Жители Челябинской области все чаще жалуются на сотовые компании, которые, по мнению абонентов, незаконно списывают деньги с мобильных счетов. Управление Роспотребнадзора по Челябинской области заявляет, что действия компаний правомерны: пользователи сами подключают платные дополнительные услуги.
Жалобы южноуральцев на платные контент-услуги в последнее время участились. В большинстве случаев абоненты не замечают активированных услуг и продолжают долгое время за них платить, при этом не пользуясь ими. Заметив, что деньги списывают без их согласия, пользователи активно проявляют недовольство. Челябинский Роспотребнадзор изучил накопившиеся обращения местных жителей и пришел к выводу, что абоненты сами виноваты в своих бедах.
«Потребители услуг не всегда внимательно читают условия заключенного договора с оператором связи, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Наталья Кирсанова. – А там, как правило, указывается, что абонент может подключить дополнительные платные услуги самостоятельно через короткие сервисные номера оператора связи. Это музыкальные файлы, игры, картинки, текстовая информация и другие контент-услуги».
Действия, которые выражают волю человека не в устной или письменной форме, а в форме поведения, по которому можно сделать вывод о его намерениях, называют в нормативных документах конклюдентными действиями. Конклюдентные действия предусматриваются в «Правилах оказания услуг подвижной связи» и позволяют подключать дополнительные услуги через SMS-сообщение, случайно или специально отправленное абонентом, и через USSD-запрос с клавиатуры сотового телефона.
В некоторых случаях конклюдентным действием может являться бездействие. По принципу «молчание – знак согласия» уже навязывали свои услуги некоторые компании. Например, абонентам присылали сообщения о том, что опция «Гудок» подключена на их номер. Следующие SMS поясняли, что услуга подключена бесплатно на 30 дней. После месяца пользования многие люди забывали о том, что опция стала платной и ежедневно «забирает» деньги.
Так как дополнительные платные контент-услуги по закону могут подключаться без устного или письменного согласия пользователя, Роспотребнадзор рекомендует абонентам следовать нескольким советам. «Прежде чем набрать короткий номер на сотовом телефоне, узнайте его назначение у оператора связи, – поясняет Наталья Кирсанова. – Будьте внимательны, регулярно проверяйте состояние лицевого счета и при наличии в нем каких-либо странных услуг обращайтесь к оператору связи с письменными требованиями».
Операторы связи дают свои советы, чтобы пользователи могли избежать неприятных ситуаций. «Компания Tele2 не занимается подключением платных услуг абонентам без их ведома, – говорит старший специалист по связям с общественностью «Tele2 Челябинск» Екатерина Жесик. – Во избежание случаев потери денежных средств мы просим наших абонентов соблюдать следующие меры предосторожности: не передавать личный мобильный телефон третьим лицам и с осторожностью относиться к звонкам/отправке SMS на незнакомые номера и непроверенные интернет-ресурсы».
В компании «ВымпелКом» абонентам рекомендуют внимательно подходить к выбору тех услуг, которые предлагает контент-провайдер. Директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Ершов рассказал, что они проводят профилактические меры по защите абонентов от спама. «Сегодня мы сами стараемся уберечь наших абонентов от списания денег с их счета за некорректно предоставленные контент-услуги. Даже если абонент получил услугу, но она была оказана с нарушением требований оператора, контент-провайдеру не выплачивается вознаграждение, а абоненту возвращаются деньги на счет».
«Среди контент-провайдеров встречаются недобросовестные компании, которые могут обманным путем вынуждать абонентов отправлять SMS и MMS-сообщения, тем самым оформляя подписки на платные услуги, – говорит пресс-секретарь «МТС Урал» Елена Колычева. – У абонентов МТС есть возможность запретить отправку и прием всех платных SMS/MMS с коротких номеров, а также звонки на платные короткие номера. Для этого достаточно подключить бесплатную услугу «Запрет контента», обратившись в контактный центр».
Подобные опции, позволяющие ограничивать или контролировать доступ к сервисам на коротких номерах, есть практически у всех провайдеров. Управлять услугами любой абонент может с помощью сервиса «Мои подписки» в «Личном кабинете» или USSD-команд и SMS-сообщений. Комбинации символов, позволяющие отключить ненужные услуги, обычно можно найти на сайтах операторов связи.