Питерская компания Food Retail Group планирует открыть в Челябинске до 2019 года собственный развлекательный центр Maza Park. В строительство и запуск центра площадью около 15000 кв. м компания готова инвестировать примерно $10-12 млн. Особенность формата в том, что посетитель платит фиксированную цену за входной билет и пользуется любыми услугами развлекательного центра. Как эксперты оценивают возможности выхода нового игрока на развлекательный рынок города – в статье на Chel.ru.
О том, что компания Food Retail Group планирует построить в 2013-2019 годах в разных городах России 20 развлекательных центров Maza Park, заявил генеральный директор сети развлекательных центров Антон Сигаев в Петербурге, сообщают «Ведомости». Помимо Санкт-Петербурга открыть развлекательные центры планируется в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе и Казани. Когда именно такой РЦ появится в Челябинске, на момент написания материала выяснить не удалось. «Среди ближайших проектов – открытие развлекательных центров в Москве и Петербурге», – уточнил управляющий директор Maza Park Павел Тимец.
Средний объем инвестиций в открытие одного развлекательного центра площадью около 15 000 кв. м составляет $10-12 млн, сообщил Антон Сигаев. Таким образом, инвестиции в запуск 20 центров могут составить около $200-240 млн. Предполагается, что соотношение собственных (Food Retail Group) и заемных средств в открытие центров составит 20 на 80 процентов соответственно.
Среди услуг Maza Park – боулинг, бильярд, роллердром, более 100 игровых автоматов, кинотеатр, ночные клубы, бары, дартс, Q-ZAR, родео, настольный теннис и другие развлечения. Особенностью формата является то, что посетитель платит фиксированную цену за входной билет и пользуется любыми услугами развлекательного центра.
Чтобы РК приобрел в Челябинске популярность, построить его нужно в месте с недостаточно развитым сегментом развлечений и хорошей платежеспособностью населения, считают эксперты Chel.ru. Причем к подбору участка под строительство следует приступить как можно скорее.
«При строительстве развлекательных комплексов, тем более если речь идет о 15 000 квадратных метров, важно подобрать хорошее место, – комментирует генеральный директор компании «IBC-недвижимость» Станислав Ахмедзянов. – Значит, сложности возникнут при подборе земельного участка под строительство. Что касается аренды, то арендовать в подобных масштабах сейчас нечего и не у кого».
«На словах можно заявить хоть 50 таких парков развлечений до 2019 года, но важно понимать, что процесс подбора площадок под подобные проекты очень сложный, – комментирует генеральный директор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский. – Если строить развлекательный центр такой площади в Челябинске, то делать это, однозначно, нужно на северо-западе города – в том районе сегмент развлечений еще не достаточно освоен». Арендовать же нужную площадку в существующем ТРК города на сегодня невозможно, соглашается эксперт. «Таких больших площадей просто нет, – продолжает Александр Одольский. – А если учесть, что период строительства торгового центра в среднем три года – год на проектирование, два года на строительство – то нужно заложить эти площади где-то уже сейчас или ближайшие года два. Иначе в обозначенные в том числе и для нашего города сроки не уложиться».
«Компания заявляет о столь грандиозных планах спустя лишь пару месяцев с начала работы первого развлекательного центра, – комментирует директор сети кинотеатров «Киномакс» в Челябинске Илья Козак. – Возможно, проект хорошо стартовал. Но чтобы он стал успешным и в Челябинске, важно подобрать хорошее место».
«Заявленный развлекательный комплекс следует построить в жилом массиве, возможно, на пересечении районов, – продолжает Станислав Ахмедзянов. – Если речь идет о самом платежеспособном населении, то это Калининский и Курчатовский районы, а в центре Челябинска строить и бесполезно, и негде. Если Food Retail Group готова платить адекватные деньги, под них с удовольствием построили бы местные инвесторы при условии подписания долгосрочного договора аренды лет на 15. Это возможно, и в таком случае 20 процентов собственных средств – вполне адекватная сумма. Если же компания намерена строить самостоятельно, то 20 процентов собственных средств явно не хватит». По словам господина Ахмедзянова, 10-15 процентов от стоимости проекта – это только цена земли, плюс два-три процента нужно на проектирование, еще 20 процентов – на начало строительства. «Столько компании придется вложить в проект, чтобы получить финансирование в банке, – пояснил он. – Ведь не секрет, что банки не дают кредиты под арендованную землю».
Первый развлекательный центр Maza Park компания Food Retail Group открыла в конце августа 2013 года в ТРК «Континент» в Санкт-Петербурге. До этого компания специализировалась на развитии собственных сетей ресторанов «Две палочки», «Марчелли’s», «Длинный хвост» и других.
Эксперты сайта сомневаются, что есть смысл строить развлекательные комплексы во всех обозначенных компанией Food Retail Group городах. «В Екатеринбурге заявили о строительстве крытого парка наподобие «Диснейленда» площадью более 40 тысяч квадратных метров, – поясняет господин Одольский. – Площадку под его строительство инвесторы нашли с огромным трудом, на что потребовалось пять лет. И когда этот «Диснейленд» запустят, сомневаюсь, что в городе ближайшие несколько откроется нечто подобное. Поэтому, как минимум, Екатеринбург можно исключить из списка».
При выходе на челябинский рынок компании важно обратиться за помощью к местным брокерским компаниям, что позволит сократить издержки, считают эксперты.
«Компании, работающие на заемные средства, любят экономить на расходах, – рассуждает Станислав Ахмедзянов. – Например, заходят в регионы, не прибегая к услугам местных консалтинговых и брокерских агентов и работая исключительно с московскими компаниями из первой пятерки. Это может быть ошибкой: со свободной землей в выгодных местах в Челябинске очень плохо, ее просто так не найти. К тому же не стоит забывать, что за хорошими земельными участками в городах-миллионниках всегда много охотников. Не вопрос, такие игроки могут заходить самостоятельно, но так они получают условия хуже и дороже. Для челябинской и московской компаний одни и те же площади будут предложены по разным ценам, причем для столичных – значительно дороже. Это как в музеях Санкт-Петербурга: для русских цена одна, для иностранцев – двойная. Поэтому, если федеральный игрок хочет сэкономить, то ему важно обратиться за услугами к челябинским брокерским и консалтинговым компаниям».
По мнению респондентов Chel.ru, устанавливая плату только за входной билет в развлекательный комплекс, компания может столкнуться с проблемами ротации посетителей.
«Идея входного билета в парк развлечений не нова, так работает масса развлекательных европарков – и ничего в этом сложного нет, – комментирует Александр Одольский. – Но одно дело, когда по такой системе работает парк аттракционов. Там быстрая ротация клиентов, поскольку развлечения занимают две-три, максимум 10 минут. Но когда на объекте появляются более длительные развлечения, как боулинг, настольный теннис или кинотеатр, возникает серьезная проблема: есть много посетителей, которые хотят пройти через аттракцион или кинозал, а период игры или фильма – длинные. Не думаю, что компания готова построить 100 дорожек боулинга, чтобы дать всем желающим возможность поиграть пару часов. Поэтому, если не организовывать потоки грамотно, то при воплощении проекта могут возникнуть проблемы».
Трудности могут возникнуть и при управлении бизнесом, указывают респонденты Chel.ru.
«Построить 20 развлекательных центров в России до 2019 года вполне реально, – уверен Станислав Ахмедзянов. – Однако после этого важно ими грамотно управлять. И без диверсифицированной политики разделения задач на федеральные округа – Сибирь, Урал, Центральная часть страны, Санкт-Петербург и Москва – здесь не обойтись. Если управлять всеми 20 объектами из одной точки, то бизнес погибнет. Подобных примеров множество в ритейле: чем дальше гипермаркет от центрального офиса, тем меньше его контролируют управленцы и больше глохнет развитие».