по шумности. То есть если брать за основу только шум, то оценка будет неэффективна из-за субъективности мнений. Получается, что необходимо разработать критерии оценки торгового помещения, четко прописать, какой именно бизнес нельзя размещать в жилых домах и почему».
По мнению представителей бизнеса, эта инициатива может вызвать шквал случаев потребительского экстремизма и привести к закрытию значительной части бизнес-проектов.
«Запрет на размещение продуктовых магазинов и ночных клубов в жилых домах всколыхнет и без того активный потребительский экстремизм», – комментирует генеральный директор центра гостеприимства «Европа» Артур Андреев. По его словам, ЦГ «Европа» из года в год сталкивается с таким явлением по многим объектам, находящимся в жилых домах.
«У нас вымогают деньги разными способами – мы застекляем балконы, меняем окна в квартирах жильцов, благоустраиваем придворовую территорию, которая к нам не относится, и при этом абсолютно не защищены от новых жалоб жильцов. А доказать, что мы на самом деле им не мешаем, далеко не всегда получается», – делится Артур Андреев. Этот процесс, по его словам, в последние годы набирает обороты, и многие жители рассматривают потребительский экстремизм как дополнительный вид дохода. «Разумеется, кому-то действительно может мешать шум, но везде должны быть разумные пределы. Бизнес тоже должен быть защищен от недобросовестных жильцов, которые заваливают жалобами профильные инстанции», – считает эксперт.
«Есть, конечно, такой вариант – закрыть в России все заведения общепита, магазины, расположенные в жилых домах (а других вариантов в наших плотно застроенных городах практически нет), – продолжает Артур Андреев. – но кто тогда будет пополнять казну, создавать рабочие места, где будут есть люди, где они будут покупать продукты? И еще: если оглянуться на зарубежные страны, то там большинство малого и среднего бизнеса спокойно работает на первых этажах домов. В России же это возможно только с очень большими проблемами».
В целом респонденты сайта сомневаются, что инициатива главного санитарного врача будет принята как закон. При этом указывают, что если документ окажется четким и разумным, то бизнес будет его исполнять.
«Считаю, что инициатива Онищенко до закона не дойдет, – продолжает Андрей Грибанов. – Думаю, все понимают, что оценка по шумности слишком оторвана от реальности. Правильнее будет избавляться от колоссального количества торговых предприятий различной сферы деятельности, работающих в неприспособленных по разным параметрам помещениях. То есть не стоит придумывать новые законы, достаточно исполнять те, что уже существуют».
«Если правила будут четкими и выполнимыми, бизнес их примет, – считает Ирина Плещева. – Ведь все разумные ограничения от государства предприниматели выполняют. Если же закон будет абсурдным, то это грозит массовым неповиновением».