В Челябинске заново определены территории, где запрещено торговать спиртным – «безалкогольные» дистанции варьируются от 15 до 30 метров в зависимости от типа объекта и наличия обособленной территории. Расчистка этих зон от торговых точек будет очень незначительной, обещают в мэрии. Как новый порядок повлияет на крупных игроков алкогольного рынка, и что ждет нестационарную розницу в Челябинске – читайте в материале Chel.ru.
Мэрия Челябинска определила городские зоны, свободные от продажи спиртного. Постановление №214-п от 06.09.2013 года «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» опубликовано на сайте администрации Челябинска. Согласно этому документу, «безалкогольные» дистанции варьируются от 15 до 30 метров – в зависимости от типа объекта и обособленной территории.
По федеральному закону розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, к оптовым и розничным рынкам, вокзалам и аэропортам, местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности.
Отметим, что ранее в области уже были введены запреты на продажу алкоголя вблизи объектов социальной сферы. В Челябинске и Магнитогорске расстояние от торговой точки, продающей алкоголь, до любой школы или вокзала должно было составлять не менее 80 метров. При этом замеры осуществлялись по пешеходным дорожкам и переходам.
Напомним, в конце декабря прошлого года федеральное правительство постановило: органы местного самоуправления в каждом регионе должны определить, где можно продавать алкоголь, а где нет. Что считать прилегающей территорией, должны были решать сами муниципалитеты. Затем органы местной власти обязаны нанести эти данные на карты-схемы и выложить на своих сайтах. На работу властям отводили срок до первого марта, но, как выяснилось, времени понадобилось куда больше. Сейчас приложение к документу содержит 423 схемы с соответствующей информацией, и это еще не полный перечень объектов.
Новый режим уже вступил в силу, но работа над «алкокартой» Челябинска продолжается. Как уточнил в беседе с корреспондентом Chel.ru начальник городского управления по торговле и услугам Сергей Березуев, в итоге схем будет представлено больше. «Полностью дорисуем месяца через полтора-два, – сказал он. – А задержка связана с тем, что объекты на нашей городской карте были отражены не совсем точно, то есть где-то были указаны объекты с ограждениями, а на деле оказывалось иначе. К тому же на карте не было тех, что появились недавно – например, стоматологических кабинетов. Мы были вынуждены выходить и отсчитывать эти метры».
Эксперты Chel.ru не видят какого-то большого смысла в этих изысканиях – крупные игроки алкорынка останутся на своих местах, да и малого бизнеса это вряд ли коснется. По мнению главы комитета по промышленной политике совета ЧРО «Опора России» Дениса Константинова, практически все нестационарные объекты розничной торговли в Челябинске уже свернули продажу алкоголя, а относительно крупных торговых зданий все границы уже семь раз отмеряны. «Более правильным и простым решением было бы оставить существующие требования, но дать предпринимателям право заявляться на уменьшение метров в индивидуальном порядке, – считает Константинов. – А все эти чертежи, планы – имитация работы. Можно для полного счастья еще топографическую карту нарисовать с GPS-координатами, потратить на это время, силы и деньги».
По мнению руководителя НП «Профсоюз представителей малого и среднего бизнеса Челябинска» Ирины Плещевой, «вилка» свободных от алкоголя зон от 15 до 30 метров играет на руку крупному ритейлу. «Потому что практически везде рядом с сетевыми магазинами, а то и в одном здании находятся поликлиники, образовательные учреждения и так далее», – говорит эксперт. Впрочем, как уточняет Плещева, государство настолько увлеклось ограничениями, что уже не так важно, кого из игроков рынка защищает та или иная правительственная инициатива. «Хоть кого-то защищает, и это уже хорошо», – говорит она.
Между тем, как пояснили в мэрии, границы от 15 до 30 метров практически не отличаются от тех, что определялись, исходя от прежнего минимума в 80 метров. Потому что используются разные методики замера – если раньше замеры осуществлялись по пешеходным дорожкам и переходам, то сейчас «безалкогольные» метры отсчитываются, исходя из наличия/отсутствия ограждений. «Расчистка будет незначительной, уйдут максимум пять процентов от общего числа предприятий по розничной продаже алкоголя, – отметил Сергей Березуев. – Кстати, в эти зоны попали и некоторые сетевые магазины. Мы старались сохранить прежний баланс, но всех удовлетворить невозможно».
Независимый эксперт Дмитрий Соколов считает, что крупные торговые сети ничего не потеряют, если какие-то из магазинов окажутся в этих «зонах риска». «Просто поставки алкоголя в эти точки прекратят, произойдет некоторое перераспределение товарных потоков и покупательской аудитории, – говорит он. – Думаю, не будет никаких потрясений, рано или поздно государство наведет на этом рынке порядок. Да, это приведет к сокращению количества игроков, но так будет проще контролировать рынок».
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА