Водка, текила, джин, виски и прочий 40-градусный алкоголь, разлитый в тару свыше 0,375 литра, но менее 0,5 литра, будет стоить столько же, сколько классическая поллитровка. Не дешевле «пол-литры» будут продавать и настойки крепостью от 30 до 40 градусов. Почему Росалькогольрегулирование (РАР) решило уравнять в цене спиртное в разных бутылках, останутся ли на прилавках «чекушки» и сыграет ли на руку нелегалам грядущее повышение цен на крепкий алкоголь – в материале Chel.ru.
Речь идет о приказе РАР №372 от 13 декабря 2012 года, изменения в который вносятся приказом того же ведомства №249 от 10 октября 2013 года. Поправки, которые уравнивают минимальные розничные цены на спиртное в бутылках свыше 0,375 литра, но менее 0,5 литра, вступили в силу с 3 декабря. Водка, текила, джин, виски и прочий 40-градусный алкоголь, разлитый в такие бутылки, теперь должен стоить столько же, сколько классическая пол-литровка. Исключение из этих правил – коньяк, бренди и другие напитки с высоким градусом, сделанные на основе винограда.
Необходимость этих поправок РАР объясняло тем, что, разливая спиртное в тару маленького объема, производители обходят требование о минимальной розничной цене на водку. Согласно стандартам, стоимость пол-литра должна составлять от 174 рублей, но нечистые на руку производители стали разливать водку в бутылки меньшего объема, например 0,45 литра. Цена такого спиртного в итоге оказывается ниже минимальной планки. Чиновники решили приструнить мошенников, введя одинаковые цены на водку, разлитую в тару от 0,375 литра до 0,5 литра.
Приказ РАР также устанавливает, что минимальная цена на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью от 30 до 40 градусов (кроме водки) будет равна цене на такую же продукцию крепостью 40 градусов, или 170 рублей за 0,5 литра. Это решение принято в связи с тем, что в торговле появилась водка под видом «горьких настоек» крепостью 35 градусов.
По данным Росстата, розничные продажи водки и ликероводочных изделий в РФ в январе-октябре 2013 года снизились на 6,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 113,5 миллиона декалитров. В октябре по сравнению с аналогичным периодом 2012 года продажи упали на 5,6 процента – до 11,7 миллиона декалитров.
Эксперты прогнозируют, что выравнивание цен обернется исчезновением водки малого объема (за исключением популярных в народе 250-граммовых «чекушек»). «Нестандартные емкости, такие как 0, 45 литра, или был еще когда-то объем 0, 49 литра, всегда и использовались с целью ухода от уплаты акциза, – говорит независимый эксперт Дмитрий Соколов. – Что ж, из малой емкости теперь останутся, в основном, 0,25 и 0,5». По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) , доля сегмента, который уйдет с рынка в связи с поправками, составит примерно десять процентов.
Минимальная цена устанавливается, чтобы потребитель мог отличить легально произведенный напиток. Она рассчитывается с учетом стоимости акциза и определенных наценок производителя и торговой сети. Напомним, минимальные цены на крепкий алкоголь были введены с 2010 года на всех этапах реализации спиртного: у производителя, оптовика и розницы – как инструмент борьбы с контрафактом. Но когда водка резко подорожала до 170 рублей, и ее производство сократилось, россияне не стали пить меньше. Очевидно в ход пошел «самопал», зачастую опасный для жизни. Поэтому во второй раз повышать цену на водку решили в два этапа. С января 2014 года Росалкогольрегулирование планирует поднять минимальную стоимость пол-литровой бутылки водки до 199 рублей, а с августа водка может подорожать уже до 220 рублей.
Ставка акциза на алкоголь крепостью более девяти процентов в 2014 году составит 500 рублей против 400 рублей в году текущем. К 2016 году ставка акциза составит уже 660 рублей за литр. Для алкоголя крепостью до девяти процентов ставка акциза в следующем году составит 400 рублей за литр против 320 рублей в 2013 году. В 2016 году она составит 550 рублей.
Кто производит алкоголь на Южном Урале В настоящее время в Челябинской области работают четыре предприятия, производящих алкогольную продукцию. ООО «Верхнеуральская винокуренная компания «Январь», ОАО ЗАН «Маяк», филиал ОАО «Росспиртпром» «Златоустовский ликероводочный завод», ООО «Центр пищевой индустрии – Ариант». В 2006 году на Южном Урале насчитывалось 15 производителей спиртного
Повышение цен на крепкий алкоголь может спровоцировать скачок производства и продаж контрафакта, считают эксперты. «Это в общем-то закономерность – любое потрясение на рынке, будь то какие-то запреты или повышение цен, влечет за собой всплеск активности нелегального производства, – говорит заместитель директора по продажам ТС «Союз» Андрей Новокрещенов. – Во-первых, нужно усиливать контроль над распространением нелегальной продукции, во-вторых, устанавливать ценовой предел, выше которого минималку поднимать не стоит. На мой взгляд, таким пределом на сегодняшний день может быть цифра примерно в 200 рублей, не более. При таком уровне цен можно предоставить покупателям широкий и качественный ассортимент алкогольной продукции, а самое главное – минимизировать потребление некачественного самопального алкоголя с вытекающими из этого последствиями».
«Повышение акцизов и, следовательно, номинальной суммы НДС – конечно, в интересах государства, но когда это повышение происходит без ужесточения контроля и ответственности – это только на руку нелегалам, – отмечает заместитель директора по экономике и финансам ОАО «Златоустовский ликеро-водочный завод» Людмила Сорокина. – Никто ведь сегодня не ходит и не проверяет цены в торговых точках, неясно, откуда эта продукция. Понятно, что продавец лучше возьмет бутылку казахстанской водки за 70 рублей и продаст за 250, чем купит у производителя за 170. Мы видим, что страна вяло, но сползает в кризис».
О том, что одновременно с повышением акцизов нужно ужесточать контроль, говорит и независимый эксперт Алексей Шестаков. По его мнению, дешевая водка из соседнего Казахстана, которой и сейчас хватает на челябинском рынке, с повышением цен станет еще популярнее. «Казахстанскую границу пересечь ничего не стоит, а прямо за таможенным постом стоят оптовые магазины по продаже алкоголя, можете затариваться и спокойно возвращаться. Это серьезно подрывает рынок», – говорит Шестаков.
Дмитрий Соколов вспоминает, как год назад в ожидании повышения акцизов производители складировали продукцию, чтобы постфактум вывести на рынок и заработать побольше. «И уже при новых ставках старая цена акцизов действовала на рынке еще примерно полгода, – говорит эксперт. – Как производители поведут себя сейчас, прогнозировать сложно, но, скорее всего, с наиболее популярными брендами поступят так же. Доля нелегального оборота на некоторое время увеличится, но, думаю, не критично».