Челябинские автовладельцы в скором времени в нарушение закона будут вынуждены выезжать на дороги города без полиса ОСАГО. Местные подразделения ряда крупных страховых компаний одновременно прекратили продажу страховых полисов, ссылаясь якобы на отсутствие чистых бланков. Однако если автовладелец готов попутно с полисом ОСАГО купить и страховку жизни или застраховать автомобиль от угона и ущерба, страховые компании с готовностью оформят и «автогражданку». Некоторые компании и вовсе ввели негласный запрет на продажу полисов ОСАГО до конца года. Эксперты заявляют о сговоре страховщиков, в региональном УФАС поводов для тревоги пока не видят.
Из-за высокой убыточности ОСАГО челябинские филиалы крупных страховых компаний отказывают автовладельцам в продлении полисов. По словам страхового брокера, обладающего достаточной информацией о сложившейся ситуации на рынке автострахования в городе, руководители большинства филиалов страховых фирм получили внутренний приказ о временном запрете на продажу полисов обязательного страхования гражданской ответственности. Выяснилось, что план продаж по обязательному полису в Челябинске сотрудники местных филиалов перевыполнили еще в конце августа. Однако открыто отказывать в продлении или продаже полисов ОСАГО страховщики боятся из-за возможных проверок со стороны РСА и иных контролирующих органов, поэтому вынуждены проявлять изобретательность, чтобы отвадить клиентов.
Как подчеркивает собеседник ChelFin.ru, если страховые агенты одних компаний отказывают в продаже автогражданки якобы из-за отсутствия чистых бланков полисов, но при этом намекают, что готовы продать его в комплекте с другой страховой программой, то в других страховых компаниях при обращении автовладельца просят заполнить специальную анкету. «Сотрудники страховых компаний обещают согласовать анкету в течение 14 дней. На самом деле они просто-напросто затягивают время, чтобы автовладелец обратился в другую страховую компанию. Купить полис ОСАГО в Челябинске становится всё сложнее», – объясняет страховой брокер и подчеркивает: если Россгострах и «РЕСО-Гарантия» компенсируют убыточность по полисам ОСАГО, которая достигает четырех рублей выплат на каждый рубль собранной страховой премии, за счет навязывания дополнительных услуг, то в СОГАЗе, «АльфаСтраховании» и Иногсстрахе изобретают собственные методы.
Как отмечает руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова, в антимонопольном ведомстве прекрасно осведомлены о сложившейся ситуации, однако повлиять на нее не в силах: в городе работает несколько десятков страховых компаний, и ни одна из них не занимает доминирующего положения на рынке, поэтому говорить в этом случае о злоупотреблении или сговоре нет оснований. Впрочем, Анна Козлова отмечает, что навязывание дополнительных услуг при продаже полиса ОСАГО противоречит российскому законодательству о защите прав потребителей.
В пресс-службе компании «АльфаСтрахование» обвинения в негласном запрете на продажу полисов ОСАГО называют необоснованными. «Мы не отказываем автовладельцам в заключении договора ОСАГО. Страхователь заполняет анкету, и в течение четырнадцати дней происходит обработка данных. При посещении офиса клиенту всегда предлагаются другие программы страхования, вне зависимости от того, покупает он полис ОСАГО или другой страховой продукт», – разъясняет сложившуюся ситуацию представитель компании.
В пресс-службе «СОГАЗ» и вовсе заявляют о том, что видят большой потенциал в развитии этого сегмента бизнеса. За девять месяцев этого года в Челябинской области продажи полисов обязательного страхования автогражданской ответственности в компании выросли на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Такой высокий темп роста продаж связан в том числе с тем, что другие страховщики, традиционные лидеры автострахования, заметно снизили свою активность в этом сегменте, поскольку рассматривают данный вид страхования как убыточный. Неудивительно, что автомобилисты начинают обращаться в те компании, которые никаких ограничений на продажи ОСАГО не вводили. Поскольку сегодня желающих застраховать автогражданку в СОГАЗе существенно больше, чем мы планировали, некоторые филиалы время от времени сталкиваются с проблемой нехватки полисов ОСАГО», – пояснили в компании. Информацию о навязывании челябинцам дополнительных договоров страхования в компании называют не соответствующей действительности.
«Проблем с бланками нет», – утверждает директор по страхованию автогражданской ответственности страховой компании «Альянс» Андрей Антохонов и отмечает: ситуация с нехваткой бланков может возникнуть только у отдельно взятой компании, а не у всего пула крупнейших страховщиков сразу, поскольку отпуск бланков для некоторых страховых компаний ограничен квотами РСА.
Нежелание страховых компаний оформлять новые полисы ОСАГО связано с тем, что в ближайшее время лимит страховых выплат планируется существенно увеличить, причем без пересмотра страховых тарифов, которые и при сегодняшних предельных суммах выплат не обеспечивают приемлемой убыточности. Как отмечает Андрей Антохонов, с большой долей вероятности повышение страховых сумм произойдет уже в следующем году.
Директор филиала группы «Ренессанс страхование» в Челябинске Мария Юрченко считает, что если тарифы по ОСАГО не будут пересмотрены в ближайшее время, то южноуральские автомобилисты вообще рискуют остаться без страховки. «Есть два возможных варианта развития событий: либо компания недооценивает дополнительные убытки, в этом случае снижается ее финансовая устойчивость, что в итоге приводит к банкротству. При втором варианте компания корректно оценивает дополнительные убытки и перестает продавать полисы ОСАГО», – резюмирует она.