Челябинские власти ищут способы контролировать развитие торговых сетей, так как из-за экспансии сетевых ритейлеров страдает малый и средний бизнес. Эту проблему обсуждали 4 декабря на заседании общественного совета по развитию предпринимательства при Законодательном собрании Челябинской области. Представители бизнеса считают, что действующий закон «О торговле» является неэффективным и требует пересмотра. О том, каким образом найти компромисс между интересами сетевого ритейла и малого бизнеса, читайте в материале Chel.ru.
О том, что расширение сетей продовольственного ритейла несет в себе угрозу для малого и среднего бизнеса, на заседании совета по развитию предпринимательства при Заксобрании Челябинской области заявил директор автономной некоммерческой организации «Центр правовой поддержки и научных исследований «Родной Город» Владимир Ишимов. «Ситуация с потребительским рынком очень сложная, но этому вопросу мало кто уделяет внимание. Мы пришли к выводу, что действующий закон «О торговле» не является рабочим, так как прилагаемая к нему методика по расчету присутствия торговых сетей не действует», – сказал Владимир Ишимов. В качестве примера он привел Магнитогорск, где торговые сети явно занимают доминирующее положение. «Когда начинаешь считать по площадям, получается, что присутствие торговых сетей огромное, 70% всей продовольственной торговли города – это федеральные сети, но, по данным Росстата, этот показатель всего лишь 21%», – пояснил он.
«У нас сейчас 40 магазинов «Магнит», из них четыре огромных гипермаркета и готовятся к открытию еще два. Так вот, эти шесть магазинов смогут вместить на своей площади все существующие магазины шаговой доступности», – рассказал докладчик. По словам Владимира Ишимова, проблема заключается в том, что нет программы по развитию торговли, соответственно развитие сетей происходит неконтролируемо, без учета интересов малого и среднего бизнеса. «Конфликт между крупным и малым бизнесом очевиден, а оценка того, что с этим делать, затруднена», – подытожил Владимир Ишимов.
С тем, что проблема действительно существует, согласились и другие присутствовавшие на заседании представители бизнеса. «Избыток торговых сетей подрывает бизнес у большого количества субъектов малого предпринимательства, а это те люди, которые живут здесь и здесь же платят налоги. Необходимы поправки в закон о торговле, поскольку расчет доли рынка в настоящих условиях не представляется возможным», – сказал представитель «Опоры России», предприниматель Денис Константинов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров сообщил о том, что власти региона уже обратили внимание на экспансию торговых сетей, и муниципалитеты получили поручение взять ситуацию под контроль. Между тем, по неофициальной информации, в Челябинске главы районов получили указание не согласовывать площадки для новых магазинов федеральных сетей.
По мнению бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, программы регулирования ситуации в торговле действительно необходимы как на федеральном, так и на региональном уровне. «Цель – найти компромисс между крупным, средним и малым бизнесом. Все эти форматы должны гармонично сосуществовать друг с другом. Можно ведь найти разные способы регулирования. Я не претендую на высказывание готовых решений, только в качестве идей. Можно, например, не давать крупным торговым сетям торговать алкогольной продукцией, а продавать ее в небольших магазинах. Еще один вариант – в субботу и воскресенье ограничить рабочий день для торговых сетей (например, до обеда), в остальное время могут работать только магазины шаговой доступности. В общем, надо искать варианты гармонизации», – считает уполномоченный по правам предпринимателей.
По мнению члена общественного совета по предпринимательству Николая Дейнеко, малый бизнес должен предпринимать шаги по улучшению уровня обслуживания в своих магазинах. «Сегодня мы наблюдаем развитие в Челябинске небольших сетевых магазинов шаговой доступности, так называемых минимаркетов. И именно за магазинами такого формата, на мой взгляд, будущее. Но для того, чтобы составить конкуренцию крупным торговым сетям, они должны быть принципиально нового и качественного европейского формата. Основными конкурентными преимуществами таких магазинов должны являться не ценообразование, а качество продукции, ассортимент, а самое главное – грамотная работа с лояльностью покупателя», – говорит эксперт.
По данным регионального УФАС, в Челябинске наибольшую долю рынка розничной торговли продовольственных товаров занимает X5 Retail Group – 7,5%, затем следует ООО «Молл» (Молния) – 7,02%, небольшие доли (около 2%) имеют розничная сеть «Проспект» и «Агрофирма «Ариант», «Ашану» принадлежит 1,7% рынка, а «Дикси-Челябинск» – 0, 69%.
При этом в ведомстве также говорят о несовершенстве действующей методики расчетов. «В настоящее время у нас нет запретов, которые бы ограничивали деятельность торговых сетей, подобных тем, которые имеются в мировой практике. Во всем мире, конечно, малый бизнес защищают. Все гипермаркеты строятся на окраине, у нас же нет подобных запретов. Нужно искать компромиссы, например, разрешать работу крупным сетевым магазинам до определенного часа с тем, чтобы в оставшееся вечернее время могли заработать маленькие магазины», – рассуждает заместитель начальника Челябинского УФАС Елена Семенова. «Малый бизнес – это и рабочие места, и налоги в конкретный бюджет, поэтому какие-то меры по его защите нужно принимать», – считает представитель УФАС.
А что думаете вы, уважаемые читатели: надо ли умерить аппетиты сетевого ритейла, чтобы поддержать развитие малого бизнеса? Участвуйте в онлайн-голосовании на Chel.ru и оставляйте свои комментарии!