В этом году новогодний бюджет россиян вырастет на 13% до 19 200 рублей, подсчитали эксперты консалтинговой компании Deloitte в ежегодном исследовании потребительских расходов. Затраты на праздничный стол, подарки и развлечения с каждым годом растут, только это не связано с ростом благосостояния населения, уверены эксперты.
В прошлом году траты среднего класса на подарки, новогодний стол и развлечения составляли 17 тысяч рублей. В этом году, по прогнозу экспертов Deloitte, новогодний бюджет россиян увеличится на 13% и составит 19 200 рублей (443 евро). В исследовании аналитики отмечают, что этот показатель в больших российских городах почти догнал среднеевропейский – 450 евро – но пока уступает праздничным тратам ирландцев (894 евро) и французов (531 евро). Опрошенные россияне возросшие расходы объясняют желанием радоваться жизни, не терзаясь мыслями о нестабильности экономики и на время забыв о денежных проблемах.
Финансовые аналитики ставят под сомнение оптимизм населения. «Экономика России стагнирует, а значит, замедляется как рост заработных плат, так и индекс потребительских цен», – комментирует управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. По его прогнозам, по итогам года рост заработной платы составит около 10%, тогда как годом ранее был равен 13,9%. Индекс потребительских цен также окажется ниже прошлогоднего показателя и составит чуть более 6%, прогнозирует эксперт. Сергей Ковжаров уверен: повышение расходов на Новый год только отчасти объясняется ростом зарплат. «Большую роль играет российский менталитет и модель потребления. Для россиян Новый год – это большой праздник, на который приходится пик увеличения затрат на покупку продуктов и подарков по отношению ко всем остальным статьям расходов семейного бюджета», – говорит эксперт, добавляя, что в России после праздника расходы снизятся, а вот европейцам не придется затягивать пояса. Однако в ближайший год, по мнению Сергея Ковжарова, расходы россиян на продукты питания и обслуживание кредитов будут возрастать, тогда как на развлечениях, отдыхе и покупке одежды население будет стремиться сэкономить.
По последним данным Росстата, инфляция в октябре составила 0,6%. На продовольственные товары цены выросли на 1,1%, на непродовольственные – на 0,5%. А вот цены и тарифы на услуги, наоборот, снизились на 0,1%. В среднем по стране стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в конце ноября составила 10,6 тысячи рублей, увеличившись на 7,4% с начала года, стоимость же минимального набора продуктов питания в октябре составила 2,8 тысячи рублей в месяц.
«Реальные доходы южноуральцев (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) выросли всего на 3,3% по сравнению с прошлым годом. И только 10% всех россиян, согласно результатам соцопроса, отметили, что в этом году их доходы возросли вместе с инфляцией, а большинство указывает, что уровень благосостояния не изменился», – комментирует директор филиала «БКС Премьер» в Челябинске Илья Рощупкин. По его мнению, это показывает, что вряд ли челябинцам стоит увеличивать новогодние траты. «Однако традиция делать близким подарки в этот праздник, а также подготовка новогоднего стола с учетом инфляции (5,3% за первые 10 месяцев этого года), скорее всего, спровоцируют у большинства жителей региона увеличение затрат», – считает эксперт.
Сама большая статья расходов в новогоднем бюджете россиян – подарки. Эксперты указывают, что в преддверии новогодних праздников растет средний чек в магазинах детских товаров, бытовой техники и ювелирных салонах. «У многих россиян есть традиция совершать перед Новым годом крупные, так называемые семейные, покупки: большой телевизор, хороший компьютер, кофемашина», – рассказывает представитель сети Media Markt Анна Трофимова.
Угощение и напитки для праздничного стола занимают вторую строчку в рейтинге расходов на Новый год. «Чувствуется заметное увеличение спроса на овощи, фрукты, свежие продукты. Это логично, покупают те же позиции, что и в обычное время, только в большем объеме», – комментирует менеджер по связям с общественностью торговой сети «Молния» Анастасия Логиновская, добавляя, что быстро раскупается и готовая продукция. По ее словам, 31 декабря салаты и горячее в контейнерах разбираются моментально. «В предпраздничные дни растет количество заявок через стол заказов», – говорит Анастасия Логиновская.
Традиционная часть новогодних затрат – развлечения. «Сказать, насколько увеличится количество посетителей в ресторанах, сейчас сложно, поскольку основные празднования начнутся со второй декады декабря. Могу сказать точно, что декабрь – один из самых «хлебных» месяцев, и понижения клиентского потока мы не ждем», – комментирует операционный директор группы «Рестостар» Екатерина Кханбхай. По ее словам, самым провальным месяцем является ноябрь и начало декабря, когда челябинцы экономят на развлечениях перед новогодними праздниками. Как отмечает Екатерина Кханбхай, во многих ресторанах уже расписаны все дни на проведение корпоративов и распроданы билеты на новогоднюю ночь, при этом цены во многих случаях остались на уровне прошлого года.
Кстати, 18 декабря начнется продажа елей и букетов из хвои. Как сообщает администрация Челябинска, будет открыто на три десятка больше торговых точек, чем в прошлом году. Всего в городе выделено 163 места для продажи елок. А елочные игрушки, гирлянды и другие новогодние товары в городе продают 139 магазинов.